«Молочный» контроль
- 26.04.2016 23:52
Продукция белорусских молокоперерабатывающих предприятий заслужила доверие покупателей в различных странах мира. 95 % в объеме экспорта отечественной «молочки» поставляется в Российскую Федерацию, остальные 5 % можно встретить в торговых организациях таких стран, как Китай, Соединенное Королевство (Великобритания), Республика Йемен, Польша, Объединенные Арабские Эмираты, Сирийская Арабская Республика и др. О расширении географии поставок на отраслевом семинаре РУП «Институт мясо-молочной промышленности» рассказала консультант-госветинспектор Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Ольга БАБУЛЬ.
Перспективные рынки сбыта
С 2006 года Беларусь посещали несколько миссий Генерального директората по здравоохранению и защите прав потребителей Европейского союза, которые оценивали в сельскохозяйственных организациях, на молокоперерабатывающих предприятиях систему получения и контроля качества и безопасности молока-сырья, молочной продукции. Оценке были подвергнуты все факторы, связанные с производством молока-сырья и молочной продукции: показатели их качества и безопасности, контроль предприятием критических точек, гигиеническое состояние производственных площадок (потолков, стен, полов), гигиена персонала, удаление отходов, контроль качества воды, дератизация, дезинфекция, дезинсекция и др. Также оценке подверглась государственная система контроля за наличием вредных веществ в молоке-сырье, за обеспечением контроля со стороны компетентного органа по выпуску предприятиями качественной и бе-зопасной продукции.
В результате этих инспекционных миссий Постоянным комитетом ЕС по безопасности продовольственной цепи и здоровью животных в 2012 году принято решение о включении в список субъектов хозяйствования, которые имеют право поставки продукции на рынок Европейского союза, пяти молокоперерабатывающих белорусских предприятий: ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Берёзовский сыродельный комбинат», СП «Санта Бремор» (в части мороженого), ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод» и Узденский производственный участок ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат».
В настоящее время процедуру допуска на рынок ЕС проходят такие предприятия, как СООО «Морозпродукт», Пинский и Столинский производственные филиалы ОАО «Савушкин продукт». Процедура достаточно сложная. Сначала предприятие осуществляет так называемую самооценку, то есть оценивает свою систему менеджмента качества и безопасности в соответствии с европейским законодательством (включая оценку сырьевых зон), затем к процедуре оценки подключаются специалисты областных служб Минсельхозпрода, Госстандарта, Минздрава. В финале Компетентным органом Республики Беларусь производится оценка условий получения и контроля молока-сырья и молочных продуктов в соответствии с европейскими требованиями для последующей подачи заявки в Генеральный директорат по здравоохранению и защите прав потребителей для расширения списка предприятий, имеющих право поставки молочной продукции в ЕС.
Что собой представляют европейские требования? Законодательство Европейского союза в сфере обеспечения качества и безопасности пищевой продукции — это более 1600 директив, решений, постановлений и поправок к ним. Особо важными для молокоперерабатывающей промышленности являются:
- Регламент (ЕС) от 22.12.2009 № 37/2010 «По фармакологическим активным веществам и их классификации по максимальным пределам остатков в пищевых продуктах животного происхождения» (приведен перечень всех запрещенных веществ и остатков вредных веществ);
- Регламент (ЕС) от 02.07.2010 № 605/2010, устанавливающий требования к условиям охраны здоровья животных и людей, ветеринарной сертификации для ввоза в Европейский союз сырого молока и молочных продуктов, предназначенных для потребления человеком (приведены условия поставки молочной продукции в ЕС);
- Регламент (ЕС) от 29.04.2004 № 852/2004 «О санитарно-гигиенических правилах производства пищевых продуктов и кормов» (приведены требования к санитарно-гигиеническим условиям производства, прослеживаемости продовольственного сырья и пищевых продуктов, процедурам НАССР, удалению отходов для всех пищевых продуктов и т. д.);
- Регламент (ЕС) от 29.04.2004 № 853/2004, устанавливающий специальные санитарно-гигиенические правила пищевых продуктов животного происхождения (в том числе применительно к молоку: условия получения, продолжительность хранения, нормативы по количеству микроорганизмов и соматических клеток, периодичность контроля);
- Регламент (ЕС) от 15.10.2005 № 2073/2005 «О микробиологических критериях для пищевых продуктов» (приведены конкретные микробиологические показатели, в том числе по видам молочной продукции);
- Распоряжение (ЕС) от 29.04.2004 № 882/2004/ЕС Европейского Парламента и Совета по вопросу об официальных контролях, проводимых с целью проверки соответствия кормовому и пищевому законодательству, а также правилам, касающимся здоровья и благополучия животных (касается официального контроля со стороны компетентных органов).
