зимний фон

Уроки, задачи и планы на осень

В рамках этой системной публикации мы хотим показать основные внешнеэкономические направления, по которым работал агропромышленный сектор Республики Беларусь осенью 2017 года. Впрочем, этим узким временным отрезком мы отнюдь не собираемся ограничиваться. Из текста вам будет понятно — почему.
Алексей БОГДАНОВ
Александр НОВИКОВ

Москва. Золото. Осень…

В первой декаде октября в Москве по традиции проходила крупнейшая агропромышленная выставка «Золотая осень».

Россияне и белорусы на выставке «Золотая осень-2017»

Если кратко, то этот форум давно стал рабочей площадкой, на которой обсуждаются самые злободневные темы, перспективы развития агропрома Российской Федерации. Это — своеобразный продовольственный бомонд, хотя и выходящий за рамки России.

Неудивительно, что мероприятие по неписанной традиции открывал, как и все предыдущие годы, премьер-министр Дмитрий Медведев. Премьер озвучил любопытные цифры и факты в ходе своего выступления. В частности, в нынешнем году российскому сельскохозяйственному сектору были выделены на поддержку и развитие 242 млрд рублей. Эти деньги «освоены» (модное в России определение) на создание и реализацию проектов в сфере растениеводства, животноводства, на строительство новых комплексов, перерабатывающих предприятий.

Кроме того, в 2017 году Россия собрала абсолютно рекордный урожай зерновых культур, порядка 140 млн тонн. В целом выставка прошла весьма успешно. В ее работе принимали участие белорусские производители, хотя и не столь массовое, как в прошлые годы, нужно признать. Стоит отметить работу в данном формате Белорусского государственного объединения по животноводству.

Белплемживобъединение вызвало большой интерес у всех посетителей выставки, что представляется нам весьма важным.

Перед Минсельхозпродом стоит задача на перспективу — увеличить экспорт племенных материалов, а также расширить работу на таком участке, как оказание услуг в области племенного дела (в первую очередь — на рынке ЕАЭС).

Помимо активного экспорта мясо-молочной продукции в страны СНГ и постоянного увеличения доли поставок на данном участке, республика ведет поиск новых ниш на рынках всех постсоветских стран. Речь идет о таких интересных направлениях, как племенное дело, оборудование (стойловое, доильное и проч.), а также оказание услуг по проектированию и строительству молочно-товарных комплексов, перерабатывающих предприятий — в любой сфере.

По итогам работы за восемь месяцев 2017 года предприятия Минсельхозпрода экспортировали продукции на сумму 1,64 млрд долларов. Темп роста — 112,1 %. В денежном отношении наблюдается рост экспорта как молочной, так и мясной продукции. В страны СНГ (без учета России) экспорт сельскохозяйственной продукции «в деньгах» вырос на 90 %, в страны Азии и Океании — в 2,8 раза, Африки — в 2,8 раза, Американского континента — в 2,7 раза, Евросоюза — на 56 %.

Кроме того, 6 октября в рамках «Золотой осени» прошла первая масштабная встреча министров сельского хозяйства государств-членов ЕАЭС, представителей Евразийской экономической комиссии. В ее ходе был принят протокол, в котором закреплен порядок дальнейшей работы на данном направлении. В частности, принято решение о создании Совета по агропромышленной политике ЕАЭС. В него вошли все министры сельского хозяйства, а также основные профильные министры из ЕЭК.

Работа нового Совета позволит максимально координировать позиции сельскохозяйственных ведомств Союза, что обеспечит продовольственную безопасность этого крупного геополитического блока. Плюс даст возможность оперативно решать вопросы, связанные с продвижением сельхозпродукции из России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Армении на рынки третьих стран.

Подспудно от работы нового Совета ждут мер, направленных на предупреждение конфликтов, известных обществу в качестве «молочных, мясных, сахарных и прочих войн».

«Китайские грамоты»

Кроме того, в октябре Беларусь снова посещала крупная китайская бизнес-делегация (по доброй традиции 2017 года). В ее состав входили представители продовольственной корпорации Drex Food Group. Напомним, с этой крупной корпорацией несколько месяцев назад достигнуто соглашение о вложении в экономику Беларуси 1 млрд долларов (о развитии сельскохозяйственной отрасли, проекта «Великий камень», а также финансового сектора нашей страны). Речь идет о долгосрочном проекте, рассчитанном на период от одного года до трех лет.

