Интервью «Продукт.BY» с Министром антимонопольного регулирования и торговли Алексеем Богдановым

Какие события были важнейшими для МАРТ в финале 2023 года (ноябрь — декабрь)? Чем продиктованы принятые за последнее время решения и какого эффекта от них ждёт отраслевое руководство? Какие законодательные акты планируется принять в 2024 году?

— В первую очередь хочется отметить, что мы завершаем этот год с выполнением поручения Главы государства по обеспечению ценовой стабильности в стране и уровня инфляции ниже прогнозных параметров. Так, в ноябре 2023-го прирост индекса потребительских цен в годовом выражении составил 5,4 %, что меньше целевого прогноза на отчетный месяц на 1,4 процентных пункта и один из самых низких показателей среди странучастниц ЕАЭС (в ноябре 2023-го в России годовая инфляция сложилась на уровне 7,5 %, в Кыргызстане — 8,1 %, в Казахстане — 10,3 %, в Армении, по предварительным оценкам, зафиксирована дефляция в годовом выражении на 0,5 %). Мы видим, что система регулирования цен, которая действует с октября 2022 года на большинство потребительских товаров как отечественного, так и импортного производства, доказала свою эффективность.

 

СПРАВКА

Индекс потребительских цен за 11 месяцев 2023 года сложился на уровне 4,9 %, а по товарам, регулируемым постановлением № 713, — 2,7 %.

 

Последнюю неделю года мы завершаем продлением Соглашения о предоставлении скидок на социально значимые товары первой необходимости для поддержки уязвимых категорий граждан на первый квартал 2024 года. Все самые крупные торговые сети являются участниками этого Соглашения, на сегодняшний день их 13. К слову, за период Соглашения, с 17 января 2022 года по 1 декабря 2023-го, его участниками выдано/активировано около двух миллионов социальных карт, которые позволили приобрести товар со скидкой. Сумма предоставленной скидки составила порядка 44,9 миллиона белорусских рублей. 

Отдельно хочется остановиться на законотворческой работе МАРТ. Это один из важнейших и сложных вопросов в нашей деятельности. В этом году МАРТ подготовило значительное количество нормативных правовых актов. Так, в ноябре — декабре депутатами Палаты Представителей Национального собрания в первом чтении приняты, а затем одобрены Советом Республики следующие проекты законов.

1. «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»

Основная цель этого проекта — упрощение процедур государственных закупок, сокращение времени на их проведение и минимизация злоупотреблений, допускаемых недобросовестными участниками рынка. Проект отрабатывался с заинтересованными более года, а сама работа по комплексному совершенствованию законодательства о государственных закупках длится уже порядка четырех лет. За это время законопроект прошел общественное обсуждение, согласован с более чем 50 государственными органами и организациями, дважды рассматривался на экспертном совете при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь. Было много споров и предложений, большинство из которых учтено по результатам обсуждения. Подготовленные изменения назрели уже давно, и специалисты по закупкам теперь с нетерпением ожидают их принятия.

2. «Об изменении законов по вопросам производства и оборота алкогольной продукции»

Принятие данного законопроекта позволит комплексно урегулировать вопросы импорта алкогольной продукции, исключить имеющиеся пробелы законодательства в области оптовой и розничной торговли алкогольными напитками, ограничить доступность алкогольных напитков для населения, снизить административную нагрузку и сократить необоснованные потери отечественных производителей алкогольной продукции, в том числе государственной формы собственности.

Так, в законе вводятся запреты на розничную торговлю алкогольными напитками с использованием сети интернет и с помощью передвижных объектов общественного питания (например фуд-траков), определяется перечень случаев, когда на импорт алкогольной продукции не распространяется исключительное право государства, МАРТ наделяется полномочиями ежегодно определять перечень таких алкогольных напитков.

3. «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок»

Сегодня при проведении конкурентных процедур закупок российские заказчики обязаны требовать наличие заявок на участие в них. Для этих целей применяется банковская гарантия. При этом в России создан реестр банков, чьи гарантии можно использовать, и реестр самих банковских гарантий. Раньше туда не входили белорусские банки и, соответственно, белорусские поставщики не могли использовать их гарантии. 

Более трех лет велась работа по решению этого вопроса, и в 2022 году был запущен пилотный проект, который позволил использовать гарантии наших банков. Механизм подтвердил свою востребованность, и мы приступили к разработке Соглашения, которое действовало бы уже на постоянной основе. В сентябре этого года в Москве оно было подписано. Указанное Соглашение позволит белорусским поставщикам беспрепятственно и на равных участвовать в государственных закупках в Российской Федерации, используя банковские гарантии белорусских банков.

