Слонимский мясокомбинат про столетний юбилей, рабочие династии, поставки в Китай и пельменный TikTok

Слонимский мясокомбинат отметил столетие! Последние 20 лет вместе с ним прожил Сергей СКИБА —нынешний генеральный директор. Мы встретились с двойным юбиляром, но не стали углубляться в историю. Решили поговорить о том, как предприятию прожить такую долгую жизнь, не кануть в Лету под натиском безжалостного рынка. Постарались выведать секреты успешности небольшого провинциального, но отнюдь незаурядного предприятия и его руководителя.

— Родной город, родное предприятие, с которым связана вся трудовая жизнь, и практически родные люди вокруг — со многими два десятка лет бок о бок, всегда на виду. Стыдно подвести тех, кто тебе верит и чьё благополучие напрямую зависит от тебя. Нельзя растерять вековые традиции, нельзя предать малую Родину. Вот и приходится всегда идти вперёд, любыми силами, любыми путями двигаться к успеху. Какие секреты? Давайте попробуем разобраться. Думаю, наш главный секрет — безупречное качество. Дело за малым — обеспечить его.

Мотивировать, вовлекать, создавать условия

Я ведь с самых первых своих трудовых дней на Слонимском мясокомбинате. Генеральный директор — последние шесть лет. А постигать тонкости реального производства начал, ещё будучи студентом. Все практики проводил здесь. Работал на конвейере, видел изнутри, как всё устроено. Многих сотрудников помню ещё с тех времён, все процессы и особенности этого производства знаю не понаслышке. И, конечно, мне небезразличны и это предприятие, и эти люди. Поэтому стараюсь находить подход к каждому, мотивировать, вовлекать, создавать условия, чтобы работали с удовольствием и с полной отдачей.

Не знаю, как однозначно охарактеризовать свой стиль руководства. Мне довелось быть под началом нескольких руководителей, и каждый, думаю, чему-то меня научил. Ведь всегда стремишься взять на заметку всё лучше — то, что работает и даёт результат. Методы могут быть разными, но есть непреложные приоритеты — прибыльность и развитие предприятия, благополучие его сотрудников, рабочие места для горожан, качественная продукция для белорусов. И для этого ты можешь быть и лояльным, и жёстким, и понимающим, и бескомпромиссным. Уверен, это приносит плоды.

Прирастать, создавать рабочие места, давать качество

Кадровый вопрос нас не слишком беспокоит, все вакансии заняты, притом что у нас в городе есть выбор куда пойти работать. Зарплата нормальная, а в дополнение — хороший социальный пакет. Тем, кто решил создать семью, готовы помочь с жильём. Поддерживаем сотрудников в разных жизненных ситуациях. И эта забота, доброе отношение — очень важны людям. Дети приходят на предприятие вслед за родителями, образуются настоящие трудовые династии. По три поколения работают единовременно. При непрерывном цикле режим напряжённый — 24/7, в три смены, без выходных.

Не хватает производственных мощностей, но будем расширяться. Многое уже сделано, и есть чем гордиться. Слонимский мясокомбинат — небольшое предприятие в провинциальном городе, третье в Беларуси по объёмам производства. Даже флагманы и крупные заводы — кто-то из них не растёт в объёмах, а кто-то показывает падение. А мы прирастаем, создаём рабочие места, производим качественную продукцию, поставляем её и на внутренний рынок, и за рубеж.

Шевелиться, толкаться, отвоёвывать место

За последние шесть лет производство по основным группам выросло более чем в два раза — в среднем прирост по 15–17 % в год. Это результат реализации двух стратегических линий. Первая — расширение географии поставок. Вторая — наращивание конкурентоспособности на внутреннем рынке. Стараемся быть сильнее, шевелиться, толкаться, отвоёвывать место. Сейчас продаётся только вкусное, качественное. А качество — результат работы всего предприятия.

Здесь и современное оборудование, и слаженный персонал, и мотивация. На старом, добитом оборудовании нельзя сделать хорошую колбасу. И человек, если пришёл на работу без настроения, не сделает идеальный продукт. Недаром для получения сертификата FSSC–22000 (мы получали его для поставок в «Макдональдс») в числе многочисленных аудитов есть и социальный. Сертификат FSSC получить непросто. Он — гарантия нашего качества, наш статус, наше лицо, наш козырь перед международными покупателями и ответ конкурентам.

Продавать с высокой маржой или на премиальные рынки

Выпускаем порядка 1700 тонн колбасных изделий в месяц, около 3000 тонн мяса, примерно 1000 тонн полуфабрикатов, 400 тысяч условных банок консервов. Объём производства мяса я не считаю серьёзным показателем успешности предприятия. Это, скорее, — успешность сырьевой зоны. Вот продать готовый продукт с высокой добавленной стоимостью либо на дорогие премиальные рынки — это нужно постараться. За девять месяцев 2023 года наша выручка составила 274 миллиона рублей при численности персонала 1360 человек — 201 тысяча рублей на сотрудника. 2022-й мы закрыли с рентабельностью более 10 % и 13-ю миллионами чистой прибыли. Сейчас рентабельность 7–8 % — это совсем неплохо, если учесть, каким был 2023 год. Чистая прибыль за десять месяцев — шесть миллионов. Есть что инвестировать в производство на 2024 год.

