На позиции развития

ОАО «Щучинский маслосырзавод» — одно из передовых предприятий Беларуси, зарекомендовавшее себя производителем разнообразной высококачественной молочной продукции. Шагая в ногу со временем, завод не перестает удивлять своими новыми завоеваниями. О точке отрыва, акцентах и задачах дальнейшего развития — наш разговор с новым директором Виталием СТРОГИМ.

Елена РУДНИЦКАЯ

— На сегодняшний день предприятие выполняет все прогнозные показатели. Налажены стабильная переработка сырья и реализация продукции, — отмечает директор. — Оборудование цехов, участков находится в технически исправном состоянии, укомплектовано средствами контроля и регистрации основных параметров технологических процессов, что позволяет выпускать продукты в соответствии с требованиями стандартов. Объем производства продукции в фактических ценах за 10 месяцев 2013 года составил около 600 млрд рублей. Получено около 50 млрд рублей чистой прибыли.

Существующая техническая база производства и наличие квалифицированных работников позволяют осуществлять разработку и внедрение широкого ассортимента продукции. Однако есть определенные проблемы, решение которых назрело. Одна из них связана с хранением сыра. Из-за недостаточности мощностей мы не можем позволить себе создать запасы сыра, а также изготавливать сыры с длительными сроками созревания. Выход из этой ситуации — увеличение площадей, а именно: строительство камеры для хранения сыров. Там сыры будут складироваться и оттуда же погружаться на транспорт.

В настоящее время идет реконструкция солильного отделения сыродельного производства. Автоматизировав процесс посолки сыра, мы сможем уйти от ручного труда, а, значит, снизить влияние человеческого фактора на производстве. К тому же новые возможности хранения позволят захватить сегмент производства сверхтвердых сыров. К слову, мощности по выработке сыра у нашего завода самые большие в Гродненской области — до 30 тонн в сутки. В этом году ежемесячно вырабатывалось 700–800 тонн сыра.

В декабре прошлого года к заводу было присоединено ОАО «Слонимские молочные продукты». Сейчас это предприятие переименовано в производственный цех «Слоним» ОАО «Щучинский маслосырзавод». На момент присоединения слонимское предприятие перерабатывало 12 % поступающего молока. Сегодня обеспечена 100%-ная переработка сырья. С учетом расширения производственной базы рассматривается возможность установки в Слониме новой линии, либо творожной, либо по розливу молока. Есть задумка в перспективе производить мягкие сыры.

Следует отметить, что на предприятии разработан, и активно дополняется комплексный план модернизации всего завода. По мере финансовых возможностей осуществляется замена устаревших узлов. Параллельно этому процессу увязываются в одну ниточку вопросы энергетического обеспечения, вентиляции и холодоснабжения.

— Располагая собственными средствами, почему бы не использовать их на развитие предприятия, — резюмирует В. Строгий. — Модернизация осуществляется за счет собственных и заемных средств. Рассказывая об осуществляемых в настоящее время проектах, он также отметил важность строительства гаражей. На большой площадке разместятся 20 боксов общей вместимостью 100 единиц автотехники. Реализация этого проекта связана с задумкой ОАО «Щучинский маслосырзавод» учредить предприятие со 100%-ным капиталом завода, которое, пользуясь льготами Декрета № 6 Президента Беларуси, закупит рефрижераторы и будет оказывать транспортные услуги по перевозке продукции. В настоящее время покупатели продукции завода пользуются транспортными услугами сторонних организаций. Наличие собственной автотехники станет конкурентным преимуществом.

Предприятие также взяло курс на развитие фирменной торговли. Уже действуют два магазина «Сырная точка» в Щучине и один в Гродно. Акцент сделан на продукции собственного производства, что окупает все затраты и обеспечивает прибыль. Фирменная торговля — это и ответ сетевым магазинам, которые динамично завоевывают рынок по всей стране и сегодня уже начинают диктовать свои условия производителю. В фирменных магазинах, где производитель сам контролирует доставку и условия хранения продукции, покупателям гарантировано приобретение свежего и качественного товара. Недаром пользуется большим успехом магазин в Гродно. Сейчас решается вопрос об улучшении обслуживания за счет установки дополнительных касс. И тем временем также прорабатывается возможность открытия таких магазинов в Минске.

