Модель бутерброда в зависимости от господдержки

Центральным событием специализированной Международной выставки оборудования и технологий для животноводства, молочного и мясного производства «Молочная и мясная индустрия», которая прошла в Москве в начале марта текущего года, стало пленарное заседание «Бизнес-модель российского молочного рынка». Его организаторами выступили Национальный союз производителей молока и лидер российского выставочного бизнеса группа компаний ITE.

Участники обозначили приоритетные задачи развития российского молочного рынка на ближайшую перспективу. Представленные в ходе состоявшейся дискуссии позиции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, заинтересованных ведомств и отраслевой ассоциации, а также мнения и инициативы конкретных российских бизнесменов представляют весьма богатую пищу для размышлений и выработки стратегии действий на российском рынке для белорусских молочников в том числе. Как оказалось, будут ли россияне есть хлебушек с маслицем, а сверху еще и с сыром, во многом зависит от уровня государственной поддержки производителей молочной продукции.

Между прошлым и будущим

Молочная отрасль РФ десять лет назад и сегодня — совершенно разные отрасли с точки зрения уровня технического оснащения, качества продукции и ее ассортимента. В этом убежден председатель правления Национального союза производителей молока («СОЮЗМОЛОКО») Андрей ДАНИЛЕНКО. По его мнению, молочные производства на российской территории соответствуют мировым стандартам и обладают определенным экспортным потенциалом. «Мы уже имеем поставки молочной продукции в другие страны мира. Есть много положительных примеров с точки зрения производства готовой продукции и молочного животноводства. В целом отрасль развивается», — констатировал председатель правления «СОЮЗМОЛОКА». В этой связи постановка вопроса о низкой эффективности и себестоимости готовой молочной продукции для отрасли переработки в целом не совсем корректна, считает Андрей Даниленко.

Андрей ДАНИЛЕНКО
Председатель правления Национального союза производителей молока «СОЮЗМОЛОКО»

Как отмечают аналитики Национального союза производителей молока, производство цельномолочной продукции в РФ растет. По предварительным итогам 2015 года оно составило (в пересчете на молоко) 11,6 млн тонн, или на 2,0 % больше, чем в 2014-м. Правда, по данным Росстата, это означает выход на уровень выпуска цельномолочной продукции 2013 года (табл. 1). Значительно увеличился выпуск сыров и сырных продуктов, отмечается рост производства сливочного масла. Одновременно существенно снизилось производство сухого молока. При этом выпуск сырого молока в 2015 году, по оценкам экспертов «СОЮЗМОЛОКА», остался на уровне 2014-го, в том числе товарного молока.

Производители рассчитывают на господдержку

Расширение выпуска цельномолочной продукции продолжилось и в январе 2016 года. Однако динамика роста данного статистического показателя развития молочного производства еще не означает решения проблем, стоящих перед отраслью. В первую очередь к ним относятся вопросы обеспечения стабильности государственной поддержки. «Имеющиеся сегодня задержки по выплатам субсидий и выполнению обязательств перед производителями, новые административные барьеры в виде требований по водоотведению, утилизации, ветеринарной сертификации и т. д. создают напряжение для отрасли и уменьшают ее инвестиционную привлекательность», — подчеркнул Андрей Даниленко.

Классика жанра: что делать и кто виноват?

Фундаментальных решений требует проблема фальсификации молочной продукции. По мнению председателя правления «СОЮЗМОЛОКА», одним из них могло бы стать принятие поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), устанавливающих серьезные штрафные санкции для производителей фальсификата. Вместе с тем, для разрешения данной проблемы требуются не только «карающие» методы и меры административного порядка, но и иной подход общественности, некоторых государственных органов и ведомств к таким вопросам.

«Заявления Россельхознадзора о том, что объем фальсификата на рынке составляет 50 %, дискредитируют отрасль. Да, проблема существует, но она далеко не на том уровне, на котором ее представляют Россельхознадзор и некоторые общественные организации», — подчеркнул Андрей Даниленко.

Заявление председателя Национального союза производителей молока поддержала заместитель руководителя Роспотребнадзора Ирина БРАГИНА. По ее словам, с учетом усиления внимания СМИ к теме фальсификата молочной продукции ведомство усилило проведение проверок. За период  2015–2016 годов специалистами ведомства выявлено более 1000 образцов молочной продукции, не соответствующих требованиям по показателям фальсификации. Больше всего таких фактов отмечено при проверке сливочного масла и сыров, в меньшей степени — при исследованиях образцов творога, сметаны, сгущенного молока. Выявление фальсификатов производилось в 58 субъектах РФ. Вместе с тем, громкие заявления об объемах фальсификата в отрасли в размере 50 % далеки от действительности. «Можно играть статистикой, но не называть, сколько исследований было сделано, — сказала Ирина Брагина. — На наш вопрос, из какого объема проб Россельхознадзором была выявлена цифра 50 %, мы до сих пор не получили ответа».

По ее мнению, в России действует эффективная система контроля и надзора за пищевыми продуктами, создана правовая база. Согласно статистическим данным Роспотребнадзора, за 20 лет удельный вес некачественной молочной продукции по физико-химическим показателям снизился в три раза, и в 2015 году составлял не более 5 %, по микробиологическим — снизился в разы. В целом несоответствие по физико-химическим показателям обнаруживается в 10 % продукции.

Тем не менее проблема присутствует, констатировала Ирина Брагина. В частности, в 40 % случаях при проверках обнаруживаются нарушения в сопроводительной документации к молочной продукции, в результате чего недобросовестные производители получают штрафы, иногда полностью приостанавливается производство. Для ужесточения контроля за производителями фальсификатов и предупреждения появления такой продукции на рынке целесообразно внести изменения в КоАП и технический регламент Таможенного союза, считает представитель Роспотребнадзора.

