Рейтинг сетей по версии ПРОДУКТ.BY

Производители часто сетуют, что отношения с сетевым ритейлом складываются непросто — трудно согласовать объемы и ассортимент поставок, дисциплина платежей хромает, акции и бонусы съедают всю маржу.

Какие сети более лояльны к своим поставщикам? С кем последним проще и надежней работать? Кто из продавцов лучше других понимает, что такое взаимовыгодное партнерство? В рамках форума «Беларусь мясная» ПРОДУКТ.BY провел опрос ведущих производителей, чтобы получить однозначные ответы на прямо поставленные вопросы и понять, как реально строится взаимодействие в связке производитель–продавец.

В анонимном опросе приняли участие ведущие отечественные мясопереработчики. Анализ опросных листов и комментариев к ним показал, что большинству предприятий все же удается так или иначе строить сотрудничество на долгосрочной основе. Не последнюю роль в этом играют личные контакты и взаимные симпатии. В зависимости от того, какой ассортимент и в каком ценовом диапазоне преобладает у производителя, у него складываются лучшие отношения с той или иной сетью.

Лидерам есть кого опасаться

По общему мнению, «Корона» и BIGZZ из-за своей консервативности могут потерять лояльность: уже сейчас очередей в кассах в любое время дня, как было раньше, здесь не увидишь. И хотя объемы продаж через их магазины у постоянных партнеров сохраняются, последние говорят о стагнации этих сетей и вместе с ними — о стагнации собственных показателей. Для того чтобы сохранить свое место на рынке, считают участники опроса, «Корона» и BIGZZ должны, пока не поздно, задуматься о системных изменениях.

Более активные, подвижные и креативные «ГИППО» и «Виталюр» постепенно отвоевывают у них свои доли покупательской аудитории. При этом каждый ведет собственную рыночную и акционную политику, но и те, и другие, как отмечают респонденты, очень сконцентрированы на своих покупателях — коммуницируют с ними, умело используют промо, привлекают новинками. В результате люди про них не забывают. Удачно организованное торговое пространство, грамотный мерчандайзинг, широкий выбор по категориям позволяют наращивать продажи, что, безусловно, делает их все более привлекательными партнерами для поставщиков.

Производители отмечают позитивную динамику сотрудничества с сетью Green, особенно те, кто совпадает с ней в плане позиционирования. Подчеркивают, что именно грамотно выстроенная концепция — правильная и понятная — позволяет этой сети находить и концентрировать «свою» аудиторию. Активное продвижение и удачные места локаций также немаловажны, а еще Green привлекает покупателей и возможностью широкого выбора.

Отмечается также положительная динамика в развитии региональных сетей и рост интереса к ним у производителей. Они привлекают партнеров демократичностью, близостью к потребителю и открытостью.

Формат дискаунтеров с невысокими ценами и узким ассортиментом участники опроса считают не слишком удачным: большинство белорусов предпочитают хорошо оформленные «нормальные» магазины — со скидками, с акциями и промо — магазинам с минимальной наценкой, но с бедным ассортиментом.

Масштаб перевешивает минусы

«Евроопт», конечно, остается безусловным лидером по объемам продаж, но по остальным критериям мнения о сети у партнеров очень противоречивы. Видимо, в работе с ней особенно важны детали — ассортимент, ценовой сегмент, готовность к компромиссам, масштаб поставщика и его финансовая устойчивость, а также личные контакты и степень доверия друг к другу. Те, кому удается установить приемлемые для себя условия, в общем, довольны сотрудничеством, другие критикуют ритейлера по всем статьям. Многим нравятся среднеформатные магазины сети, привлекательные для покупателей современным дизайном и приемлемым предложением. Однако, если говорить о сети в целом, респонденты критикуют ее за неопределенный формат, недостаточно четкое позиционирование, не самый широкий выбор, а также за невысокую дисциплину расчетов. При этом все, кто попал на полку, держатся за нее изо всех сил — масштаб перевешивает все минусы.

Слабое звено

Самый большой вопрос в работе со всеми сетями — разгрузка. Это, по мнению поставщиков, общая проблема всех сетей. Кто-то в данном вопросе выглядит чуть лучше, ну а некоторые — «вообще кошмар». Поставщики считают, что работать с машинами магазины должны намного быстрее, и высказывают пожелание — максимально ускорить разгрузку. Сейчас, если производителю нужно доставить продукцию в десяток точек, ему, говорят, не позавидуешь. Доставка по четырем-пяти точкам занимает до 12 часов!

Это общие слова, впечатления и пожелания. Окончательные итоги нельзя назвать неожиданными. Производители, несмотря на все критические замечания, голосуют за лидеров рынка.

Вопрос №1: Через какую сеть вы реализуете наибольший объем продукции?

Ответ: Евроторг — 29 %;
              Виталюр, ГИППО — 12 %;
              Корона, Green — 11 %.

Вопрос №2: В какой сети самая лучшая дисциплина расчетов?

Ответ: Корона — 28 %;
              Green — 13 %;
              Евроторг — 12 %.

Вопрос №3: В какой сети самые демократичные условия партнерства? цена входа, бонусы, затраты на акции и продвижение продукции.

Ответ: Корона — 24 %;
              Green — 19 %;
              Виталюр, ГИППО — 9 %.

Источник: ПРОДУКТ.BY