Модернизировать, реконструировать, строить

Без инвестиций сейчас никуда. Казалось бы, мясной рынок очень консервативный, но нет, постоянно выстреливают какие-то новинки. Как стремительно всё меняется, мы видим в зарубежных поездках, на выставках, отраслевых мероприятиях. Поэтому много инвестируем в оборудование, планируем строить новый логистический центр, а мощности нынешнего перепрофилировать под выпуск колбас. Развиваем сырьевую зону в области и в районе. Там тоже наращиваем базу — опять же за счёт строительства, реконструкции, присоединения, восстановления пустующих зданий. Всё это инвестиции в будущее, потому что мясопереработка без сырьевой зоны — не более чем здания и куча металла. Занимаемся модернизацией консервного производства. Будем пробовать новые виды упаковки, новые продукты. Какие? Не стану пока раскрывать секрет.

Не расслабляться, учиться на ошибках

Будет уместно вспомнить, откуда стартовали, как появилась новая стратегия развития. До 2019 года у нас всё было очень хорошо. 100 % экспорта — в Россию. Больше мы никуда не смотрели, нас это устраивало. Всё продавалось отлично — мясо, колбаса, консервы. Жизнь на лайте! Не зарабатывали тех денег, которые, как потом оказалось, можно было заработать, но нам хватало. Но в 2019-м грянул гром. Россия полностью закрыла нас по всему ассортименту — а это половина нашего объёма производства. Настолько тяжёлым был тот год! Но он показал, что и вне российского рынка есть жизнь, что надо просто менять стратегию, искать что-то другое.

Мы отправились на поиски. Объехали весь мир, все выставки, изучили рынок, инновации, цеплялись абсолютно за всё. Результаты — налицо. Открыли Китай, нашли Узбекистан и Африканский континент, куда мы, пускай немного, но уже экспортируем. За период с 2019 года мы смогли, с одной стороны, диверсифицировать экспорт, с другой — укрепиться на внутреннем рынке. Сейчас 70 % нашей продукции остаётся в Беларуси. Но при нынешнем уровне конкуренции, чтобы лечь на отечественную полку, надо предлагать что-то особенное. Стали покупать новое оборудование, искать современные форматы, фасовку, уникальные продукты. Эта стратегия работает и сегодня.

Каждые пару месяцев выпускать новинку

Перед маркетингом стоит задача каждые пару месяцев выпускать какой-то инновационный продукт. Покупатели приходят в наши фирменные магазины, так как знают, что непременно найдут новенькое. Пусть не каждая новинка продаётся в больших объёмах, но она будоражит рынок, привлекает внимание, а некоторые изделия выстреливают на все сто. Колбаса майонезная, например. Мы просто порвали с ней рынок. По 60–80 тонн выпускали — это был настоящий флагман. Когда у тебя в арсенале есть подобные звёзды, проще и другое продавать.

Первыми в Беларуси начали выпускать охлаждённую говядину в вакууме. Когда ещё не было межгосударственного стандарта на отрубы, сделали свои технические условия. Первыми поставили охлаждённое мясо в Иран. В 2015 году попробовали предложить стейки. Правда, тогда покупатель оказался не готов. Так тоже бывает. Пришлось взять паузу, а сейчас тема пошла, просто выстрелила. У нас уже не хватает сырья, чтобы закрыть все запросы, потому что соотношение цена-качество отличное.

Ловить момент и хайпануть при случае

Ещё не так давно колбаса в нарезке плохо продавалась. Первую высокопроизводительную линию с фасовкой по 90 граммов устанавливали с опаской. Загрузим ли? В течение двух месяцев загрузили полностью. Сейчас покупаем вторую, ещё более производительную, с автоматической укладкой и запайкой, чтобы выпускать этого продукта больше. Вот что значит настало время! Сейчас доля нарезки и фасовки в общем объёме — 40 %. То же и с варёной колбасой в небольших батонах с фиксированным весом. Первый экспериментальный шприц купили у компании «Компо». Все крутили пальцем у виска. До этого выпускали десять тонн в смену, а стали — три! Производительность снизилась и тому подобное! Но мы опять же взяли рынок данными продуктами, попали в тренд, дали потребителю то,
что нужно.

А наши пельмени Like и TikTok — вообще авантюра. Юристы предупреждали, что можем получить с ними кучу проблем. Но по итогу идею даже запатентовали. Сети поначалу довольно прохладно встретили новинку. Но после форума «Беларусь мясная» фотография, где замминистра их дегустирует, разлетелась по всем соцсетям с веселыми комментариями. Что тут началось! Просто вал заявок. Сейчас уже не успеваем их выпускать. Есть предложения от российских сетей выкупить весь объём. Отказали, нам бы внутренний рынок обеспечить.

Вот такой он, столетний юбиляр — Слонимский мясокомбинат! Согласитесь, выглядит молодо и задорно! Поздравляем, желаем новых успехов! И 100 лет! 

Источник: ПРОДУКТ.BY