О вкусах спорят!

Каждый потребитель — эксперт в области еды. Но любому производителю и продавцу важно знать, сколько народных «экспертов» голосуют своим рублем за сладенькое, а сколько — за солененькое. Какая колбаса сегодня в тренде: с перчиком или сыром? А зачем, собственно, гадать? Надо спросить у людей. По инициативе журнала «Продукт.BY» Общественное объединение «Минское общество потребителей» и Гильдия поваров и шеф-поваров учредили новый народный конкурс-дегустацию «Чемпион вкуса».

На старте проекта испытаниям подверглись мясные, молочные и кондитерские изделия в девяти продуктовых номинациях. Организаторы хотели узнать реальную картину того, что сегодня представлено на полках белорусских магазинов. Мы, конечно, с гордостью разделяем радость побед наших продуктов в зарубежных конкурсах, однако все чаще видим в торговле импортные сыры, колбасы, конфеты. Не разнятся ли по качеству продукты, поставляемые за рубеж и на внутренний рынок? А как выглядит белорусский сыр «Голландский» на фоне GAUDA из Нидерландов?

Итак, в конце марта команда «Чемпиона вкуса» во главе с экспертами Минского общества потребителей отправилась в столичные магазины для отбора конкурсных образцов — не менее шести позиций в каждой номинации. Например, по вареной колбасе «Мортаделла» это были изделия Березовского, Борисовского, Брестского, Волковысского, Минского, Слонимского мясокомбинатов. В номинации «Сыры типа «Маасдам» помимо образцов отечественного производства был закуплен сыр компании «Фришланд Кампина» из Голландии. Зеленый свет на участие в конкурсе каждого конкурсного образца давала экспертиза информации для потребителя, содержащейся на упаковке, а точнее — ее соответствие действующим в Беларуси стандартам.

Наши наблюдения на этапе закупки несколько озадачили. Укомплектовать номинацию «Сыр Российский» оказалось невозможно из-за отсутствия такового в принципе. Мы не обнаружили ни одного (!) образца классического «Российского», поэтому пришлось довольствоваться продуктами с быстрыми сроками созревания — «Российский молодой», «Российский новый» и т. д. Чисто визуально импортных сыров, особенно на полках крупных сетевых магазинов, больше чем белорусских. Причем уровень исполнения упаковки у зарубежных производителей несравненно выше. Еще год-два назад импортные колбасы практически отсутствовали на наших полках, а сегодня литовская марка BIOVELA довольно уверенно вошла в столичную торговлю.

Что касается вафельных тортов под маркой «Витьба», кстати, обладателя Гран-при конкурса, то их обнаружили только в сети «Гиппо». Досадно, что не всегда нам удавалось закупить конкурсные образцы, которые заявлялись белорусскими производителями, — их элементарно невозможно было найти в огромном ассортименте гипермаркетов. Как положительный пример — не требующие усиленного поиска продукты торговых марок «Савушкин продукт», «Белатмит», «Гродненский мясокомбинат», «Беллакт». Они заметны на полках практически всех магазинов. Покупатель оценит!

После рейдов по магазинам дальнейшая судьба конкурсных образцов определялась экспертной комиссией в ходе «слепой» дегустации. Из шести образцов специалистам надо было отобрать лучшие четыре по органолептическим показателям. Как того требуют профессиональные стандарты, сыры перед началом дегустации выдерживались при комнатной температуре в течение двух часов. Дегустаторы не перегружались огромным количеством образцов и могли, таким образом, вынести наиболее объективную оценку конкурсным продуктам.

Как отметила по итогам дегустации Председатель правления ОО «Минское общество потребителей» Ирина Астафьева: «Необходимость проведения конкурса в Беларуси назрела давно. Его следует рассматривать не только как конкурс на выявление самого вкусного продукта, но и как элемент общественного контроля за качеством выпускаемой в стране продукции». А Председатель правления Гильдии поваров и шеф-поваров Михаил Григорчик добавил: «Как и ритейл в качественном продукте сегодня нуждается система HoReCa. Не будем забывать: на носу чемпионат мира по хоккею. Мы должны знать, чем накормить иностранцев».