Россия — Беларусь. Молочные параллели

Предлагаем вашему вниманию краткий аналитический обзор, в котором мы постарались выхватить из информационного потока последние новости с молочного рынка России, способные влиять на наш молочный сектор, бизнес и обывателя в том числе.

Путинский аграрный посыл

Знаковым для начала декабря стало ежегодное послание Федеральному собранию со стороны президента России. В нем Владимир Путин обозначил (в том числе) приоритеты развития для сельскохозяйственной отрасли страны. Для дальнейшего форсирования развития отрасли, ориентированной как никогда на экспорт, президент России предложил поддерживать высокоэффективные отечественные производства. «России нужны компании, которые не только способны обеспечить страну современной качественной продукцией, но и завоевывать мировые рынки, — подчеркнул он. — Мы не только можем сами себя накормить — Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, которые давно уже пропали у некоторых западных производителей».

Для поддержки АПК и содействия в выходе на мировые рынке правительство России будет принимать конкретные шаги. Например, решенным можно считать вопрос о создании Агентства по технологическому развитию (ведомству вменяется в обязанности оказывать поддержку отечественным предприятиям в приобретении лицензий и патентов как российского, так и зарубежного образца).

Деловое мнение

Комментируя послание главы государства, руководитель агрохолдинга «Русское молоко» Василий Бойко-Великий заявил, что уже к 2020 году Россия сможет обеспечить внутренний рынок собственной натуральной молочной продукцией. Произойдет это, по его мнению, при выполнении двух условий.

«Во-первых, в случае введения уголовной ответственности за фальсификацию продуктов питания и, прежде всего, молочных продуктов. В настоящее время пальмовое молоко широко шагает по стране, именно потому, что нет четкой системы контроля. К тому же ответственность при обнаружении фальсификата минимальна», — уточнил руководитель агрохолдинга.

«Второй вопрос тоже немаловажный как для молочной отрасли, так и для других продуктов питания, — уверен Бойко-Великий. — Речь идет о совокупной торговой наценке, состоящей из ретро-бонусов, обычной торговой наценки и, в определенных случаях — для скоропортящихся продуктов, — процента возврата. Если торговая наценка не будет ограничена 25 %, максимум 30 %, то у нас по-прежнему, как грибы, будут расти магазины. Торговые сети станут получать прибыли, а сельхозпроизводители — стоять с протянутой к государству рукой».

Также эксперт напомнил, что принятый в мае в Государственной Думе закон «Об ограничении ретро-бонусов» так и был положен под сукно, ввиду лоббирования торговых сетей, защиты всех своих прибылей. Очевидно, что в России есть движущие силы, способные вытащить из-под сукна любой закон.

Рублем и новыми законами — по фальсификату

Национальный союз производителей молока («СОЮЗМОЛОКО») и Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) в ближайшее время подпишут соглашение, в соответствии с которым будут совместно бороться с фальсифицированной молочной продукцией. Об этом написала газета «Коммерсант». Суть: проведение регулярных проверок молочной продукции в лабораториях с далеко идущими выводами. К такому решению стороны подтолкнули сообщения в СМИ о высокой доле фальсификата в молочных продуктах. По данным «СОЮЗМОЛОКА», его может быть до 25 % — среди сыров. В целом же по молочной продукции доля фальсификата на уровне 10–15 %.

АКОРТ и «СОЮЗМОЛОКО» дружно считают, что фальсификата в магазинах быть не должно. Нельзя сказать, что это — сенсация. Для борьбы с фальсификатом среди молочной продукции в России уже предлагались разные методы. Вот мнение министра сельского хозяйства Александра Ткачева: «Сейчас реальные штрафы по судам от 10 до 50 тысяч рублей. Я считаю, их нужно увеличить в несколько раз, чтобы эта сумма была чувствительной для тех, кто нарушает требования маркировки».

Тем временем в Думе рассмат-ривается законопроект о поправках в техрегламент, предполагающий ввод обязательной маркировки продуктов, содержащих пальмовое масло либо заменители молочного жира. Надпись «Продукт содержит пальмовое масло» должна занимать не менее 30 % упаковки. В свою очередь, глава Россельхознадзора Сергей Данкверт считает, что уничтожение фальсификата нужно проводить за счет производителей и тех, кто продает такие товары.

Прогнозы

Для производителей молока во всем мире 2016 год выдастся тяжелым, рынок окажется еще более перегретым. Такое мнение, высказанное на портале dairyreporter.com, фактически ретранслирует мнение Совета по молочному экспорту США. По оценкам американских экспертов, «сокращение зависимости от импорта в Китае и России, а точнее, 10 млн тонн в 2015 году против 18 млн тонн в 2014-м, — это 11 % мирового рынка молока, и данный объем крупным мировым импортерам элементарно некуда сбыть уже сейчас».

Обзор подготовлен по материалам

http://dairynews.ru,

http://milknews.ru,

dairyreporter.com