На внешний рынок все же поставляется основная доля продукции — около 65 %. Ее высокую марку завод подтверждает многочисленными наградами на престижных конкурсах. В этом году диплом «За качество» вручил Международный клуб лидеров торговли (Париж). Эксперты клуба самостоятельно производят контрольные закупки продуктов в различных странах. В этот раз в их «корзину» попали произведенные в Щучине сыр и масло, приобретенные в российском магазине. После органолептической оценки и лабораторных исследований иностранные эксперты признали высокое качество продуктов из Щучина. В свою очередь, это сформировало взгляд на подходы к производству Щучинского маслосырзавода. В дальнейшем, как надеются специалисты предприятия, это сыграет немаловажную роль в аттестации завода еврокомиссарами, которые продолжат свою работу в следующем году.

Развитие завода, безусловно, сопряжено с углублением переработки молока и освоением новых продуктов. Оборудование завода позволяет делать 80%-ный сухой сывороточный белковый концентрат — важный компонент для приготовления детского питания. Такой показатель пока редкость для Беларуси. Это своеобразное производство. Белок извлекается путем нанофильтрации с применением мембранной технологии. Цех по производству сывороточно-белкового концентрата был запущен на заводе в декабре 2007 года в рамках президентской программы «Дети Беларуси». Весь процесс автоматизирован. Умные машины под руководством человека в сутки производят тонну концентрата, для чего перерабатывается 140–150 тонн сыворотки. Больше в Беларуси такой продукт не производит никто.

— Строительство цеха по производству концентрата сывороточного белкового (КСБ) потребовало серьезных вложений, вместе с тем продукт востребован на рынке и приносит хорошие доходы, — отмечает директор. — В дальнейшем планируется увеличить мощности по производству КСБ. А с учетом востребованности на рынке новых миксов из КСБ, СОМа и прочих сухих молочных продуктов мы планируем расширить производство и самостоятельно выпускать лактоферрин — сухой продукт с высоким уровнем содержания белка, извлекаемый из сыворотки, предназначенной для КСБ. Для этого дополнительно разработана технология, составлен бизнес-план и в настоящее время изготавливается оборудование. При получении нового продукта завод не понесет потери, как в качественном, так и в количественном измерении. Акцент на модернизацию продолжается и с учетом планов по увеличению производства молока. Сегодня предприятие укрепляет свои позиции молодыми специалистами, стараясь оставить их на производстве. Многие из них уже начинают себя проявлять, показывают заинтересованность в работе. Молодежь здесь любят, обучают, помогают решить проблемы. Недавно пара молодых специалистов сыграла свадьбу. Это хороший знак, который говорит о том, что можно жить в Щучине и работать на маслозаводе.

НАДИВО

Новый товарный знак ОАО «Щучинский маслосырзавод» «НаДиво» сейчас проходит патентование. Как рассказала специалист по маркетингу Дарья ЯНКОВСКАЯ, «НаДиво» вызывает ассоциации с нашим предприятием, как производителем на диво вкусной и полезной продукции. Само слово «НаДиво» красиво звучит в белорусском произношении. Слова «Компания здорового вкуса» — слоган. А используемые голубые, синие и зеленые тона символизируют чистоту, здоровье. Латинское написание выбрано с целью освоения экспортных рынков. Пока логотип наносится на этикетки цельномолочной продукции, масла и творога, позиционируя завод как производителя высококачественной продукции на территории стран Таможенного союза.

Кадры могут все

В ходе знакомства с ключевыми специалистами выяснилось, что ОАО «Щучинский маслосырзавод» славится трудовыми династиями. На редкость часто звучало признание, что пришлось вырасти на заводе, где работали родители. Об этом с гордостью говорят начальник цеха производства КСБ Людмила ДОМЕНЯКО и начальник цеха по выработке сыра Михаил КУЦ.

