Выживать или побеждать?

Почему «компании будущего» нужны креативность и умение думать за пределами стандартных представлений?

Управляющий директор IFCN (Международная сеть сравнительного анализа деятельности фермерских хозяйств) Торстен ХЕММЕ, выступая на VII Летнем молочном саммите, поделился результатами почти двадцатилетних исследований и мыслями о будущем молочной отрасли.

Основные элементы, на которые должен делать ставку изготовитель продукции будущего, — цена, производство, объединение производств, экологичность.

Каковы условия для существования молочной компании будущего, — это уже следующий вопрос. С точки зрения Торстена Хемме, основные элементы, на которые должен делать ставку изготовитель продукции будущего, — цена, производство, объединение производств, экологичность.

Хемме считает, что конкурентоспособная цена на сырье (по крайнее мере, ниже, чем у конкурентов) ставит производителя в очень выгодное положение. То есть низкая цена на молочное сырье — это один из критериев, необходимых для победы. Другое условие — сильный бренд. А если вы более грамотно, чем конкуренты, оптимизировали издержки на производство и логистику, то вы снова в выигрыше. Если у вас всего этого нет, то нужно быть очень изобретательными, чтобы оставаться в выгодном положении в будущем.

Производители все больше обескуражены капризностью потребителей: их интерес и доверие к цельному молоку неуклонно падают. «Но встает вопрос, — говорит Хемме, — у нас пресыщенный рынок или пресыщенные менеджеры? Мне кажется, лучший урок, который мы можем выучить, — это способность рискнуть. Владелец молочной компании Chobani — иммигрант из Турции. Он приехал в Нью-Йорк и решил: «Ну нет, все эти йогурты мне не нравятся. Почему бы не сделать лучше?» И мысль, что можно что-то улучшить, позволила ему отвоевать 50 % рынка! Если думаете, что рынок перенасыщен, — делайте ваш продукт лучше».

В списке 20 компаний-лидеров 50 % — это группы компаний, корпорации. К сожалению, предприятия в России не относятся к этому числу. Их потенциал не может раскрыться из-за жесткой конкуренции. Есть некоторые страны, где компании-производители объединяются в довольно сильные корпорации, например, в Польше, Новой Зеландии, Скандинавии, Перу. Кроме того, они начинают включать в свои корпорации предприятия из других стран. Объединение компаний в корпорации внутри страны — одно из направлений для производителей будущего.

Иногда возможности для сбыта находятся у нас под носом. Например, какой смысл прилагать усилия для экспорта из Московской области, если сама Москва — очень интересный рынок? «Если бы я был производителем рядом с Москвой или Санкт-Петербургом, то сделал бы ставку на обеспечение этих мегаполисов свежей местной продукцией. Чем ближе к одному из крупных городов, тем более широкие возможности поставлять свежий местный продукт напрямую на рынок сбыта», — замечает Хемме.

Производителю необходимо быть гибким и уметь договариваться с поставщиками, стимулировать их подгонять продукт под требования рынка. Домашние хозяйства обеспечивают производство в таких регионах, как Южная Азия, Африка, Ближний Восток. Кроме того, есть территории, где большинство поставщиков молока — семейные фермы. Обычно они находятся там, где сохраняются традиционные семейные ценности. Интересно, что среднее товарное хозяйство в мире сейчас содержит не более трех коров. Эти поставщики молока, конечно, сильно отличаются от крупных фермерских хозяйств, которые мы можем назвать производителями будущего. Структура поставщиков постоянно меняется, и производитель будущегоь должен стараться преобразовывать ее.

По прогнозам IFCN, к 2030 году другие продовольственные товары будут продаваться лучше, чем молоко. Доверие потребителя к этому продукту будет иметь все большее значение. Но Торстен Хемме акцентирует наше внимание на том, что у молочной индустрии очень хорошая история. Ее нужно рассказывать. И рассказывать чаще. 

Источник: ПРОДУКТ.BY