Смена потребительских предпочтений

Муссирование темы фальсификата наряду с падением покупательской способности населения негативным образом отражается на потребительском спросе. Эксперты отмечают падение потребления молока и молочных продуктов на душу населения в России. В частности, сыров и сливочного масла. К слову, в ряде стран в этих условиях реализуются программы по стимулированию потребления, имеющие общегосударственный характер. «СОЮЗМОЛОКО» финансирует программу по популяризации употребления молока и молочных продуктов «Три молочных продукта в день» пока самостоятельно.

Годовую динамику изменения рынка товаров повседневного спроса в сегменте молочной продукции проиллюстрировала в своем выступлении на пленарном заседании директор по работе с клиентами отдела потребительской панели GfK Анастасия ДЖАФАРОВА. В потребительской корзине одна из основных затрат населения по-прежнему приходится на категорию молочных продуктов — 14 % (без мороженого и сгущенного молока). В натуральном выражении объем продаж молочных продуктов увеличился на 2,5 % в 2015 году по отношению к 2014-му, а в денежном выражении — на 12,7 % соответственно при уровне инфляции в 12,9 % на конец 2015 года. При этом различные категории молочных продуктов показали разноплановую динамику. Наблюдается перераспределение затрат россиян в сторону традиционных и дешевых молочных продуктов в 2015-м по отношению к 2014-му.

В частности, наиболее быстрыми темпами растут продажи плавленых и копченых сыров, но значительно упало потребление творожков (табл. 2). В сегменте сыров потребитель перестал уделять должное внимание сыру с плесенью и переключился на потребление традиционных и более дешевых сыров типа сулугуни, чечил, моцарелла (табл. 3). Отрицательную динамику также продемонстрировали сыр «Адыгейский» и брынза.

Таким образом, рост российского рынка товаров повседневного спроса, в том числе молочной продукции, в 2015 году продиктован в первую очередь повышением цен. Под его воздействием потребители продолжают увеличивать покупки более дешевых или базовых продуктов. Причем ключевую роль в изменении объемов молочных категорий в большинстве случаев играет изменение количества покупателей или частота совершения покупок. Очевидно, что подобная тенденция сохранится в ближайшие годы. Как в этой ситуации вести себя производителям и в чем источник повышения эффективности производства и рентабельности продаж?

Мнение бизнеса

По мнению бывшего IT-специалиста, а ныне владельца «Русский пармезан. Истринская сыроварня» Олега СИРОТЫ, государственная поддержка выражается хотя бы в том, что не отменяются санкции. Основная же проблема для российских сыроделов сегодня заключается в нехватке качественного сырого молока, что не позволяет производить некоторые виды сыров. К примеру, пармезан. Еще одна большая проблема российского сыроделия — недостаток профессионалов и слабый уровень профтехобразования. «В России учиться сыроделию негде», — убежден Олег Сирота. Тем не менее спрос на производимую в его сыроварне продукцию растет. При условии сохранения санкций и развития кооперационных связей с фермерскими хозяйствами производство сыров будет стабильно развиваться, уверен эксперт.

Выступление Олега Сироты вызвало дискуссию среди участников мероприятия. В частности, свое несогласие с его мнением о современном уровне техобразования в деле сыроварения выразил директор Всероссийского научно-исследовательского института сыроделия и маслоделия (г. Углич) Юрий СВИРЕДЕНКО. По его словам, предпринимаются меры по повышению квалификационного уровня будущих специалистов. В частности, в этих целях в угличском институте открыты курсы по повышению квалификации сыроделов, маслоделов, химиков, дегустаторов и аграриев, желающих освоить фермерское дело.

Санкции рано или поздно закончатся. И производителям на территории России необходимо генерировать идеи и действия, принять предупреждающие меры по выживанию на рынке. «Для этого достаточно задействовать все инструменты защиты рынка, — подчеркнул член правления «СОЮЗМОЛОКА» и председатель правления ГК «Аланталь» Александр НИКИТИН. — Речь идет об инициировании антидемпингового расследования и квотировании поступающих на рынок импортных молочных продуктов: сыра, сливочного масла и сухого молока». По его мнению, в ином случае российских производителей ждет шоковый удар после отмены санкций.

В свою очередь, генеральный директор Tetra Pak в России, Украине, Беларуси и Центральной Азии Урош КЕПИЦ констатировал малое количество действительно эффективных проектов и высокотехнологичных молокоперерабатывающих предприятий с большими объемами производства. Однако, по его мнению, выход из кризиса заключается не в утверждении различного рода заградительных барьеров, а во внедрении современных технологий по переработке сырого молока. Это важный шаг к снижению производственных издержек и повышению доступности готовой молочной продукции для покупателей. В этом случае российская «сырная история» обязательно получит продолжение.

Своеобразной точкой отсчета для работы в новых условиях и выработки эффективных мер по поддержке развития молочной отрасли должен стать новый совместный проект «СОЮЗМОЛОКА» и информационного агентства Milknews — Всероссийский справочник «Молочная отрасль-2015». Генеральным спонсором проекта выступила компания Tetra Pak. Уже сегодня электронная версия справочника доступна на сайте «СОЮЗМОЛОКА» и Milknews. «Уникальность данного проекта состоит в том, что в справочнике есть не только информация по производителям и переработчикам по регионам, но также и анализ уровня государственной поддержки, оценка состояния отрасли по регионам, аналитические справки», — сказал Андрей Даниленко. В бумажном виде ее можно бесплатно получить после заявки в «СОЮЗМОЛОКО». В состав «СОЮЗМОЛОКА» сегодня входят около 200 компаний из нескольких стран, в том числе из Беларуси, которые производят 70 % молока и молочной продукции, продаваемой в России.