Анатолий ГРИШУК, сенатор, член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по экономике, бюджету и финансам
|
— Форум «Беларусь мясная» — всегда был прекрасной площадкой для встреч профессионалов. Но, по моему мнению, нынешний форум — лучший за четыре года. В программе мероприятия — и выступления ведущих европейских и отечественных экспертов, и зрелищные презентации, и мастер-классы, а также дегустации. В центре внимания — глобальные тренды мясного рынка, угрозы и возможности, международное взаимодействие в сфере биобезопасности, мировой и отечественный опыт, реальные кейсы. Но знаете, что вы не сделали? Вы не пригласили диетологов, которые бы рассказали противникам мяса о пользе данного продукта (смеется). Согласитесь, сегодня потребителю об этом время от времени необходимо напоминать.
Но если говорить серьезно о тенденциях и лидерах рынка, то я снимаю шляпу перед российскими коллегами — переработчиками и производителями. За последние годы они колоссально выросли по всем сегментам. Благо в той же переработке белорусские производители также не отстают. А некоторые запреты на экспорт отечественной продукции нас даже стимулируют и становятся импульсом к развитию.
Спасибо организаторам за отличную возможность общения с экспертами отрасли на самом высоком уровне!
|
|
Олеся СИДОРЕНКО, заместитель генерального директора по маркетингу СЗАО «Серволюкс»
|
— Форум «Беларусь мясная» еще раз убедил меня в том, что сегодня задача номер один — создание некого единого профессионального сообщества мясной отрасли. Потому что проблем в этом сегменте рынка очень много: причем часть из них начинается у нас в головах и заканчивается на полках не только отечественных магазинов, но и за рубежом. Поэтому для того, чтобы и бизнес, и конечный потребитель чувствовали себя более уверенно, нужны правильные взвешенные кумулятивные решения. И здесь без помощи друг друга, без помощи государства, на мой взгляд, не обойтись.
То, чем делились на форуме коллеги, показало, как активизировались участники рынка в поиске тех самых правильных решений. Ведь все мы понимаем, что сейчас найти инвестора для производства того или иного продукта — не проблема. Во главе угла другие вопросы: кто это будет делать, как создать сильную профессиональную команду, агрессивную и амбициозную, с достаточно широкими взглядами? Кто будет продавать этот продукт? И, наконец, самый важный вопрос: кто его купит? Причем не только на нашем домашнем рынке, где мы все друг друга знаем, и есть выстроенные годами достаточно лояльные отношения. А на новых рынках — новые правила, другой потребитель, и нужно уметь правильно, быстро и гибко модифицировать свою продукцию и бренды. Здесь стоит включить эмоциональный интеллект.
В этом смысле для меня лично были очень интересны и полезны выступления российских коллег: в частности, руководителя направления стратегического маркетинга группы «Черкизово» Андрея Дальнова по теме «Эволюция рынка мяса: теоретические концепции и основные факторы» и исполнительного директора Национального Союза Мясопереработчиков Екатерины Лучкиной — «Взаимодействие мясопереработчиков России и Беларуси в рамках ЕЭАС: от конкуренции к сотрудничеству».
Что еще порадовало на нынешнем форуме? Что те вопросы, которые задавали участники встречи (как провести переговоры, предложить товар, насколько мой продукт, бренд обладают потенциалом), показали — извечная борьба между производством, маркетингом и продажами вошла в конструктивное русло. Это для меня показатель того, что диалог состоялся, и форум выполнил свою функцию.
|
|
Александр САЗОНКО, начальник управления надзора за безопасностью предприятий химической промышленности, переработки зерна и аммиачных установок Госпромнадзора
|
— От всего Госпромнадзора и от себя лично хотел бы поблагодарить организаторов за приглашение на столь представительный форум. Такого формата мероприятия необходимо проводить на постоянной основе, ведь они позволяют выстроить эффективный диалог между представителями контролирующих органов и производителями, поставщиками и ритейлом. Конечно, вопросы, связанные с промышленной безопасностью, должны стоять на первом месте. К сожалению, производители иногда об этом забывают, потому что у них зачастую в приоритете — вывод новой продукции на рынок, ее реализация, поддержание уровня качества и поиск поставщиков. Так, вопросы безопасности уходят на второй план. Поэтому в рамках данного форума для МЧС, Госпромнадзора было очень важно донести до руководителей предприятий, главных инженеров, технологов всю необходимую информацию.
С другой стороны, было очень полезно напрямую обсудить наболевшие вопросы, а главное — найти рациональные решения существующих проблем с участниками рынка. Мне импонировал формат их обсуждения совместно с техническими экспертами мировых корпораций, отечественными специалистами с большим практическим опытом. В частности, яркой была презентация об инновационных разработках мирового лидера Siemens для автоматизации процессов в мясопереработке. Полезны для производителей и контролирующих надзорных органов также были рекомендации по выбору оборудования для холодильных систем и доклад о типичных ошибках в этой сфере. Поэтому, на мой взгляд, потенциал у такой практико-ориентированной площадки, как «Беларусь мясная», очень большой. Со своей стороны будем рады присоединиться к работе юбилейного, пятого форума!
|
|
Максим ГУРИКОВ, категорийный менеджер сети магазинов «Виталюр»
|
— Для меня этот форум четвертый, то есть я самый что ни на есть сторожил данной площадки. На моих глазах «Беларусь мясная» ежегодно развивается семимильными шагами, в разы увеличивается количество интересных спикеров, растет число знаковых участников.
Единственное, что меня смущает, — та самая экспортная тема. Мой вопрос к производителям: а что вы оставляете в стране? Вы увеличиваете экспортные поставки, а объем производства не растет. Так, в 50 раз вырос экспорт в Китай, в 7,5 раза увеличились поставки мяса птицы в страны дальнего зарубежья. А что в Беларуси? На мой взгляд, одна из основных задач сегодня — соблюдение баланса. Даже при диспаритете цен и выгодах, которые существуют, надо помнить, что внутренний рынок — это своя база. Как свой дом, в котором ты живешь, ходишь в магазины, как и твои близкие, родственники и друзья. И, наверное, важно не оставлять этот домашний рынок без внимания, как бы ни было хорошо вести бизнес за границей.
Что касается взаимоотношений производителей с отечественным ритейлом, то мой совет: если вы с кем-то не можете договориться о взаимовыгодном сотрудничестве, то просто обратите внимание на других игроков рынка. Незаменимых нет. Превалирующая доля на рынке у сетей — около 20 %. То есть даже если вы их отсечете, у вас останется еще 80 %, с которыми можно и нужно работать более плотно, чтобы заместить те 20 %. И многие предприятия уже доказали, что такой подход работает.
Что ж, впереди — пятый юбилейный форум, и я надеюсь, что организаторы порадуют нас новыми форматами встреч и дегустаций! Спасибо ПРОДУКТ.BY за творческий подход к организации деловых мероприятий. Так держать!
|
|