Перечень регламентов и директив ЕС можно найти на официальном сайте Госстандарта. Сдерживающим фактором здесь является отсутствие на сайте переведенных актуализированных упомянутых документов со всеми внесенными изменениями. Кроме того, их можно найти на сайте Россельхознадзора в рубрике «Полезная информация».
В помощь предприятиям, планирующим поставки продукции на рынок Европейского союза, в 2012 году Международной финансовой корпорацией совместно с ГУ «Белгосветцентр» разработаны Рекомендации по экспорту живых животных и продуктов животного происхождения в страны Европейского сообщества. Текст рекомендаций размещен на сайте Госстандарта в рубрике «Содействие экспорту».
Нормативно-правовая база Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь по регулированию вопросов качества и безопасности молока-сырья и молочной продукции гармонизирована не только с законодательством ЕС, но и с техническими регламентами Таможенного союза.
Во-первых, это Ветеринарно-санитарные правила проведения исследований на наличие запрещенных веществ и превышение максимально допустимых уровней остаточных количеств ветеринарных препаратов, других химических соединений в живых животных, продуктах животного происхождения, утвержденные постановлением Минсельхозпрода от 28 марта 2012 года № 18 (гармонизация в части проведения контроля вредных веществ в молоке-сырье).
Во-вторых, это Указание Главного государственного ветеринарного инспектора Республики Беларусь от 24.01.2014 № 03/146, в котором регламентирована процедура контроля молока-сырья в сельскохозяйственных организациях при приемке на молокоперерабатывающих предприятиях, выпускаемой молочной продукции, а также требования к проведению официального государственного контроля, к процедуре возврата несоответствующего молока. Все показатели указания также соответствуют техническим регламентам Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции».
В-третьих, это Ветеринарно-санитарные правила для организаций, осуществляющих приемку молока, производство, хранение и реализацию продуктов, утвержденные постановлением Минсельхозпрода от 21 декабря 2009 года № 82 и устанавливающие детальные требования к процессам поступления молока на переработку, гигиеническому состоянию производства, водоснабжению, освещению, применяемому транспорту, дератизации, дезинсекции, гигиеническому обучению персонала и т. д. согласно законодательствам ЕС и ТС.
Другим перспективным направлением для экспорта белорусской молочной продукции является Китай. Сегодня уже 17 производителей Республики Беларусь включены в реестр предприятий, имеющих право поставки своей продукции в эту страну. Речь идет о компаниях «Савушкин продукт», «Бабушкина крынка», «Здравушка-милк», «Милкавита», «Молочный Мир», «Беллакт», о Барановичском и Пружанском молочных комбинатах, Берёзовском сыродельном комбинате, Верхнедвинском и Щучинском маслосырзаводах, Слуцком сыродельном комбинате, Лепельском и Лидском молочноконсервных комбинатах, Минских молочных заводах № 1 и № 2, Молодечненском молочном комбинате.
Формируется комплект документов от Республики Беларусь по внесению в этот список предприятий: ГП «Мозырские молочные продукты», Глубокский молочноконсервный комбинат, Клецкий, Любанский, Солигорский и Копыльский филиалы Слуцкого сыродельного комбината, Воложинский, Нарочанский и Вилейский филиалы Молодечненского молочного комбината, Холопеничский и Березинский филиалы ОАО «Здравушка-милк». Помимо этого, имеющиеся в списке отдельные предприятия расширяют ассортимент продукции, допущенной на рынок Китая. Также в данный момент китайской стороной рассматривается пакет документов Волковысского ОАО «Беллакт» для включения в список предприятий, имеющих право поставки в Китай продукции детского питания.
В октябре 2015 года Беларусь посетила инспекционная миссия Главного управления по контролю качества, инспекции и карантину Китайской Народной Республики. Ее представители побывали на трех предприятиях — ОАО «Беллакт», ОАО «Бабушкина крынка» и ОАО «Савушкин продукт». Результаты посещения белорусской стороне пока не направлены. Кроме того, в Республике Беларусь осуществлена миссия экспертов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Индонезии с посещением белорусских молокоперерабатывающих предприятий, сертифицированных по стандарту «Халяль» HAS 23000. Ее представители посетили ОАО «Сморгонские молочные продукты», ОАО «Бабушкина крынка» и ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод» в целях оценки соответствия индонезийским требованиям.
Казалось бы, все хорошо, и перспективы расширения географии поставок и наращивания экспорта белорусской молочной продукции на внешний рынок вполне обнадеживающие. Однако объемы рынка пока не столь значительные. Сдерживающим фактором служит достаточно высокая себестоимость белорусской продукции. Над решением этого вопроса ведется усиленная работа.