Однако это, подчеркнем, тот случай, когда четкая бизнес-конкретика опережает декларации. Логично, что в октябре на базе Минсельхозпрода прошли переговоры, связанные с вопросами реализации ранее достигнутых договоренностей, подписанных протоколов и соглашений:

* по созданию в Беларуси молочно-товарного комплекса на 40 тыс. голов;
* о реализации проекта торгового дома, ориентированного на торговлю белорусской продукции в Китае;
* о создании инновационного производства в «Великом камне» по выпуску нового вида экологически чистой упаковки из полилактида. В качестве сырья для его производства используются кукуруза и картофель с повышенным содержанием крахмала и сахаристых веществ.

Бизнес-делегация из Китая также посещала Витебскую область, с которой еще летом был подписан инвестиционный договор по сотрудничеству.

Подводя итоги «октябрьским» встречам, министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц предложил (в дополнение к уже намеченному для реализации проекту крупного молочно-товарного комплекса) создать на Витебщине предприятие, ориентированное:
— на выращивание элитного мясного скота;
— на производство говядины.

В перспективе речь идет о создании молоко- и мясоперерабатывающего комплекса — полностью завершенного цикла. На данный момент готовятся необходимые технико-экономические обоснования для проекта. А пока можно сказать следующее. Говядина на китайском рынке востребована (на эту тему мы также поговорим ближе к финалу статьи). Соответственно реализация данной бизнес-идеи может стать весьма выгодной для китайских партнеров. Кроме того, в рамках октябрьского визита были зафиксированы следующие показатели. ЗАО «Мясо-молочная компания» поставило в 2017 году в адрес Drex Food Group шесть контейнеров сухих молочных продуктов и цельномолочной продукции. Подписан договор на увеличение объемов поставок, предусматривающий объем поставок белорусской молочной продукции на китайский рынок на уровне 10 млн долларов в год.

Наконец, актуальной представляется работа по изменению упаковки для сухой молочной продукции и упаковки для ультрапастеризованного молока made in BELARUS, ориентированной на рынок Поднебесной. Имеется также идея выйти на этот рынок с единым брендом, подчеркивающим концептуальную продающую идею: «Сделано в Республике Беларусь».

Дело в том, что у массового китайского потребителя сформировано позитивное представление о Беларуси благодаря удивительно теплому отношению президентов двух наших стран. И сейчас стоит задача создать общий имидж для всей белорусской продовольственной продукции, представленной в Китае. Причем — с помощью весьма доступного инструмента.

По такому пути когда-то пошла Новая Зеландия со свой «молочкой». И крупно выиграла во всем мире — за счет единого бренда и продуманной визуализации — в том числе.

Суданский проект

С 21 по 23 сентября проходил визит делегации Минсельхозпрода во главе с Леонидом Зайцем в Судан. В его ходе Леонид Константинович встречался с коллегами — министрами сразу двух министерств, курирующих в этой африканской стране вопросы животноводства и растениеводства. Стороны обсуждали детали проекта по созданию СП по производству мясной и молочной продукции, кормов, выращиванию овощей и рассады в закрытом грунте по белорусским технологиям на сельскохозяйственных землях Судана.

Примерно так о визите писали информагентства. Если по сути, то суданская сторона готова выделить лучшие земли для реализации намеченного проекта. Что принципиально важно — в стране нашлись бизнесмены, готовые инвестировать средства. Со своей стороны Беларусь готова поддержать проект соответствующим оборудованием и технологиями. По предварительным расчетам, в Судане может быть реализован не просто окупаемый, но и достаточно прибыльный инвестпроект — в области сельского хозяйства.

Польское потепление

Делегация Минсельхозпрода также в конце сентября посещала выставку Polagra. Ее у нас еще любят называть «Польская Белагро». Не секрет, что с ближайшим европейским соседом у Беларуси порой возникают спорные вопросы и ситуации.

