Картина экспортного мира
- 01.07.2016 10:53
В прошлом номере мы рассказывали о прошедшем в БГАТУ семинаре «Экспорт продукции и его диверсификация», организованном Минсельхозпродом для специалистов, занятых продвижением отечественной сельхозпродукции на внешних рынках. В частности, был размещен репортаж по мотивам программного выступления начальника Главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексея Богданова. Кроме того, мы обещали в апрельском номере «Продукт.BY» данную тему развить. Обещание это будет выполнено с помощью Тамары УСАЧЕВОЙ, заместителя Алексея Богданова.
Представленная Тамарой Усачевой презентация позволяет проанализировать ситуацию с экспортом продовольствия за ближайший временной период и дает возможность заняться неблагодарным делом — анализом и прогнозами.
Общая программа работы на внешних рынках в 2016 году известна. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси заявляет экспортерам: хотите вы или нет, но рынки сбыта придется диверсифицировать. Если этого не произойдет, страна будет в геометрической прогрессии терять валютную выручку. Чтобы такого не случилось, белорусская мясо-молочная продукция (в первую очередь) обязана активнее выходить на рынки стран ЕС и дальнего зарубежья.
Речь идет уже не о сырье, а о конкурентоспособных во всех смыслах товарах с высокой добавленной стоимостью. Вопрос — как это сделать не в плоскости лозунгов. Вот об этом и поговорим.
Финансы и романсы
В 2015 году сельскохозяйственной продукции за пределы страны было поставлено на сумму 4,4 млрд долларов. Доля продовольствия в общем объеме экспортных поставок — 16,5 %, основу составила животноводческая продукция. В деньгах это — 2,2 млрд долларов. Тем не менее ее удельный вес по сравнению с прошлыми годами упал до 57 %. Хотя еще несколько лет назад этот показатель достигал 70 %. Полагаем, специалистам здесь объяснять ничего не стоит. Объективные проблемы с поставками белорусского мяса в последние два года известны всем.
По стоимостному выражению при работе на внешних рынках в 2015 году лучшие показатели продемонстрировали Брестская и Гродненская области. В аутсайдерах оказались Витебщина и Могилевщина. Темпы роста были абсолютно разными. Если у Гомеля этот показатель по сравнению с тем же 2014 годом достигал 86,9 %, то у Минска — и вовсе 63,9 %.
Цены на внешних рынках падали — это не новость. И если у экспортеров имелась возможность корректировки цен в российских рублях, то в долларах наблюдалось стабильное падение. По молоку и молочным продуктам валютные показатели 2015 года по сравнению с 2014-м «упали» на 36 %, по мясу — на 27 %.
На рынок России давление оказали эмбарго, отмена квот на производство молока и снижение активности Китая — одного из основных мировых потребителей молока. Результат — обвальное падение цен на готовую продукцию.
Не мясом, так картофелем
Структура белорусского продовольственного экспорта на протяжении многих лет остается неизменной. В его основе — мясо-молочная продукция. По итогам прошедшего года ее доля в общем объеме достигла 91 %. Все остальные позиции (мука, льноволокно, хлебобулочные изделия, яйцо) в общем объеме «экспортного пирога» дали всего 9 %.
Представители Минсельхозпрода с неудовольствием отмечают, что значительная часть белорусского экспорта предназначена для дальнейшей промышленной переработки, а отнюдь не для поставок в розничные сети. (При том что страны ЕС на экспорт отправляют порядка 70 % продукции с высокой добавленной стоимостью.)
В этих условиях требуется искать дополнительные экспортные ресурсы по таким позициям, как мука, картофель, овощи. Тамара Усачева в данном ключе позитивно оценила усилия Могилевской области, значительно нарастившей свой овощной экспорт. Произошло это пусть и не от хорошей жизни — для Могилевщины были закрыты поставки мясной продукции, — но какой-то сдвиг все же имеется. Для сравнения. Витебская область в 2015 году за пределы страны не отправила ни одного килограмма овощей.
