«Попытки заработать на китайском рынке выглядят… утопично»
- 28.12.2018 13:06
Осенью исполнительный директор «Союзмолока», большой друг нашего издания Артем БЕЛОВ вольно или невольно вызвал достаточно серьезную дискуссию в профессиональной среде России и Беларуси, фактически вызвав огонь на себя. Что стоит за этими словами и ситуацией в целом — в нашем эксклюзивном интервью.
— Артем, для завязки беседы представлю вам своеобразную хронику событий. В середине сентября вы на портале www.milknews.ru опубликовали статью под названием «Увидим ли мы белорусское экспортное чудо», получившую массу перепостов и прочее.
В ней вы аргументированно доказывали, почему сомневаетесь в перспективах Беларуси реально диверсифицировать поставки молочной продукции, а также увеличить объемы этих поставок. Параллельно свершилось другое событие. Первый контейнерный поезд с белорусской молочной продукцией прибыл в китайскую провинцию Чунцин. Это ли не пример эффектной и эффективной диверсификации молочного экспорта по-белорусски, победы дела над словом?..
— Александр, в ответ готов вам продемонстрировать два кейса, выражаясь современным языком. Если говорить про крупную поставку в Китай — мои искренние поздравления белорусским коллегам. Однако все ли так блестяще в этой ситуации с точки зрения элементарной экономики?
Насколько мне известно, китайцы смогли добиться серьезных финансовых уступок со стороны белорусских поставщиков. К слову, играть на понижение их бизнес умеет как никто в мире — это не секрет.
Кроме того, доставка железнодорожным транспортом, по определению, является дорогостоящей с точки зрения логистики, по сравнению с теми же морскими перевозками. Да, неплохой объем, срок поставки не превысил двух недель, все прекрасно. Но ключевым в этой ситуации я бы назвал вопрос цены и доходности. А здесь вопросов больше, чем ответов. Никаких официальных данных по данной теме ведь не опубликовано.
— Ясно. А что второй кейс?
— Есть и второй. В сентябре на высшем уровне было принято решение о поставке 500 тонн белорусского сухого молока в Венесуэлу — в формате гуманитарной помощи. Кстати, для Китая основу груза также составляло сухое молоко.
— И что из этого следует?
— Мы имеем дело с двумя знаковыми поставками на рынки третьих стран. Экономически выгодными для вашей республики они не являются, скорее — наоборот. При этом мы понимаем: есть емкий российский рынок, готовый обеспечить высокую доходность белорусским производителям и поставщикам. Важно и то, что российские потребители любят и уважают белорусскую молочку.
Единственный возникающий в связи с этим проблемный вопрос касается процесса балансировки перерабатывающих мощностей, имеющихся в Беларуси и России; в соответствии с объемами спроса. Цель всех этих процессов — получение дохода и производителями сырья, и переработчиками в наших странах.
— Не секрет, что этой сбалансированности бывает нелегко достичь. В Беларуси молочный рынок и стратегические решения на нем контролируются государством. А в России ситуация принципиально иная. Это, прежде всего, — жесткий бизнес, живущий и развивающийся за счет получения доходной части. Так или нет?
— В общем, да. И в данной ситуации нам принципиально важно добиваться сбалансированности рынка. Это — не слова, а реальная стратегия и возможность для развития. Я навскидку вспоминаю цифры. В 2012–2013 годах объем экспорта из Беларуси в третьи страны был сопоставим с показателями 2017-го. Но когда в 2015–2016-х российский рынок обеспечивал белорусам высокий уровень доходности, все экспортные поставки были переориентированы… в сторону ближайшего партнера по ЕАЭС.
Подчеркну. Я ни в коем случае не против того, чтобы Беларусь диверсифицировала свой экспорт. Но с точки зрения экономической целесообразности мне представляется максимально логичным углубление торговых отношений с Россией. А попытки заработать на китайском рынке выглядят несколько утопично… Скажем так.
— Но мы говорим о кардинальном росте молочного рынка в Беларуси к 2020 году и логично выглядит расширение внешнеэкономических интересов, разве не так?
— Видите ли, я с изрядной долей скепсиса отношусь к возможности серьезного роста производства товарного молока в Беларуси. С 2009 года продуктивность с коровы у вас выросла на 300 килограммов, до пяти тонн. Чтобы получить рывок за ближайшие три года в молочной отрасли — я не вижу в Беларуси для этого условий.
Все понимают, почему у вас росли показатели по товарному молоку: личные подсобные хозяйства влились в большое товарное производство. По нашей информации, этот резерв уже исчерпан, колоссальных молочных излишков не предвидится. И в таких условиях вам придется решать одну оптимизационную задачу: на какие рынки белорусским поставщикам молочки нужно поставлять свою продукцию для получения максимальной прибыли. Думаю, ее решение очевидно.
— Ваши позиция и логика по этому вопросу понятны, Артем. В таком случае у меня есть еще одна глобальная тема для обсуждения. Во второй декаде сентября в ходе встречи профильных министров Леонида Зайца и Дмитрия Патрушева была достигнута договоренность о подписании в ноябре балансов поставок сельхозпродукции в 2019 году. Обращает на себя в связи с этим заявление Патрушева. Его суть. Если Россия должна быть открыта для поставок мясо-молочной продукции из Беларуси, то и Беларусь должна быть также здесь открыта — зеркально.