Польскую выставку Polagra не зря сравнивают с нашей «Белагро». И там, и здесь есть что обсудить, посмотреть, попробовать

Отрадно, что в ходе данного визита польским и белорусским специалистам удалось в истинно дружественной обстановке договориться по целому ряду моментов. Речь идет в частности о совместной работе по противодействию угрозам, возникающим в сфере ветеринарной безопасности. Это и африканская чума свиней, и бешенство у диких зверей, и атипичная пневмония у птиц и животных.

Заключены также договоренности по обмену опытом в научной сфере, информационной области. Беларусь будет участвовать в программах ЕС, донорских программах по закупке ветпрепаратов, приманок для диких животных с вакциной против бешенства. С точки зрения безопасности государства — это важный результат.

Не зная броду, не суйся в воду.
Когда верстался номер

С 12 по 17 октября по приглашению руководства Китайской ассоциации мясопереработчиков крупная белорусская делегация (в ее составе — представители Минсельхозпрода, руководители всех ведущих мясоперерабатывающих предприятий страны) посетила Поднебесную с целью комплексного ознакомления с мясной индустрией Китая.

Программа визита — чрезвычайно обширная. Запланированы встречи в Департаменте ветеринарного и фитосанитарного карантинного контроля Главного государственного управления по контролю качества, инспекции и карантину КНР (ГГУККИК) — ветеринарном органе, занимающемся в том числе сертификацией. Кстати, благодаря плотному сотрудничеству с ним два белорусских предприятия — «Велес-Мит» и Могилевский комбинат — в ближайшее время могут получить право доступа на китайский рынок. Но это дело — ближайшего будущего.

А профильный визит в КНР в середине октября 2017 года организован с дальним прицелом: когда китайский рынок будет максимально открыт для поставок белорусской говядины, у нашей стороны должна иметься на руках максимальная информация по «правилам игры» на данном направлении. Поэтому в рамках нынешнего визита в Китай белорусские специалисты посетят максимальное количество предприятий, занятых переработкой говядины.

Изучаться будут вопросы логистики, системы продаж, моменты, связанные с разделкой, упаковкой… Белорусские топ-менеджеры оценят масштаб работы в рамках формулы «От фермы до прилавка».

Необходимо понять уже сейчас, какая говядина может быть максимально востребована на китайском рынке. Пока же здесь ситуация до конца непонятна, к сожалению. Есть надежда, что данная поездка даст тот самый импульс, который позволит белоруской продукции максимально встроиться в китайский рынок завтра.

В народе не зря говорят: «Не зная броду, не суйся в воду». И визит официальной белорусской делегации в октябре может образно восприниматься как поиск того самого брода…

Что думают в Минсельхозпроде о форуме «Беларусь мясная»

«Продукт.BY» неоднократно, точечно обращал внимание на активную поддержку «Беларуси мясной» специалистами Минсельхозпрода. В данном смысловом блоке мы хотим отразить общую философию этой поддержки и работы.

Проведение «Мясного форум» чрезвычайно важно. В его ходе Минсельхозпрод сделает упор на диверсификации экспорта. Специфика подхода в целом такова.

Если молочная продукция из Беларуси успешно продается более чем в 25 странах мира, то мясная — в основном на рынках стран постсоветского пространства, то есть охватывает максимум 14 государств.

Сегодня для Беларуси жизненно необходимо выходить на рынки третьих стран. Однако прежде чем зайти в новые для себя регионы со своей продукцией, важно максимально изучить их. Поэтому в Минск на форум «Беларусь мясная» приглашены квалифицированные иностранные спикеры, готовые рассказать о специфике выхода на рынки принципиально новых для нас стран — Юго-Восточного региона, Ближнего Востока, Африканского континента.

На форуме будут обсуждаться актуальные вопросы, связанные с производством халяльной продукции. В целом же отечественные производители мясной продукции будут ориентированы на активнейший поиск новых рынков сбыта.

Завершая этот материал, можно сказать. Итоги «Золотой осени-2017» показали: Россия настроена в ближайшее время стать активным экспортером мясной продукции. И при таких условиях белорусским предприятиям нет больше смысла «толкаться» на этом, столь удобном для себя монорынке.

Гораздо важнее уже сегодня искать ниши, куда можно будет завтра активно выходить со своей продукцией. Но эти рынки необходимо завоевывать уже сегодня, проходить всевозможные этапы сертификации, аттестации, ничего не бояться и… Спокойно двигаться вперед.

Источник: Produkt.by