— Я, можно сказать, — дитя завода, — поведала нам начальник цеха по производству масла и цельномолочной продукции Алла ЯХИМЧИК. — На этом месте работала моя мама Гелена Станиславовна Бабич, кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени. Я испытываю гордость не только от того, что работаю на этом предприятии, но и что моя жизнь связана с такой святой профессией. Ведь всегда было важным делом — учить, лечить и кормить людей. Я очень рада и горда тем, что наш завод становится сильнее с каждым годом. Молодеет коллектив, что также очень радует. Я хочу призвать молодежь смелее идти в нашу сферу, работа в которой никогда не наскучит.

Еще одна особенная черта специалистов предприятия в том, что они, по мере приобретения опыта, продвигались по своей карьерной лестнице. Так, Людмила БАБИНА сначала работала микробиологом, затем начальником лаборатории, теперь — заместитель директора по производству. Начальник цеха по выработке сыра М. Куц начинал с прессовщика, потом стал оператором централизованной мойки, затем — мастером сырцеха. Самое главное в работе, по его словам, — производить качественную продукцию, держать марку завода. Акцент на такой составляющей успеха предприятия, как качество, делает и начальник производственной лаборатории Ольга ХВОЙНИЦКАЯ.

Как подчеркнула главный технолог Татьяна ВАСЮК, также выросшая на предприятии с должности обычного специалиста, завод стоит на позиции развития, что означает обновление ассортимента и выпуск новых вкусных, полезных и, главное, востребованных продуктов. В том, что очень важно поддерживать марку завода высоким качеством продукции, со своими коллегами согласны начальник производственного цеха «Слоним» Виктор ПИВОВАРЧИК и заместитель директора по коммерческим вопросам Сергей КВАРТАЛЬНЫЙ.

Каждый специалист работает на благо предприятия. И что очень важно: люди идут на работу с удовольствием, с огоньком. Об этом говорит начальник цеха по уходу за сыром Людмила СКОРОМНАЯ. Теперь ее стаж в сыроделии насчитывает 17 лет. Все тонкости производства сыра постигала будучи рабочей на распрессовке сыра, мастером солильного отделения, мастером по уходу за сыром. Как и всем ее коллегам, работа очень нравится.

На предприятии создан устойчивый благоприятный психологический климат, идет здоровая конкуренция, что позволяет специалистам максимально проявить себя в работе.

Контроль качества сырья — залог успеха

В выпуске высококачественной продукции огромное значение имеет совместная работа с сельхозпредприятиями. В состав сырьевой зоны ОАО «Щучинский МСЗ» входят 11 хозяйств Щучинского района, четыре — Мостовского и 11 хозяйств Слонимского районов. Специалисты завода контролируют производственные циклы сельхозпредприятий. Налажена своевременная поставка свежих кормов и моющих средств на молочно-товарные комплексы.

Объем переработки молока за 10 месяцев 2013 г. 130,5 тыс. тонн

Примером достойной работы является молочно-товарный комплекс «Головичполье» ОАО «Василишки» в Щучинском районе. 760 голов дойного стада стопроцентно дают молоко сорта «экстра», что обеспечивается целенаправленной работой специалистов комплекса. Не реже двух раз в месяц проводятся исследования на скрытые маститы, подозрительные животные переводятся в отдельную секцию и подвергаются лечению. Определенный технический уход за животными, обеспечение подстила, использование качественных моющих и дезинфицирующих средств — все это строго соблюдается работниками комплекса. Кроме того, с 2009 года ведется племенная работа по разведению коров голштинской породы, дающих молочные рекорды по продуктивности и качеству продукции. При этом животные находятся на круглогодичном стойловом содержании, спокойно получая свой корм.

ОАО «Щучинский маслосырзавод» 231513, Республика Беларусь, Гродненская обл., г. Щучин, ул. 17 сентября, 45 Тел./факс: +375 (1514) 29-592, 28-003 E-mail: mszkomotd2012@yandex.ru