«Беларусь мясная» — послесловие
- 23.01.2020 15:03
IV Международный экспортный форум «Беларусь мясная», прошедший в Минске 29–30 октября, стал важнейшим отраслевым событием осени. В его работу было вовлечено до 85 % предприятий белорусской мясопереработки. Здесь собрались все заинтересованные участники — от руководителей отраслевого министерства, государственных деятелей, международных экспертов до топ-менеджеров и ведущих специалистов мясоперерабатывающих предприятий, лучших бизнес-тренеров, а также оптовые покупатели из Китая, Казахстана, России. На одной площадке они не только обсудили итоги работы, но и подискутировали о перспективах отрасли. Организатором форума выступил журнал ПРОДУКТ.BY при поддержке Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
«Беларусь мясная» расширяет аудиторию. В этом году форум собрал более 300 участников. Ведущие предприятия были представлены не только руководителями, технологами и маркетологами, но и техническими специалистами. Практика показывает, что реализация современных трендов на оптимизацию, повышение эффективности всех этапов производства, внедрение в повседневную практику принципов нового технологического уклада «Индустрия 4.0» —командная работа. Понимая это, ПРОДУКТ.BY организует форумы так, чтобы каждый нашел в насыщенной программе мероприятия что-то важное и интересное для себя.
Выше добавленная стоимость, больше экспорт, шире география
С приветственным словом к собравшимся обратился министр сельского хозяйства и продовольствия Анатолий ХОТЬКО. Глава отрасли отметил, что подобные мероприятия очень важны для предприятий мясоперерабатывающей отрасли, это хорошая возможность обсудить те большие и сложные задачи, которые ставит перед ними меняющийся рынок. «Животноводство играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности и формировании экспортного потенциала нашей страны, — подчеркнул министр. — Все заявленные в программе форума выступления, мастер-классы, дискуссии призваны способствовать развитию мясной отрасли, совершенствованию системы экспортного продвижения, открытию новых рынков сбыта, изучению опыта иностранных государств».
Анатолий Николаевич отметил высокий уровень развития отрасли в Беларуси, подчеркнув, что в животноводстве производится более 50 % от общего объема сельскохозяйственной продукции. Самообеспеченность страны мясом составила 135 %. По производству мяса на душу населения Беларусь опережает не только страны СНГ, но и многие развитые государства мира. Экспорт продукции мясопереработки с 2014 года вырос на 20 %. Особых успехов достигли производители мяса птицы, нарастив экспорт в 2018 году на 46 %, и производители говядины, увеличившие зарубежные поставки на 21 %. Диверсифицируются экспортные рынки. Активно осваивается рынок КНР.
Вместе с тем, по словам руководителя отрасли, предприятиям необходимо работать над увеличением выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, а завоевание новых рынков и дальнейшее наращивание объемов экспорта остаются приоритетными задачами на ближайшую перспективу.
Алексей БОГДАНОВ, начальник Главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода |
Как подчеркнул начальник Главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексей БОГДАНОВ, растущее из года в год производство мяса со стороны основных стран-производителей заставляет задуматься о судьбе белорусской мясной индустрии. Так, мировое производство мяса в 2018 году увеличилось на 4 %, превысив уровень 2017-го практически на 14 млн т. Крупные игроки не сбавляют темп, а, напротив, увеличивают его с различной степенью интенсивности. Основной прирост ожидается за счет США, Китая, Бразилии, Евросоюза, России, Индии, Мексики и Турции. В настоящее время мировое потребление мяса оценивается на уровне 44 кг на душу населения. В частности, по предварительной оценке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в 2020 году на местном рынке производство мяса вырастет на 4 %. Соответственно практически на такую же цифру снизится импорт мясной продукции в Россию. «Поэтому, уважаемые коллеги, стоит серьезно задуматься о диверсификации экспорта отечественной мясной продукции», — подытожил Алексей Игоревич.
|
Биобезопасность как условие международного партнерства
Своими впечатлениями от инспекционной поездки по белорусским предприятиям поделился экс-глава Всемирной организации по охране здоровья животных (МЭБ), а ныне председатель французской Федерации мясной и перерабатывающей промышленности Бернард ВАЛАТТ.