4. «Об изменении Закона республики «О государственном регулировании торговли и общественного питания»

Этот закон поспособствует сближению законодательств в области торговли и общественного питания Беларуси и России, создаст дополнительные условия для развития отечественного производства, насыщения потребительского рынка качественными белорусскими товарами и развития конкуренции на рынке розничной торговли, а также усовершенствует правовое регулирование отношений в области интернет-торговли. 

5. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»

Следует отметить, что предыдущие существенные изменения в закон вступили в силу в августе 2018 года. За прошедшие пять лет наработано достаточное количество правоприменительной практики проведения антимонопольных расследований, анализов товарных рынков, а также осуществления административных процедур в рамках контроля за экономической концентрацией.

Этим законопроектом устраняются существующие пробелы и коллизии норм действующего законодательства, сокращается административная нагрузка на бизнес-среду, а также повышается эффективность защиты нарушенных прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. Главный результат вносимых изменений — механизм рассмотрения антимонопольных дел станет более оперативным, единообразным и прозрачным как для лиц, проводящих расследования, так и для заинтересованных лиц, права которых затрагиваются.

Кроме того, в первом чтении в Парламенте принят, а в будущем году будет рассмотрен в Совете Республики проект Закона «Об изменении законов по вопросам рекламы», новации которого направлены на усиление контроля за рекламой и обеспечение информационной безопасности, расширение возможностей для рекламного бизнеса и СМИ и защиту прав потребителей рекламы. Все эти нормативно-правовые акты как раз и вступят в силу в 2024 году.

Что касается международной деятельности, то в данном направлении ведется постоянная работа по диверсификации и наращиванию экспорта белорусских товаров. Один из последних примеров — это рабочий визит в Египет в ноябре, где прошли двусторонние встречи и подписание взаимных документов. Среди достигнутых договоренностей, например, ОАО «МТЗ» проведены переговоры с государственным египетским предприятием по вопросам возобновления работы по проекту сборочного производства, по МАЗу договорились на базе их сервисного центра организовать мультибрендовый торговый дом с возможностью открытия демонстрационного зала белорусских промышленных товаров.


Как вы можете прокомментировать вопрос о введении биржевых торгов молочной продукцией?

— Вначале отмечу, что на сегодняшний день в перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах Белорусской универсальной товарной биржи, входят сливочное масло жирностью более 80 % и сухое обезжиренное молоко. Сейчас с целью комплексного регулирования биржевых продаж молочной продукции на экспорт рассматривается вопрос о расширении данного перечня сухим цельным молоком и сливочным маслом жирностью менее 80 %. Реализация молочной продукции на биржевых торгах будет способствовать диверсификации рынков ее сбыта, обеспечению прозрачного рыночного ценообразования по внешнеторговым контрактам, снижению рисков при заключении долгосрочных сделок. Кроме того, учитывая то, что при данной схеме реализации максимально применяются рыночные механизмы, это также приведет к снижению складских запасов и расходов на их хранение, возможности формирования цены по долгосрочным сделкам, получению дополнительной выручки и контролю за исполнением сделок.

В этой связи МАРТ подготовлен проект постановления, предусматривающий внесение изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 года № 714 в части обязательной реализации на биржевых торгах сухого цельного молока и сливочного масла жирностью менее 80 % и исключения внебиржевых схем реализации сухого обезжиренного молока и сливочного масла жирностью более 80 %. Сейчас проект постановления проходит согласование с заинтересованными.

Резюмируя, скажу так — применение биржевых инструментов при торговле молочной продукцией положительно скажется на показателях экспортных продаж, обеспечит соблюдение интересов государства и будет способствовать развитию биржевой торговли в стране. 


Планируется ли вносить какие-либо изменения в 713-е постановление (например, вывести из-под его действия товары высокой ценовой категории, деликатесы, то, что не является социально значимым, но привлекает иностранных покупателей, туристов)?

— Да, в активной фазе находится подготовка очередной, четвертой, корректировки постановления № 713. Основная цель вносимых изменений — стимулирование реализации отечественных товаров и оптимизация согласительных процедур. То есть с учетом новаций производители смогут самостоятельно, без согласований с облисполкомами (но с предварительным направлением уведомления в государственный орган), повышать цену в определенных параметрах. Но в случае, если они захотят перешагнуть эту планку, им придется обосновывать, чем обусловлено такое повышение, например, ростом курсов валют, невозможностью снизить затраты и так далее.