Тревожные сигналы от российских коллег
Отдельно следует остановиться на претензиях Российской Федерации как основного торгового партнера белорусских молочников. С 1 января 2016 года, с окончанием переходного периода, вся поставляемая на таможенную территорию Таможенного союза молочная продукция должна в полном объеме соответствовать техническим регламентам Таможенного союза (в том числе ТР ТС 021/2011, ТР ТС 033/2013 и другим ТР, устанавливающим требования к упаковке, маркировке, содержанию пищевых добавок и т. д.).
В 2015 году Россельхознадзором белорусской стороне были направлены факты несоответствия молочной продукции как требованиям технических регламентов Таможенного союза, так и Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным Решением Комиссии ТС 28 мая 2010 года за № 299 (далее — ЕСТ).
Факты несоответствий касались: микробиологических показателей безопасности (количество мезофильно-аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов, бактерий группы кишечной палочки), антибиотиков тетрациклиновой группы, наличия метронидазола, несоответствия молочной продукции по жирнокислотному составу, превышения содержания калия и натрия азотнокислого в сырах. Отдельные показатели (например, о метронидазоле) отсутствуют в технических регламентах Таможенного союза.
По каждому случаю несоответствия проводятся служебные расследования Государственной ветеринарной службой совместно со специалистами молокоперерабатывающих предприятий. Кроме того, согласно Положению о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденному Решением Совета Евразийской экономической комиссии 9 октября 2014 года за № 94, продукция, в отношении которой поступили факты несоответствий, направляется на дополнительные испытания (не менее 10 испытаний по несоответствующему показателю).
На что следует обратить внимание
За каждым молокоперерабатывающим предприятием Республики Беларусь закреплен государственный ветеринарный врач. Однако ресурсы этого специалиста пока реализованы недостаточно. Как правило, он отвечает за отгрузку продукции, формирование пакета ветеринарных сопроводительных документов, осуществляет осмотр транспортного средства для экспорта продукции. В то же время в ходе инспекции белорусских молокоперерабатывающих предприятий в октябре 2015 года Россельхознадзором были высказаны замечания по усилению позиций государственной ветеринарной службы, в том числе в части проведения отбора проб при осуществлении контроля показателей качества и безопасности молока-сырья и молочной продукции в независимых государственных лабораториях.
Казалось бы, так отлажена на заводах система входного контроля молока-сырья на наличие антибиотиков: современные экспресс-методы с тест-системами, позволяющими за 10 минут провести контроль наличия всех четырех групп антибиотиков по нормативам, требуемым техническими регламентами Таможенного союза. Но нет-нет, и промелькнет на отдельном заводе экспресс-прибор старого поколения (например, β-star-combo) с пределом контроля, не обеспечивающим современные нормативы. Или другой пример: затратив серьезные средства на покупку современных тест-систем, некоторые не считают необходимым приобретение считывающего устройства, выдающего однозначный результат контроля в виде слов «положительный» или «отрицательный», а предпочитают оценивать яркость полосок наличия антибиотиков визуально, на глаз.
Хочется обратить внимание на применение контрольных образцов «негатив» и «позитив» при входном контроле антибиотиков, например, тест-системами Charm. И если при контроле, предположим, левомицетина (хлорамфеникола) используется контрольный «положительный» образец с содержанием 10,0 мг/кг этого антибиотика, а норматив по нему, как известно, 0,3 мг/кг, то о какой достоверности полученных результатов может идти речь.
Если все экспресс-приборы служат для «качественного» обнаружения антибиотиков (есть антибиотики или нет в существующих пределах), то применяемый повсеместно молокоперерабатывающими предприятиями Республики Беларусь метод иммуноферментного анализа (так называемый метод ИФА) является количественным и указывает конкретное количество антибиотика. Следует обратить внимание на контроль этим методом антибиотиков тетрациклиновой группы. Учитывая тот факт, что 100 %-ная достоверность контроля имеется только по тетрациклину, а по остальным антибиотикам этой группы — окситетрациклину и доксициклину она 14 %- и 6 %-ная соответственно, контроль тетрациклиновой группы в молоке-сырье необходимо осуществлять методом хромато-масс-спектрометрии согласно вышеупомянутому Указанию от 24.01.2014 № 03/146. Необходимое оборудование для этого имеется в ГУ «Белгосветцентр», на РУП «Республиканский научно-практический центр гигиены».
