зимний фон

Сырный расцвет приходит постепенно

У руководства Новогрудского маслодельного комбината получается не только находить средства для инвестиций, но и превращать их в качественную продукцию, востребованную на внешнем рынке. До 97 % новогрудских сыров поставляется на экспорт.

Александр БИР — опытный специалист и руководитель, имеющий за плечами Ленинградский технологический институт холодильной промышленности и 32-летний стаж работы в отрасли.

Всякий раз директор Новогрудского маслодельного комбината Александр Бир сетует на то, что еще не может похвастать образцово-показательной картинкой. Ситуация понятна. Ведь работа ведется широким фронтом. Одновременно развиваются головное предприятие в Новогрудке и филиалы в городских поселках Кореличи и Любча. Это требует не только денег, но и времени. С одной стороны, экономика не балует прибылью, вынуждая выплачивать огромные проценты по кредитам и равномерно тратить деньги. С другой стороны, еще несколько лет предсказуемой работы — и комбинат расцветет не только зданиями и новым оборудованием.

К своей цели директор идет прямой дорогой, не огибая обстоятельства. История с филиалами должна была закончиться. Точнее, производственные площадки подлежали закрытию. Но пришедшему на директорскую должность А. Биру губернатор дал отмашку на развитие. Доставшиеся объекты: типичная промышленная площадка советских времен и бывшая панская усадьба на окраине поселка. Без миллиарда не подходи ни к той, ни к другой. Уже вложен не один десяток миллиардов рублей.

В Любче решили поэтапно модернизировать цех с возможной перспективой перехода на производство элитных сыров.

Как рассказала начальник сыродельного цеха Олеся Ненартович, в Любче практически сделан новый завод. Построены котельная, проходная, бытовые помещения. Установлена новая система охлаждения, оборудованы помещение для приемки сырья и лаборатория. Установлено новое сыродельное оборудование. В настоящее время работы еще продолжаются. Продукция пока не производится. В планах — выработка сыров, которые хорошо знакомы потребителям — «Северный», «Любчанский» в измененной расфасовке, теперь они будут в брусках по 3,0–3,5 кг. Сегодня пользуются спросом такие сыры, как «Эдам Новогрудский», «Гауда-Бел», «Сливочный особый», «Монтерей» с пропионовокислыми бактериями. Взят ориентир на производство сыра «Голландский Премиум». Мощности сыродельного цеха в Любче составляют 0,6 т/сут. С установкой второго котла появится возможность выработки до 1,0 т/сут.

В Кореличах делают такие рассольные сыры, как «Мирс­кий», «Пряный», «Серпантин», копченый «Соломка сырная к пиву». Производство в Кореличах стало хорошим примером того, как из бесперспективной площадки можно сделать экономически эффективный проект. Причем и качественных, и количественных планов в филиале все еще громадье — планируется расширять ассортимент продукции.

По словам специалиста, сыр — это самый элитный и капризный продукт в молочной промышленности. Его выработка — очень трудоемкий процесс. Производство довольно сильно изменилось. Запущенная пару лет назад современная автоматизированная линия по производству твердых сычужных сыров работает производительно. Применение ручного труда стало минимальным. Фактически мастер-сыродел, сыросол и прессовщик за одну смену способны выработать 10 т сыра. Директор уделяет особое внимание автоматизации производства, в частности — учету складских остатков и движению продукции. Информация до руководителя доходит мгновенно. Поэтому на принятие решения тратится минимальное время.

О том, что предприятие добилось высокого качества продукции, могут сказать многие руководители. Гораздо меньше тех, кто гарантирует стабильность взятой «высоты», на которую карабкаться можно десятилетиями. С чего начинается качество продукции маслодельного комбината? Конечно, с молока. «В последние годы качество сырья меняется в лучшую сторону, хотя, наверное, и не так быстро, как нам хотелось бы, — говорит директор. — Несколько лет назад появился отдел сырья, сотрудники которого не только проверяют молоко «на входе», но и регулярно посещают молочные объекты своей сырьевой зоны. Такая совместная работа производителя и переработчика, конечно, не всегда проходит гладко, но результаты все равно приносит. Возможно, если в будущем будет принята более совершенная система поощрения поставщиков за качественное сырье, эффективность кооперации вырастет еще больше. На самом комбинате вся дальнейшая забота о молоке и производимых из него продуктах проходит на высшем уровне: от лабораторий, позволяющих провести полный анализ молока, до современного оборудования, на котором идет собственно переработка.

— Инвестиции себя оправдают, — констатирует директор. — Мы сделали ставку на «живую» продукцию, минимально подвергая ее технологической обработке. Конечно, наладить широкую продажу производимого нами товара сложнее, чем того, что с длительным сроком хранения. Но я, по крайней мере, уверен, что покупатель никогда не отвернется от качественного и натурального продукта. Срок реализации Новогрудских сыров благодаря их высокому качеству составляет три месяца. Когда возникают проблемы с реализацией, начинаешь ценить этот факт.

Сейчас ассортимент предприятия превышает цифру восемьдесят. В числе молочного разнообразия — 25 наименований сыров. По этому показателю Новогрудок является одним из лидеров белорусского рынка. Имея такую линейку, предприятию легче маневрировать в условиях постоянно меняющегося спроса.

Сегодня трудно поверить, что еще четыре года назад это современное предприятие было в числе неконкурентоспособных. С организации сырного производства началось возрождение комбината, восстановление его потенциала. За последние годы продукция предприятия стала более конкурентоспособной и разнообразной.

Потенциал внутренних рынков практически использован, основные рынки сбыта сейчас в России. Новогрудские сыроделы изучают спрос на продукцию в Закавказском регионе, Средней Азии, Японии, на Ближнем Востоке. Уже есть определенные предложения. Руководство предприятия по-новому подошло к организации маркетинговой службы. С целью установления новых деловых контактов создана группа маркетинга, расширен штат работников отдела сбыта, которому непозволительно в нынешних условиях работать по старинке.

Несмотря на то, что в реконструкцию предприятия вложено достаточно много, значительные средства еще предстоит внести. Как считает директор, комбинат обязан быть одним из ведущих предприятий не только в плане модернизации производства, но и организации достойных условий труда, соответствующих современным требованиям. Это только на первый взгляд установка на предприятии систем кондиционирования, замена отслуживших свой век деревянных окон и дверей, вложение денег в современные гардеробные, ремонт кабинетов, не знавших его лет 20, в здравпункт могут показаться роскошью. На самом деле, это необходимость, поскольку предприятия отрасли живут по особым законам — Санитарным правилам и нормам Республики Беларусь. От соблюдения требований этого документа напрямую зависит не только здоровье и безопасность потребителей продукции, но и возможности ее поставки на экспорт. Предприятие, которое это игнорирует, заведомо проигрывает. Все на производстве, начиная от стерильной одежды сотрудников, их здоровья, не может иметь второстепенного значения. Достаточно большие вложения сделаны в здравпункт, где есть терапевтический, стоматологический, процедурный кабинеты. Конечно, затраты большие. Но руководитель убежден, что они окупятся отношением людей к делу и в конечном итоге приведут к результату, на который нацелено предприятие.

«Новогрудский маслодельный комбинат», филиал ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат» Гродненская обл., г. Новогрудок, ул. 1 Мая, 59 Тел.: (01597) 2-33-58, 2-37-48 E-mail: novogrudok_mdk@mail.ru»