В поисках баланса и эффективности

Алексей БОГДАНОВ
Алексей БОГДАНОВ
министр антимонопольного регулирования и торговли

МАРТ: «Важны баланс интересов и товарная безопасность страны»

Обеспечить доступные цены на продукты, лекарства, важнейшие потребительские товары на полке, не допустить дефицита и одновременно стимулировать отечественных производителей — эти непростые вопросы постоянно в фокусе МАРТ Беларуси. Как ведомство балансирует между интересами производителей, продавцов и потребителей? Как работает импортозамещение, какие возможности открывает для производителей в непростых геополитических условиях?

Идёте в импортозамещение? Есть 390 открытых позиций!

По словам Алексея Игоревича, МАРТ ежегодно разрабатывает перечень потребительских товаров для развития ассортимента с учетом конъюнктуры рынка и запуска в производство импортозамещающей продукции. Перечень товаров размещается на сайте МАРТ и направляется отраслевым министерствам, концернам, облисполкомам, Минскому горисполкому для проработки возможности создания и развития новых производств, повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров. Перечень, сформированный на 2023 год, включает 390 товарных позиций: 35 — продовольственных и 355 — непродовольственных товаров.

Отечественные производители сегодня успешно замещают такие потребительские товары, как твёрдые и полутвёрдые сыры, сыры с белой и голубой плесенью, мясные деликатесы (хамон, прошутто, пармскую ветчину), кондитерские изделия, фруктовые соки, синтетические моющие средства, косметические средства, товары лёгкой 
промышленности и др.

Ежегодно в перечень товаров вносятся изменения с учетом ситуации на внутреннем рынке. Перечень товаров на 2022-й составлялся с учетом постановления Правительства от 6 декабря 2021 года № 700 «О применении специальных мер в отношении отдельных видов товаров», в котором перечислены товары, запрещенные к ввозу и реализации на территории Республики Беларусь.

Также в перечень дополнительно были включены: различные виды сыров — твёрдые, сверхтвёрдые, мягкие с белой плесенью, голубые и прочие сыры, содержащие прожилки, полученные с использованием Penicillium roqueforti, тёртые сыры или сыры в порошке, свежие овощи — лук шалот, лук порей, капуста цветная, брокколи, брюссельская и краснокочанная, салат латук, сладкий перец, спаржа, сельдерей, замороженные овощи и смеси.

Постановление № 713 — идеология и практические результаты

Ценовая политика на потребительском рынке, в том числе на социально значимые товары, формируется с учетом постановления № 713. С точки зрения идеологии, её задача — обеспечить справедливое ценообразование, когда производители, импортёры, торговля смогут получать прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства, а потребитель — купить товары по обоснованным и доступным ценам.

Постановление, безусловно, способствовало стабилизации потребительского рынка. В сложных геополитических условиях инфляция в Беларуси ускорилась, достигнув пика в июле 2022 года в 18,1 %. Постановление № 713 вступило в действие 19 октября, и к концу 2022-го удалось снизить годовую инфляцию на 5,3 % — до 12,8 %. По предварительным оценкам, общий уровень потребительских цен по итогам июня 2023 года снизился на 13,6 % — до 2,9 % в годовом выражении.

Цены в рамках закона и договорённостей

«Соблюдение требований постановления № 713 — это обязанность каждого производителя или субъекта торговли, — акцентирует министр. — Порядок установления цен регламентирован: для производителей — согласование повышения цены (установления цены на новый товар) с вышестоящими организациями, облисполкомами, 
Минским горисполкомом, а для торговли — соблюдение предельных торговых надбавок. За несоблюдение указанных и иных требований, установленных постановлением № 713, могут применяться штрафные санкции.

Но правовое поле позволяет производителям предпринимать шаги к продвижению своего товара, в том числе путём предоставления скидок, оптовых скидок и стимулирующих выплат (бонусов). Вот здесь и возникают договорные отношения. При этом в июне текущего года внесены изменения в постановление №  713, которыми установлены «реперные точки» в данных вопросах. Например, уточнены вопросы в части продвижения товаров путём предоставления оптовых скидок.