Не лишним будет напомнить, что на молокоперерабатывающих заводах по каждому случаю возврата в сельскохозяйственные организации молока, несоответствующего требованиям СТБ 1598–2006 «Молоко коровье. Требования при закупках», должны быть результаты проведенных мероприятий: акт возврата, акт дальнейшего использования хозяйствами несоответствующего молока, акт проведения служебного расследования, результаты испытаний молока из этого хозяйства методом ИФА, начиная со следующего дня. Что касается фактов обнаружения Россельхознадзором метронидазола в белорусской молочной продукции, то указаниями Департамента ветеринарного и продовольственного надзора от 17.06.2015 № 1752 и № 1766 применение ветеринарных препаратов, содержащих метронидазол, запрещено для лечения и профилактики всех видов продуктивных животных. Каждая серия из сформированных партий сухого молока и сухой сыворотки перед отгрузкой должна направляться на исследование в ГУ «Белгосветцентр». Кроме того, заводы имеют возможность контролировать данный показатель самостоятельно согласно имеющимся методикам контроля.
Понятно, что искать метронидазол надо не на заводе, а в сельскохозяйственных организациях. Осмотр аптечек — это хорошо. Но не лишним в данной ситуации будет анализ бухгалтерских документов на закупку препаратов для лечения сельскохозяйственных животных и анализ расходования этих препаратов. В прошлом году произошел курьезный случай: служба качества одного из заводов много усилий прилагала для обнаружения препаратов метронидазола в сельхозорганизациях сырьевой зоны, а в это же время бухгалтерия подписывала счета на приобретение таких препаратов.
Относительно вопроса несоответствия жировой фазы отметим следующее. В настоящее время всем объединениям разослано письмо о необходимости проверки жировой фазы молочных продуктов, так как согласно стандартам на продукцию данный показатель контролируется в случае возникновения разногласий. При этом испытания необходимо проводить не только контролем стеринов, но и по жирнокислотному составу (по аналогии с методами контроля, содержащимися в протоколах испытаний Россельхознадзора). Большая практика испытаний по таким показателям наработана на РУП «БелГИМ».
По превышению калия и натрия азотнокислого в сырах — норматив их содержания, согласно техническому регламенту Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (ТР ТС 029/2012), составляет до 50 мг/кг сыра. Отраслевая Базовая технологическая инструкция по изготовлению сыров сычужных твердых ТИ РБ 100098867.026–2003 (разработчик — РУП «Институт мясо-молочной промышленности») регламентирует внесение калия или натрия азотнокислого из расчета 10–30 г на 100 кг молока. И хотя норматив по наличию нитратов в молоке-сырье в технических регламентах и ЕСТ ТС отсутствует, контроль необходимо начинать с применяющихся кормов, с учетом нормативов нитратов и нитритов согласно Ветеринарно-санитарным правилам обеспечения безопасности кормов, кормовых добавок и сырья для производства комбикормов, утвержденным постановлением Минсельхозпрода 10 февраля 2011 года за № 10.
В части проведения расследований по несоответствию молочной продукции по микробиологическим показателям больше внимания необходимо уделять условиям хранения упаковки — и качество молока поднимается, и на каждом предприятии внедряется система анализа рисков и критических контрольных точек (НАССР). Негативный пример — специалисты предприятия в перчатках вкладывают полиэтиленовый мешок-вкладыш в крафт-мешок для упаковки сухого молока и тут же складируют мешки, практически касаясь стены, на небольшой высоте от пола.
Как известно, очень важен контроль пастеризации молока. Помимо отслеживания температуры молока, специалист-аппаратчик должен владеть информацией о давлении молока на входе и выходе из установки, давлении воды. Члены китайской миссии также обращали внимание на систему вентиляции, ее санитарное состояние, параметры приточного и вытяжного давления в производственных цехах, особенно с открытыми процессами, в местах хранения упаковки и вспомогательных материалов в целях исключения дополнительной контаминации.
Все посещающие молокоперерабатывающие предприятия миссии и инспекции, в том числе европейская, российская, китайская, индонезийская, состояли из высококвалифицированных специалистов. Каждая по-своему придала новый импульс для выработки еще более качественных и безопасных молочных продуктов, давала рекомендации для улучшения производства.
Хочется пожелать специалистам наших предприятий, несмотря на производственную загруженность, находить возможности для учебы, проводимой в первую очередь организациями Таможенного союза и Евразийского экономического союза. В рамках проведения курсов повышения квалификации БАТУ были организованы поездки в Голландию, Израиль для ознакомления с системой получения молока-сырья и изготовления молочной продукции. Наличие грамотных специалистов в области контроля качества и безопасности молочной продукции, постоянно повышающих свой профессиональный уровень, взаимодействие на постоянной основе с российскими коллегами по всем злободневным вопросам — это уверенность в завтрашнем дне, четкое и быстрое решение возникающих вопросов. Кстати, не лишним будет регулярный просмотр сайтов Евразийской экономической комиссии (путь поиска: «техническое регулирование» — «департамент технического регулирования и аккредитации» — «часто задаваемые вопросы» — «вопросы практики применения технических регламентов Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013)), на которых размещены наиболее актуальные вопросы и ответы, касающиеся практики применения ТР ТС 033/2013.