Он отметил, что Беларусь не только обеспечивает себя продовольствием, но и имеет высокий потенциал для экспорта. Развивать зарубежные продажи — важнейшая задача для любой страны.
Бернард ВАЛАТТ, председатель французской Федерации мясной и перерабатывающей промышленности |
«Я убедился, что белорусское сельское хозяйство может успешно конкурировать на европейском рынке, — подчеркнул эксперт. — Предприятия, которые я посетил, производят очень хорошее впечатление, производство соответствует всем международным стандартам. Однако для выхода на международный рынок недостаточно быть высококонкурентным в области технологий. Экспортерам важно убедить зарубежных партнеров, что ветеринарная служба в их стране находится на должном уровне и соответствует международным стандартам, включенным в Кодекс Алиментариус. В Евросоюзе важнейшие требования к импорту базируются на его положениях. Одной из главных задач моего визита в Беларусь было лично увидеть, как организовано производство на предприятиях, и оценить ситуацию с биобезопасностью: для того, чтобы иметь объективную информацию и при необходимости выступать гарантом. Я убедился, что не только производство, но и работа ветеринарных и сертификационных служб организованы на самом высоком уровне. Кроме того, я приехал в Беларусь вместе с представителями крупных мясоперерабатывающих компаний из Франции и Литвы, чтобы оценить возможность создания совместных предприятий и подписать контракты».
|
С акцентом на отечественную практику
Принципиальная позиция организаторов форума «Беларусь мясная» состоит в том, чтобы формировать программу с акцентом на отечественную практику, общую проблематику отрасли и главные болевые точки предприятий. Задача — привлечь делегатов к совместной работе над преодолением общих трудностей, создать условия для эффективного диалога с властью, изучения международного опыта и рыночной аналитики.
В центре внимания приглашенных «звездных» спикеров, презентаций, мастер-классов — глобальные тренды мясного рынка, угрозы и возможности, международное взаимодействие в сфере биобезопасности, мировой и отечественный опыт, реальные кейсы.
В числе именитых экспертов форума — руководитель направления стратегического маркетинга группы «Черкизово» Андрей ДАЛЬНОВ, генеральный директор Национального Союза свиноводов России Юрий КОВАЛЕВ, исполнительный директор Национального союза мясопереработчиков России Екатерина ЛУЧКИНА, генеральный директор Росптицесоюза Галина БАБЫЛЁВА, бизнес-тренер Сергей ЛИЩУК, специалист по мерчандайзингу Екатерина БОГАЧЕВА, разработчик и руководитель программы «СКАМП» Светлана ЩЕПЕТКИНА, сенатор Анатолий ГРИШУК и многие другие.
С каждым годом форум «Беларусь мясная» приобретает все большее значение и как бизнес-площадка. Здесь устанавливаются новые деловые контакты, подписываются протоколы о намерениях и заключаются договоры. Топ-менеджеры ведущих отечественных предприятий приезжают на форум, чтобы найти новых заказчиков и поставщиков, новые технические и технологические решения, новые каналы продвижения.
Живой формат
Дискуссия по проблемам отрасли — это возможность для участников форума обратиться к руководству отрасли, представителям государственной власти, экспертам, поговорить о наболевшем, задать любые вопросы, выступить с предложениями.
Живой диалог состоялся и в этом году. Его участниками стали: сенатор Анатолий Гришук, начальник управления ВЭД Минсельхозпрода Алексей Богданов, генеральный директор ОАО «Гродненский мясокомбинат» Олег Иванов, руководитель направления стратегического маркетинга группы «Черкизово» Андрей Дальнов, заместитель генерального директора по маркетингу СЗАО «Серволюкс» Олеся Сидоренко.
Говорили о резервах развития экспортного потенциала, о сложностях работы с сетями, о роли маркетинга в продвижении на зарубежные рынки. А еще о том, как важно производителям налаживать прямое общение друг с другом, аккумулировать знания о рынке, не конкурировать бескомпромиссно, а совместно искать пути решения актуальных проблем, новые ниши для своих продуктов, новые возможности для экспорта, и форум «Беларусь мясная» создает для этого все возможности.
Источник: ПРОДУКТ.BY