Кроме того, корректировки затронут действующий механизм стимулирующих выплат, осуществляемых производителем или поставщиком в адрес торговых организаций, будет расширен перечень товарных позиций, по которым возможно изменение торговых надбавок. Здесь важно отметить, что вносимые корректировки учитывают предложения всех заинтересованных участников рынка, которые постоянно обсуждаются на экспертной рабочей группе по взаимодействию в рамках реализации постановления № 713, созданной в МАРТ.

 

С какими вопросами чаще всего обращаются в МАРТ представители профессионального сообщества? Есть ли конструктивные ответы на эти запросы?

— Что касается граждан, то наибольшее количество обращений поступает по вопросам защиты прав потребителей и рекламы. Самые частые вопросы связаны с указанием интернет-продавцом недостоверной или неполной информации о товаре, приобретением товаров ненадлежащего качества, нарушением продавцами интернет-магазинов сроков возврата денежных средств за товар, изменением стоимости товара уже после принятия интернет-магазином заказа, нарушением сроков доставки заказанных товаров, а также проблем при приобретении товаров в социальных сетях и в мессенджерах.

В области торговли граждан волнуют вопросы справедливости установления цены в магазинах, качества товаров, их представленности в достаточном ассортименте, наличия белорусской продукции, соблюдения стандартов обслуживания, наличия акций и скидок, обеспеченности торговыми площадями в сельской местности.

Что касается юридических лиц, то практически половина запросов, которые поступают в МАРТ, касаются вопросов ценообразования, в том числе постановления 713. Кроме запросов на разъяснения, субъекты хозяйствования обращаются с предложениями по внесению изменений в постановление. Среди них — актуализация перечня регулируемых потребительских товаров, оптимизация отдельных товарных позиций, изменение предельных максимальных уровней торговых надбавок, изменение размера ограничения оптовых скидок для производителей, ограничение совокупного размера стимулирующих выплат, которые поставщики потребительских товаров могут предоставлять субъектам торговли. Все предложения рассматриваются коллегиально, на заседаниях рабочей группы, отдельные из них как раз и будут отражены в новой редакции постановления.

Существенный блок обращений в МАРТ составляют обращения по вопросам закупок — как государственных, так и за счет собственных средств. Причем спрашивают и заказчики (организаторы) закупок, и субъекты хозяйствования — участники.

Среди заказчиков одним из наиболее часто задаваемых вопросов является вопрос о выборе применимого законодательства, то есть отнесение закупки к государственной или за счет собственных средств. Также зачастую спрашивают о выборе вида процедуры закупки или возможности не проведения её в целом. Среди участников закупок чаще всего встречаются обращения по вопросам оснований для отклонения предложений, условий допуска к закупкам иностранных товаров и применения преференциальной поправки, защиты своих прав и законных интересов, разъяснения способов досрочного исключения из так называемого списка недобросовестных.

Также субъектов хозяйствования волнуют вопросы разъяснения действующего законодательства и в сфере торговли. Чаще всего обращаются по вопросам, связанным с организацией и осуществлением торговли и общественного питания, предоставлением стимулирующих выплат, ценообразованием, порядком вхождения в крупные торговые сети, включением в торговый реестр, возможностью предоставления скидок на их товары, участием в акциях, возможностью работы с маркетплейсами.

 

Прокомментируйте, пожалуйста, то, что считаете самым важным в работе МАРТ.

— Хочу уточнить один важный нюанс. В зоне ответственности Министерства антимонопольного регулирования и торговли множество направлений — это ценовая стабильность, торговля, тарифная политика, антимонопольное регулирование и конкуренция, биржевая деятельность, регулирование госзакупок и рекламной деятельности, защита прав потребителей. С одной стороны, МАРТ проводит государственную политику в области торговли и общественного питания, направленную на создание условий для развития этих направлений и защиту интересов отечественных производителей, с другой — является регулятором в этих сферах, ну а с третьей — стоит на страже благополучия граждан, защите их законных прав и интересов.

Все эти направления крайне важны, ведь их общая конечная цель — устойчивое социально-экономическое развитие государства, повышение качества жизни белорусов. Здесь важно всё!

