Возвращение Тепла

Повышение стоимости энергоресурсов все чаще заставляет ритейлеров задумываться о снижении эксплуатационных издержек. На Западе об этом позаботились гораздо раньше и подошли к решению проблемы довольно нестандартно. Специалисты обратили внимание, что холодильные установки для центрального или выносного холодоснабжения в супермаркетах выделяют довольно большое количество тепла, которое просто выбрасывается в окружающую среду. Поэтому с помощью систем рекуперации его начали использовать повторно, например, для водоснабжения или отопления.

О рекуперации тепла мы узнали еще пару лет назад на одной из зарубежных выставок, — вспоминает директор группы компаний «ТЕХРОЛ» Михаил Науменко. — В Западной Европе вообще много внимания уделяется технологиям отбора тепла с земли, воздуха или холодильного оборудования. Теперь этот процесс перекинулся и на страны Восточной Европы, в том числе и на Беларусь».

Система рекуперации тепла возникла не более пяти лет назад, хотя все элементы, которые используются для ее оборудования, известны давным-давно — это соединенные воедино холодильный агрегат, теплообменник, аккумуляторная емкость и пульт управления. Такая система позволяет аккумулировать выделяемое оборудованием тепло и направлять его на благие дела. Речь идет о тепле, которое отводится из охлаждаемого объема или образуется в процессе сжатия хладагента.

Впрочем, еще рано говорить о популярности систем рекуперации в нашей стране. Игроки рынка пока прицениваются и присматриваются к новинке. Рассуждая порой, что это не вещь первой необходимости, откладывают устройство системы рекуперации до следующего этапа переоснащения магазина.

По словам Михаила Науменко, долгое время большинство потенциальных заказчиков боялось рисковать, однако некоторые с расчетом на будущее просили при установке нового холодильного и морозильного оборудования сразу же оснастить его теплообменниками, которые потребуются в будущем для монтажа системы рекуперации. Впервые проект по рекуперации компания «ТЕХРОЛ» реализовала на практике в 2011 году в могилевском частном магазине «Тройка». Обеспечив отбор тепла от холодильных агрегатов, направили его на обогрев торгового зала и подогрев воды для технологических нужд. В общих чертах схема выглядит так: тепло от холодильного агрегата аккумулируется и по трубопроводу поступает к теплообменнику. Там происходит передача тепла от пара к теплоносителю (воде) до температуры 5–80 °С и аккумулирование этого тепла в баке-накопителе. Из бака вода может расходоваться на различные хозяйственные нужды.

«В тот год зима выдалась сравнительно теплая, этого было достаточно, чтобы до новогодних праздников в магазине не включать центральное отопление, — вспоминает собеседник. — Там датчик на трубах центрального отопления отрегулирован так, что включает подачу тепла при температуре ниже минус 10 °С».

Рассчитывая экономический эффект от внедрения системы рекуперации на этом объекте, специалисты тогда исходили из того, что затраты на отопление и горячую воду в отопительном сезоне (в течение семи месяцев) здесь составят 21,4 млн рублей, а в неотопительном (в течение пяти месяцев) — еще 6,3 млн рублей. Итого за год на отопление и горячую воду магазину требовалось 27,7 млн рублей. Таким образом, ориентировочный срок окупаемости проекта — 2,2 года, а при возрастании тарифов он сократится.

Следующий проект по рекуперации был реализован в универсаме Заводского райпищеторга столицы. Там стояла задача обеспечить дополнительный обогрев торгового зала. Из-за большой площади и небольшого количества отопительных приборов магазин был довольно холодным. Последний проект «ТЕХРОЛА» — магазин «Щедрый» на ул. Каховской в Минске. Там, наоборот, большое количество холодильных камер, которые работают на максимуме, поэтому температурный режим в торговом зале довольно низкий. Задачу его обогрева решили путем выброса теплого воздуха в обогреваемые полы.

«Системы рекуперации актуальны для любого формата торговых объектов, — уверен Михаил Науменко. — И чем большие торговые площади и мощнее холодильные агрегаты, тем более глобальные проблемы позволяет решить система рекуперации».

Скажем, можно отопить треть или половину торгового зала, либо нагреть воду для общепита, бытовых помещений. Надо сказать, что в последнее время гипермаркеты начали проявлять интерес к этой новинке.

Магазинам малого формата она может быть интересна по другой причине. «Когда частник или райпо, скажем, ставят небольшие магазинчики из сэндвич-панелей в сельской местности, возникают вопросы с системой отопления: подводить центральные сети или искать альтернативные источники отопления и обогрева, — приводит пример из жизни наш собеседник. — Раньше для этого использовали кондиционеры и вентиляторы, а теперь с такой задачей может справиться система рекуперации».

Учитывая новые тенденции, некоторые производители холодильного оборудования начали выпускать холодильные витрины со встроенной системой рекуперации тепла. В частности, компания «Фреор» представила на рынке новую витрину Jupiter Scroll. Она обладает всеми характеристиками оборудования под выносной холод (глубина посадки, литраж выкладки), но компрессор встроен в боковины и не забирает дополнительный объем. Встроенный пластинчатый теплообменник зимой позволяет возвращать тепло в торговый зал, а летом — выводить на улицу.

В Jupiter Scroll система возврата тепла производится как в рекуператор, так и через простую вентиляцию. В торговый зал теплый воздух подается сверху витрины. Чтобы теплый воздух не нарушил условия хранения продуктов, используется технология двойного воздушного потока. Первый уровень потока — холодный воздух, который поступает на высокой скорости и тем самым ограждает продукты от второго уровня потока — теплого воздуха.

Светлана Будницкая, заведующая магазином № 6 Заводского райпищеторга г. Минска:

— В нашем магазине изначально отопление торгового зала было очень слабым, поэтому зимой было довольно прохладно. Но после того как в этом году в магазине провели реконструкцию и монтаж системы рекуперации, в торговом зале установилась очень комфортная температура. До включения отопления это было самое теплое место в магазине, весь персонал приходил сюда греться.

Теплый воздух в торговый зал подается через два фанкойла, установленных под потолком. Один разместили рядом с входной дверью, другой — около служебного входа со стороныприемки. Благодаря этому идущий от него теплый воздух работает как тепловая завеса, препятствуя проникновению холодного воздуха с улицы в торговый зал. Система работает круглосуточно, нам не нужно ее каждый раз включать и выключать, в то же время с помощью пульта управления можем регулировать подачу тепла.

К сожалению, отказаться от отопления во всем магазине мы пока не можем, однако в этом году позволили себе начать отопительный сезон на неделю позже всех. Подсчитывать, сколько нам удалось сэкономить на отоплении благодаря системе рекуперации, тоже пока рановато — ведь она работает буквально пару месяцев. Но пока мы ею очень довольны.