В Беларуси нужно осваивать сыры типа Чеддер и создавать мелкие сыроварни
- 21.10.2014 03:00
Белорусы едят сыра меньше, чем россияне.
В нашей стране потребление сыра на душу населения составляет 4,3 кг, в то время как в России – 5,5, а в Греции – 31 кг. При этом белорусские сыроделы в текущем году намерены увеличить производство сыра до 150 тыс. т. Одна из причин относительно низкого уровня потребления – экспортоориентированность отрасли. За пределами Беларуси продается 70% производимого сыра. Однако, отечественным сыроделам также надо работать над ассортиментом продукции – такое мнение на семинаре «Актуальные вопросы развития сыроделия в Республике Беларусь» высказал заместитель директора РУП «Институт мясо-молочной промышленности» Олег Дымар.
По его словам в нашей стране производится свыше 200 наименований, но не сортов сыра, из них твердых – 120. Популярные белорусские «сорта» – «Российский», «Голландский», «Пошехонский», «Костромской» – ведут свою генеалогию от двух европейских сортов «Тильзитера» и «Эдама» и являются их вариациям.
— Ассортимент сыров расширяется, но недостаточными темпами, – отметил Олег Дымар. – В последние годы в нашей стране освоили такие марки «Гоуда», «Эдамер», некоторые заводы начали выпуск тверды сыров типа «Пармезан».
Между тем в мире существуют более 2000 сортов, которые можно разделить на 25 групп. В частности в Беларуси пока вообще не производятся такие виды сыров, как созревшие свежие, мягкие белые. В основном заводы выпускают полумягкие сыры, есть твердые сыры, в небольшом количестве производятся голубые, но только одного типа (Рокфор). Также разнообразен ассортимент свежих сыров, однако, их недостаточно.
В итоге для увеличения потребления сыра на внутреннем рынке, а также оптимального развития сыроделия в стране, эксперт рекомендует расширять ассортимент за счет увеличения доли мягких и свежих сортов, которые, кстати, являются и наиболее быстро растущими сегментами российского рынка.
— Если мы хотим выйти в мир, мы должны освоить сыры типа Чеддер. Это основная экспортно-импортная позиция на мировом рынке. Без Чеддера мы обречены на Россию и Украину, – сказал Олег Дымар.
Чеддер – твердый сыр, который используется для переработки. Он продается в сегменте В2В.
Еще одно направление развития сыроделия на ближайшие 10 лет, по мнению эксперта – создание мелких сыроварен для производства нишевых сыров из молока коз и овец. Формирование отечественных школ сыроделия.
— Объемы на таких сыроварнях будут небольшие, но они должны быть. Они позволяют украсить нашу торговлю и разнообразить меню, – считает эксперт.
Помимо развития ассортимента, требуется выдерживать нормальные сроки созревания, увеличивать доступные объемы для хранения и созревания сыра. Увеличить выручку производителей должна нарезка и упаковка сыра на заводах, а не в торговле.
Сыр в этом сезоне является наиболее выгодным продуктом для переработчиков молока. В первую очередь это связано с запретом на поставки продовольствия в Россию из США и ЕС, который ввело правительство РФ. При сохранении текущей конъюнктуры белорусские сыроделы смогут увеличить выпуск продукции в следующем году до 200 тыс. т и нарастит свою долю в импорте сыров на российский рынок, которая в 2013-м составляла 26%.
Источник: agriculture.by