 

В каком направлении сейчас работает МАРТ? Какие темы выделяет, как самые актуальные на ближайшую перспективу?

— Кроме совершенствования системы регулирования цен, о котором я уже подробно рассказал, мы продолжаем активную работу в части импортозамещения, насыщения потребительского рынка широким ассортиментом товаров, в том числе отечественного производства. Так, МАРТ ежегодно формирует перечень потребительских товаров (как продовольственных, так и непродовольственных), предлагаемых для освоения их производства, выпуска импортозамещающей продукции и развития ассортимента с учетом конъюнктуры рынка. То есть производители, изучив данный перечень, рассматривают целесообразность и возможность выпуска той или иной продукции и приступают к производству импортозамещающей продукции. Среди них, например, товары легкой промышленности, производство которых осуществляется в нашей стране, но в недостаточном количестве или ассортименте.

Продолжается работа и по насыщению потребительского рынка. Для этого установлен перечень обязательных к продаже продовольственных и непродовольственных товаров, проводятся мероприятия по контролю за наличием запасов товаров у производителей, утверждаются графики поставок отдельных категорий товаров (сахара, мяса птицы, яиц), сохраняются подходы по формированию стабилизационных фондов плодоовощной продукции на межсезонный период под полную потребность организаций торговли и общественного питания (на межсезонный период 2023/2024 года заложено 122,8 тысячи тонн плодоовощной продукции).

В целях развития тепличного овощеводства, позволяющего обеспечить внутренний рынок продукцией защищенного грунта в межсезонный период, утверждена Стратегия развития тепличного овощеводства Республики Беларусь на 2023–2027 годы. В этом году мы уже впервые вырастили белорусские огурцы и томаты закрытого грунта с применением технологии «досветки», которые сегодня можно видеть на прилавках магазинов.

Также проводится работа по улучшению комплексного обслуживания населения в сельской местности. Для этого предусмотрено внесение изменений в Указ Президента № 345 в части установления льгот и преференций, среди которых: освобождение от налога на недвижимость и земельного налога, уменьшение действующей ставки по налогу на прибыль от реализации товаров (работ, услуг) и доходу от деятельности на соответствующих территориях до конца 2028 года, льготные тарифы на электроэнергию, упрощение процедур по недвижимости. Помимо того, разработан проект Комплекса мер по повышению качества обслуживания населения, проживающего в сельской местности, на 2023–2025 годы.

В части государственных закупок и закупок за счет собственных средств актуальными направлениями работы МАРТ являются совершенствование порядка проведения процедур государственных закупок, их дальнейшая цифровизация и установление единого порядка осуществления процедур закупок за счет собственных средств для организаций республиканской и коммунальной форм собственности.

Не стоит забывать, что МАРТ всегда стоит на защите законных прав и интересов потребителей, постоянно принимает меры по пресечению нарушений и восстановлению потребительских прав, осуществляет контроль за рекламой. От качества товаров и услуг, от соблюдения продавцами и исполнителями услуг законодательства о защите прав потребителей напрямую зависят качество жизни наших граждан, их благополучие, а также эффективность работы экономики в целом. Ведь потребитель является не просто человеком, приобретающим товары и услуги для собственных нужд, но и важным экономическим условием для успешного развития бизнеса, если бизнес сумел предложить качественный товар, вызвать доверие и наладить с потребителем конструктивный диалог.

Так, в 2023 году МАРТ рассмотрено более 5000 обращений. Это не только жалобы потребителей, но и запросы о разъяснении норм законодательства. По результатам рассмотрения жалоб граждан возвращено более 10 тысяч рублей. Кроме того, МАРТ на постоянной основе проводит широкую разъяснительную работу, направленную на повышение потребительской грамотности, в том числе через социальные сети.

Продолжается работа МАРТ и в направлении антимонопольного регулирования и развития конкуренции на товарных рынках. Нами осуществляются выявление и пресечение антиконкурентных действий как хозяйствующих субъектов, так и государственных органов на товарных рынках. Антимонопольные инструменты защиты прав и законных интересов не теряют свою актуальность в настоящее время (убеждены, что не потеряют и в будущем!), о чем говорит статистика. Так, за девять месяцев 2023 года Комиссией МАРТ по установлению факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства рассмотрено 97 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, установлено 11 фактов наличия нарушения. Эта цифра уже превысила годовой показатель прошлого года, когда МАРТ было рассмотрено 62 заявления о нарушении.

Источник: ПРОДУКТ.BY