Нигерия — перспективный для Беларуси экспортный рынок
- 05.12.2017 14:34
Нигерия — экономический центр Западной Африки. Население здесь растет, рынок быстро развивается. О перспективах сотрудничества белорусских компаний в этом направлении рассказывает вице-президент Африканского делового союза Украины (Украинско-африканский деловой совет) Руслан ГАРБАР. Наш собеседник имеет большой опыт экспорта в Нигерию и другие страны Центральной и Западной Африки.
Население Африки растет
Западная Африка — это Нигерия, Мали, Буркина-Фасо, Гамбия, Гвинея (всего 15 стран) с населением в 550 миллионов человек, объединенные в экономическую организацию под названием «ЭКОВАС». Сегодня это один из самых перспективных, хотя и конкурентных рынков для производителей постсоветского пространства.
Бывшая столица Нигерии Лагос — своеобразный торговый хаб для всей Западной Африки. Туда морем прибывают контейнеры с продукцией, и с помощью автотранспорта товары распространяются по соседним странам. В Нигерии проживает порядка 220 миллионов человек. В столице — более 20 миллионов, а к концу столетия ожидается 75 миллионов в одном мегаполисе.
Что это означает для экспортеров продовольственных товаров? Растущее население хочет, конечно, кушать. При этом в Африке наблюдается самый высокий прирост среднего класса.
В октябре в Киеве подписывается соглашение о сотрудничестве на африканском направлении с флагманом белорусского автопрома — БелАЗом. На очереди может быть практически любая продовольственная компания страны.
Перспективна поставка оборудования
Африканские страны в условиях значительного роста населения чрезвычайно заинтересованы в создании рабочих мест. Поэтому одним из условий, которые могут облегчить доступ на рынок любой страны, является создание хоть какого-то количества рабочих мест; например, связанных с расфасовкой продукции (пшеница, мука, сахар и проч.), упаковкой. Очень перспективна поставка оборудования, связанного с переработкой мяса, овощей, фруктов. По данным ООН, 50 % агропромышленной продукции в Африке пропадает из-за отсутствия соответствующих хранилищ. Отсюда перспективы: строительство складов-холодильников вместе с небольшими магазинами при них для мелкооптовой торговли.
В магазинах Нигерии есть все, так же, как и в наших супермаркетах. Крупнейшие магазины принадлежат примерно пятидесяти крупнейшим мировым ритейлерам и фирмам.
Что нужно иметь в виду экспортерам?
Как проникнуть на африканский рынок? Это довольно сложный вопрос, поскольку продукцию стран СНГ в мире знают слабо. Да, существуют компании, которые самостоятельно проникают на эти рынки. Например, украинская молочная компания «Терра Фуд», которая имеет большое число представительств в мире, в том числе в Нигерии и Анголе. Еще одна украинская компания активничает в Западной Африке — это производитель мяса птицы «Мироновский хлебопродукт». В Нигерии (в Анголе) они построили оптовые склады-холодильники.
Что нужно иметь в виду экспортерам? Небольшие компании должны проникать на рынок Нигерии коллективно. В каждой стране — своя специфика продаж. Чтобы это изучить, нужны маркетинговые исследования, а значит, необходимо наличие своего представительства в данной стране. Если своего представительства нет, то проникнуть в крупные торговые сети довольно трудно. В африканских странах большинство сетей являются транснациональными. Местные сети — это средний уровень и ниже, они не могут быть крупными оптовыми покупателями напрямую.
Что еще? Сертификация продуктов питания обязательна. Занимает она от пяти до шести месяцев. Стоимость — до 5000 долларов. Все значительно упрощается, если есть европейская сертификация. Сертификации подлежат любые видоизменения товара.
О сотрудничестве
Сейчас мы выводим на рынок Нигерии несколько украинских компаний в области полиграфии (защищенные бумаги), фармацевтики (ветеринария, производство инсулина), переработки мяса, поставки муки, сахара, подсолнечного масла и др.
Учитывая большую активность белорусских компаний и большее понимание перспектив африканского рынка по сравнению с украинским, я вижу будущее нашего сотрудничества в создании совместных предприятий под конкретные проекты. Например, мой партнер из Ганы имеет в Аккре (столица Ганы) свою фирму, пару небольших магазинов, зарегистрированную торговую марку. Импортирует из Украины муку, сахар, масло. Хочет расширить свой бизнес на территорию Нигерии, Того, Бенина, Кот-д’Ивуара, Буркина-Фасо. Требуется финансовая помощь, готов к сотрудничеству. С импортом мясной продукции вопрос более сложный. По моей просьбе сейчас этот вопрос изучается. Еще пример. Наша компания занимается продажей курятины в ДРК (Конго). Она тоже заинтересована в расширении партнерских отношений.
Не только импорт
Африканские страны видят перспективы не только в том, чтобы импортировать. Они желают какую-то долю добавленной стоимости производить внутри страны самостоятельно.
Наряду со всеми трудностями, отличительной чертой Африки является отсутствие каких-либо ограничений, квот, бюрократии. Необходимо лишь найти нужный контакт.
Сегодня проникновением на рынок Африки активно занимается Россия. Еще со времен Советского Союза в России действует Институт Африки. Недавно директором этого института была назначена доктор экономических наук Ирина Абрамова. Она как-то очень точно подметила: «Некоторое время назад Россия рассматривала Китай как своего «младшего» партнера. Сейчас позиция изменилась полярно. То же самое в скором времени будет и с Африкой».
Контактные данные:
ruslan.bg@ukr.net
Тел.: +380 50 415-97-79
Источник: Produkt.by