зимний фон

С акцентом на энергосбережение

Крупнейшее яичное предприятие Беларуси — ОАО «1-я Минская птицефабрика» — занимает 25 % отечественного рынка и является лидером отрасли по многим параметрам. Генеральный директор птицефабрики Николай ШЕРСТНЕВ, рассказывая, в чем сильные позиции и что в производственной цепочке требует совершенствования, подчеркнул, что особый акцент делается на внедрение энергосберегающих технологий.

Рынок птицеводческой продукции в Беларуси стремительно развивается, и птицеводство считается сегодня привлекательной отраслью. С чем это связано?

Продукция птицеводства относится к социально значимому сегменту. Это один из самых дешевых источников белка. Яйцо — высокорентабельный продукт. Сегодня птицефабрика специализируется на производстве куриных пищевых яиц, перепелиных яиц, яичного порошка и меланжа, мяса птицы, бройлера и КРС, цельномолочной продукции, колбасных и мясных изделий.

Николай Николаевич, как вы оцениваете рынок: он хаотичный или достаточно цивилизованный? Какие факторы в настоящее время влияют на его характер?

Сейчас выровнялся спрос и предложение, и рынок достаточно цивилизованный. Однако рынок яйца подвержен сезонным колебаниям. В летний период спрос на яйцо уменьшается. Причиной тому служит период отпусков. Мы в состоянии полностью обеспечить продукцией своего потребителя в любое время года.

Как вы считаете, какие перспективы открывают интеграционные процессы, происходящие между Беларусью, Россией и Казахстаном в рамках ЕЭП? Меняются ли «правила игры» для белорусских птицеводов с вступлением РФ в ВТО?

Открываются новые рынки сбыта. Осуществляется обмен опытом в отрасли. В условиях конкуренции рождаются способы снижения издержек производства, повышения качества и привлекательности продукта. Начинаем больше обращать внимание на конкурентов и разрабатывать новые технологии. Появляется импульс к более интенсивному развитию. Снижение издержек производства — это в первую очередь автоматизация. Мы достигли очень высокого уровня автоматизации технологических процессов. На самом деле, предела в этом нет.

Пока на нас никак не отразилось вступление России в ВТО. Но мы внимательно отслеживаем, как развивается птицеводство в других странах, в том числе и странах-членах ВТО. Мы готовы конкурировать абсолютно с любым производителем. Членство России в ВТО мы рассматриваем для себя как возможность выхода на рынки стран-членов ВТО через РФ.

Как ваша фабрика использует свои экспортные возможности?

Продукция наша известная и пользуется спросом в России. Мы экспортируем более 50 % продукции, но это не постоянная величина. К тому же можем больше, но в первую очередь обеспечиваем внутренний рынок, хотя работать в своей стране тяжелее. Торговым сетям в Беларуси мы предоставляем отсрочку платежа и в основном сами доставляем продукцию. Экспорт — это в первую очередь предоплата и валюта, к тому же россияне сами забирают продукцию. Были пробные поставки в Азербайджан, Армению, Грузию, Казахстан и Молдову, а также в страны Африки и Ближнего Востока.

Кроме яйца, у нас производится яичный порошок и меланж. Эта продукция тоже имеет спрос на внешних рынках. Расширяя географию экспорта, в первую очередь прорабатываем доставку автотранспортом, также рассматриваем железнодорожный, водный и воздушный транспорт. 1-я Минская птицефабрика является членом Международной ассоциации производителей яиц (International Egg Comission). Смело можем заявить, что нас знают как белорусского производителя высококачественной продукции.

Ваша птицефабрика получила сертификат «Халяль». Как вы оцениваете масштабность выпуска такой продукции?

Яичную продукцию по стандарту «Халяль» мы сертифицировали недавно. Сейчас работаем над ассортиментом, упаковкой, чтобы выгодно представить продукт покупателю. Ведем переговоры с белорусскими и российскими розничными сетями. Существует ряд организаций, которые вместе с мусульманскими общинами и представителями крупного ритейла являются дилерами. Совместно с ними изучаем спрос на такую продукцию, обсуждаем фасовку и дизайн упаковки. В ближайшее время продукт дойдет до белорусского и российского покупателя. Пока рано судить о масштабах, но потенциал велик. Так как мусульманские общины есть и в Беларуси, и в России, думаю, что многие люди будут отдавать предпочтение продукции, сертифицированной по стандарту «Халяль». Кроме того, наличие сертификата «Халяль» важно, потому что как будущий перспективный рынок реализации продукции мы рассматриваем арабские страны

В чем видите перспективу развития птицефабрики?

Приоритеты расставлены таким образом: строительство собственного комбикормового завода, внедрение энергосберегающего технологического оборудования и глубокая переработка птицы.

На предприятии идет постоянная работа по модернизации и внедрению новых технологий. Эффективность налицо: замена технологического оборудования дала возможность в 2 раза увеличить производство продуктов птицеводства при сохранении прежнего энергопотребления. Текущий год объявлен годом бережливости, поэтому особый акцент делается на внедрение энергосберегающих технологий. При выборе технологического оборудования в первую очередь обращаем внимание на энергопотребление.

С целью снижения производственных издержек собираемся совершенствовать существующее производство высоковостребованных в пищевой промышленности яичного порошка и меланжа. Будем производить альбумин, который найдет применение в медицине и косметологии. Сегодня наша птицефабрика — это многовекторное предприятие, имеющее, кроме птицеводческих производств, ферму КРС, переработку молока, производство сыра, колбасно-кулинарный цех. Мы нацелены на дальнейшее увеличение земельных площадей для получения собственного зерна, ежегодная потребность в котором составляет 70 тыс. тонн. При этом 70 % себестоимости в производстве яйца — это, конечно же, корм. Постоянное увеличение посевных площадей под кормовые культуры дает возможность снизить издержки. Кроме того, ведется работа по совершенствованию рецептур кормления.

В какой стадии осуществление проекта по переносу за город присоединенной к вам птицефабрики им. Н. К. Крупской?

Минск получил свободные от промышленности 27 га земли. Однако город не оказывает финансовой помощи для ускорения реализации проекта. В настоящее время работы по переносу птичников продолжаются. Остается проблема финансирования, денег не хватает, а кредиты дорогие. Основную работу по переносу производства наше предприятие осуществляет за счет собственных усилий и средств. Хочу подчеркнуть, что в полной мере сохранен объем производства. В результате построено шесть современных птичников до 150 тыс. кур-несушек в каждом, введен в эксплуатацию второй логистический центр. При этом сокращены издержки. Самое современное оборудование, высококвалифицированный персонал, отработанная транспортная и складская логистика — все это дает возможность покупателю получить всегда свежую и качественную продукцию нашего предприятия.

Как решается проблема с утилизацией отходов? Какими действиями, мероприятиями можете подтвердить, что бизнес вашей фабрики является социально ответственным?

В настоящее время готовится проектно-сметная документация для строительства цеха по утилизации бойнинских отходов. Учитывая большие объемы производства, нам выгодно построить собственный цех переработки отходов. Пока мы прибегаем к услугам сторонних организаций. С введением нового цеха сможем сами перерабатывать отходы на мясокостную муку.

Мы помогаем финансово многим учебным заведениям, обществам инвалидов, медицинским учреждениям и воинским частям.

ОАО «1-я Минская птицефабрика» 223043, Республика Беларусь, Минская обл., Минский р-н, п. Большевик Тел.: +375 17 504 82 39, Факс: +375 17 504 84 89 www.1mpf.by