География экспорта и невеселые нотки
В страны ЕАЭС в 2015 году поставлено 96,7 % от общего объема поставок сельхозпродукции. «У нас сложилась монозависимость от российского рынка, куда идет практически 97 % от общих экспортных поставок мяса и молока, — констатирует Тамара Сергеевна. — Этому неприятному в общем-то фактору есть объективные объяснения. В России достаточно хорошие цены, потребность данного рынка в белорусской продукции известна. Однако следует четко осо-знавать: процессы импортозамещения в России активизируются. Существует доктрина продовольственной безопасности, согласно которой эта братская страна должна будет до 2020 года обеспечить себя молоком и молочными продуктами на 90 %, мясом и мясопродуктами — на 85 %».
Понятно, что данный рынок для Беларуси будет постепенно сжиматься и сужаться. В РФ формируются различные программы, которые щедро поддерживаются финансами на государственном уровне. Благодаря такому подходу российские птицефабрики начали выходить на рынки третьих стран, хотя еще вчера подобные перспективы им даже не снились.
Что касается нашей страны, то организации Минсельхозпрода экспортировали в 2015 году продукцию в 55 стран мира, при этом доля 10 государств СНГ вышла на уровень в 98 %. Скажем больше. Россия с ее 76 регионами в этом объеме заняла 95 %. В общем, о диверсификации экспорта по итогам прошлого года говорить достаточно сложно. В оставшиеся 45 стран, куда продавалось белорусское продовольствие, поставлено продукции на 49 млн долларов. Как бы сказали в народе — «по миллиону на брата».
К положительным факторам заместитель начальника Главного управления ВЭД отнесла расширение и развитие поставок в страны Азиатского региона — Китай, Вьетнам, Пакистан. Туда начали поставлять СОМ, сухую сыворотку, пробные партии сливочного масла и сыров. Такие товарные непродовольственные позиции, как льноволокно и казеин, были востребованы за пределами СНГ. Все белорусские регионы работали по ним с разной степенью успеха.
«К сожалению, мы имели дело чаще всего с разовыми поставками, — отмечает Тамара Усачева. — В 2016-м потребуется более глубокая работа по контрактам. Нынешний год покажет, насколько системно данная работа у экспортеров выстроена, либо стоит говорить про эпизодичные успехи».
В качестве положительного примера работы с третьими странами был логично представлен «Савушкин продукт», поставивший в несколько этапов на Филиппины сухой сыворотки на полмиллиона долларов.
Напомним, что пока на том же финансово емком и необычайно «вкусном» рынке ОАЭ из белорусских предприятий работают «Савушкин продукт» и «Санта Бремор». По оценке Минсельхозпрода, пока лишь эти два отечественных бренда объективно оценены в мире и стоят серьезных денег. В то же время белорусское брендостроение объективно находится лишь в начале пути.
И еще про регионы
Наиболее масштабная, широкая география поставок в 2015 году оказалась зафиксирована у Брестчины — 26 стран. Зато Могилевская область реально отличилась в плане диверсификации: доля поставок на Россию у Могилева оказалась на уровне 91,8 %. Для сравнения — сельхозорганизации Минской области целенаправленно работали на рынке России, общая доля поставок туда — 96,9 %.
В прошлом году Минсельхозпроду доводилось задание реализовать на рынки новых стран продукции на 800 тыс. долларов. Оно оказалось перевыполнено. Другой вопрос, что данную задачу решал узкий «круг посвященных» — всего девять предприятий. Это:
- ОАО «Савушкин продукт»;
- Глубокский молочно-консервный комбинат;
- компания «Домочай»;
- Берёзовский мясоконсервный комбинат;
- Волковысский мясокомбинат;
- Слонимский мясокомбинат;
- Брестский мясокомбинат;
- Речицкий КХП;
- Гомельагрокомплект.