Порядок и условия предоставления вознаграждений определяются производителем в разработанном им Положении о вознаграждении. Переговоры об организации отношений в новых условиях ведутся субъектами хозяйствования 
прямо в настоящее время. В свою очередь, МАРТ будет пристально следить за данными соглашениями, а значит, злоупотребления и перекосы в ту или иную сторону будут пресекаться. Инструменты для реагирования у МАРТ имеются».

Зарубежные поставщики на 713-е не жалуются

В отношении каждого нормативного акта в сфере ценообразования законодательно установлена уведомительная процедура по оповещению стран-членов Евразийского экономического союза о его принятии. В ходе обсуждений с представителями стран-членов ЕАЭС установлены договоренности, что при поступлении жалоб, предложений или 
инициатив по применению постановления №  713 такая информация будет направляться в МАРТ.

«Пока таких обращений в МАРТ не поступало, — с удовлетворением отметил министр. — Значит, действие постановления № 713 не оказало негативного влияния на зарубежных поставщиков».

Международные проекты МАРТ

Международная активность министерства охватывает несколько направлений. Во-первых, это взаимодействие в вопросах конкуренции. МАРТ тесно сотрудничает с антимонопольными органами других стран. Уже подписаны меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве с 14 странами — Австрией, Арменией, Грузией, Египтом, Казахстаном, КНР, Кыргызстаном, Латвией, Молдовой, Польшей, Россией, Румынией, Сербией, Украиной. Ведется работа над подобными документами с Венгрией, Индией, Узбекистаном.

Во-вторых, в рамках интеграционной повестки выстроено продуктивное взаимодействие с российскими партнерами. Оно направлено на сглаживание различий на макроэкономическом уровне, гармонизацию денежно-кредитной политики, валютного регулирования, законодательства в области обеспечения равного доступа к госзаказу и госзакупкам. Есть задача гармонизировать подходы к ведению статистики взаимной торговли, систем категорирования участников внешнеэкономической деятельности и института уполномоченных экономических операторов.

Стороны договорились использовать при госзакупках в России банковские гарантии, выданные белорусскими банками, и устранить ограничения доступа к государственным (муниципальным) закупкам. Кроме того, планируется принять нормативно-правовые акты, обеспечивающие единые требования в области регулирования торговли и общественного питания, а также о гармонизации законодательства в этой сфере.

«Мы намерены обеспечить эффективную реализацию достигнутых договорённостей в целях дальнейшего углубления отношений с Россией, содействия нашему устойчивому развитию и защиты интересов двух стран на международной арене», — говорит Алексей Богданов.

В-третьих, в соответствии с постановлением Правительства для обеспечения роста экспорта товаров министр антимонопольного регулирования и торговли лично курирует состояния двустороннего сотрудничества с Арабской Республикой Египет, Султанатом Оман, Республикой Сербия и тремя субъектами Российской Федерации (Краснодарским краем, Камчатским краем и Челябинской областью). Для оперативного мониторинга реализации совместных проектов проводятся заседания рабочих групп.

За предыдущий год экспорт в российские регионы вышел на качественно новый уровень. Предприятия республики в целом смогли оперативно переориентировать «выпавшие» объемы импорта.

Конкуренция с опорой на качество

По словам Алексея Богданова, одной из основных задач государства в нынешней напряженной геополитической и экономической ситуации является обеспечение продовольственной безопасности страны. «Первая цель — качество, а прибыль сама придёт», — процитировал министр известное выражение. — Действительно, качественный товар всегда пользуется спросом у потребителей. А важнейшие составляющие качества в условиях высокой конкуренции — функциональность, безопасность и эстетическая привлекательность товаров. Качество и безопасность продукции белорусского производства уже давно стали визитной карточкой и не вызывают сомнений ни у нас в стране, ни за рубежом.

Но это не причина почивать на лаврах. Важно поддерживать высокое качество, не отставать от современных тенденций и меняющихся предпочтений потребителей.

И ещё два очень важных, на мой взгляд, аспекта — конкурентная цена и грамотное продвижение. Необходимо работать над оптимизацией затрат на производство продукции и проводить активную маркетинговую политику, эффективно использовать потенциал рекламы».

Источник: ПРОДУКТ.BY