— Это разумное и абсолютно логичное заявление. Но в нашей ситуации важнее помнить о том, что балансы — это в первую очередь индикативы, а не обязательные к реализации показатели. Предположу, что балансы на следующий год могут оказаться на уровне текущего года. Но в целом происходит снижение к уровню того же 2017-го.
И даже не это самое интересное. Вопрос, прежде всего, в том, как мы будем выполнять данные рекомендации. К сожалению, никаких инструментов, чтобы принуждать игроков и в Беларуси, и в России соблюдать балансы, нет. И это — самая большая проблема: необязательность исполнения. Любое их превышение приводит к разбалансировке рынка. А соблюдаются балансы далеко не всегда…
— Я наблюдаю еще одну любопытную тенденцию. В последние месяцы не так часто приходится читать о закрытии тех или иных белорусских предприятий для работы на российском рынке. Это говорит о том, что Россельхознадзор «сыт» либо же белорусские предприятия, наконец, научились выполнять все вменяемые им требования и проскакивать сквозь них, как верблюд сквозь игольное ушко.
— На самом деле, с 6 июня для поставок в Россию были закрыты все белорусские предприятия, производящие СОМ, СЦМ, сыворотку. Фактически к нам поставляются сугубо товары в потребительской упаковке в формате b2c, ориентированные на конечного потребителя. А к ним серьезных претензий у контролирующих органов России в последнее время не было и так. Но вот что касается белорусских биржевых товаров, то они закрыты.
— И что это значит с прицелом на ближайшую перспективу?
— Это значит, что требования к качеству данной продукции вышли на некий новый уровень. Сейчас, образно говоря, идет процесс очищения, который позволит нашим странам выйти на новый уровень взаимодействия по данному вопросу… Если выражаться официально. Между нами говоря, все равно данная продукция из Беларуси на российский рынок попадает. Таможня такие факты фиксирует. Сухое молоко made in Belarus приходит к нам через поставки в Киргизию или Казахстан, либо какими-то альтернативными путями.
— Но при этом российская ассоциация предприятий кондитерской отрасли «Асконд» в сентябре пожаловалась премьеру Медведеву на дефицит качественного сухого молока в целом и из Беларуси — в частности. Как объяснить этот поворот?
— Могу лишь сказать, что объемов сухого молока и сыворотки сегодня вполне достаточно для того, чтобы удовлетворить запросы всех наших кондитеров. А говорить о росте цен на кондитерку из-за мнимого дефицита сухого молока — странно. Цены на пальмовое масло снижаются, цены на какао-бобы находятся на рекордно низком уровне. Контрактная цена на сухое молоко ниже прошлого года. Доля сухого молока в себестоимости — несколько процентных пунктов. Так что делайте выводы сами по поводу правомочности подобных заявлений.
Но здесь важно отметить вот какой тренд. Беларусь за десять лет сделала замечательный тактический и стратегический ход, создав с нуля и модернизировав свои старые сушильные мощности и в целом вложив огромные деньги в переработку молока. Последние год-полтора по этому пути активно движется наша страна, развивая свою сушильную отрасль. Огромное число проектов сегодня реализуется как крупными, так и небольшими игроками, делающими ставку на СОМ, СЦМ, сыворотку. В ближайшее время может быть реализован проект по производству заменителя грудного молока.
Сегодня у нас инвестируются огромные средства в создание современных конкурентных мощностей по сушке молока. И в этой нише белорусским производителям уже в самое ближайшее время придется столкнуться с весьма серьезной конкуренцией на российском молочном рынке. Уровень эффективности здесь вырастет очень серьезно, появятся новые игроки, причем мирового уровня.
Кроме того, такая переработка будет поддержана сырьем. В этом сегменте (товарного молока) наш рынок растет ежегодно на 3–4 % . Это очень хороший параметр для развития внутреннего производства. В общем, конкуренция на рынке биржевых молочных товаров в России будет только усиливаться. Это — правда.
— Артем, и последний, видимо, вопрос. Что дало участникам очередное, четвертое в этом году заседание «Молочных сессий» в сентябре, и что по их итогам вы готовы сообщить белорусским коллегам?
— Самое главное, что бы я хотел отметить по данному поводу, — серьезное изменение эмоционального подъема участников в лучшую сторону. Еще весной царил жесткий пессимизм: цены на сырье падали, темпы производства товарного молока замедлялись, запасы готовой продукции росли. И тогда были все основания предполагать, что ситуация на рынке будет развиваться по крайне неблагоприятному сценарию.
Однако «Молочные сессии» образца сентября 2018 года показали: бизнес сегодня смотрит на ситуацию со сдержанным оптимизмом. Началось восстановление цен, зафиксирован рост товарного производства сырого молока. Как я уже говорил, отмечается инвестиционная активность в той же сушильной отрасли. В молочную отрасль пришли крупные инвесторы — это факт. Плюс оживился спрос на молочку на внутреннем рынке. Весной все было совершенно по-иному. А если серьезно, нынешняя ситуация на мировом молочном рынке, рынке СНГ и России позволяет скорее позитивно смотреть на вещи.
Что касается посыла к белорусским коллегам… Он может выглядеть так. Оживление спроса на нашем внутреннем рынке — это тот тренд, который должен настраивать на оптимизм и российских, и белорусских производителей молочной продукции. Надеемся, что данная тенденция будет носить долговременный, а никак не ситуационный характер.
Источник: Produkt.by