Удельный вес третьих стран в общем объеме поставок предприятий Минсельхозпрода оказался невелик. Булочно-кондитерский комбинат «Домочай» с его долей поставок в 2,8 % показал лучший результат.
Условия доступа на рынки третьих стран
На этом участке представители Минсельхозпрода отмечают усиление конкурентной борьбы. Производители из ЕС серьезно субсидируются на уровне своих правительств. Ряд государств имеют серьезные преференции при работе на рынках партнерских стран (регламентируемые соглашениями о зоне свободной торговли). Кроме того, предъявляются жестокие требования к качеству и безопасности, которые тяжело выполнить. Процедуры, связанные с обязательной санитарно-ветеринарной сертификацией продукции животного происхождения, — достаточно длительные. В частности, речь идет о неоднократном инспектировании предприятий иностранными аудиторами.
«На этом фоне приходится говорить о неготовности белорусских экспортеров работать в условиях жесткой конкуренции, — констатирует Тамара Усачева. — Речь зачастую идет о слабости работы маркетинговых служб. Нам поступает информация из посольств и дипломатических представительств Беларуси за рубежом. Так вот, посольские работники говорят о том, что реальная работа по продвижению белорусской продукции часто подменяется циркулярной рассылкой коммерческих предложений. Живет и побеждает принцип «на деревню — дедушке». При этом даже такая рассылка осуществляется без учета рекомендаций МИДа. При том что все они известны и носят практический характер».
В качестве негативного примера представитель Минсельхозпрода назвала ситуацию, когда одно из белорусских предприятий предложило на реализацию в Бельгию мясо. При том что Беларусь по сей день не включена в список стран, имеющих право на поставку такого рода продукции на рынок ЕС.
Диалектика
Понятно, что заявления такого рода могут вызвать подобие паники у белорусских игроков на рынке продовольствия. «А кто нас ждет в этих третьих странах, и куда ж мы от России?» — так и слышатся недоуменные возгласы.
«Ухода с традиционных рынков не будет, — как бы остужает горячие головы представитель Минсельхозпрода. — При этом многое на государственном уровне делается для того, чтобы обеспечить льготный режим поставок продукции на принципиально новые рынки. В прошлом году были достигнуты договоренности о расширении торгово-экономического сотрудничества с Китаем, Индией, Пакистаном, Вьетнамом, Турцией. В этом предстоят переговоры на предмет соглашения о создании зоны свободной торговли с Израилем. Аналогичные варианты сотрудничества прорабатываются с Египтом, Ираном».
Известно, что снижение таможенных пошлин — это первоочередная преференция, которая позволяет получить максимально благоприятные условия при осуществлении экспортных поставок. На нынешний год Минсельхозпроду доведено задание поставить на новые рынки продукции на сумму 3,2 млн долларов. Для выполнения задачи согласован список приоритетных направлений (24 страны) — страны Юго-Восточной и Центральной Азии, Ближнего Востока, Африки, Северной Америки и Балканского полуострова.
«Список этот является открытым, простор для деятельности — огромный, — обращается к экспортерам Минсельхозпрод. — Вам предстоит заняться детальным анализом рынков сбыта для совершенно конкретных стран. Практически каждая страна сегодня прибегает к нетарифным мерам регулирования при поставках на свои рынки импортной сельхозпродукции. Помимо таможенных пошлин — это санитарные и фитосанитарные меры, количественные ограничения, технические барьеры, финансово-экономические меры и проч.».
В общем, как говорил один популярный политический деятель: «Цели поставлены, задачи определены. За работу, товарищи!»
Когда верстался номер
О том, насколько сложно будет решать поставленные задачи, свидетельствуют свежие статистические показатели, озвученные в середине апреля министром сельского хозяйства и продовольствия Леонидом Зайцем. Согласно им, объем сельскохозяйственного экспорта в первом квартале 2016-го снизился в денежном выражении на 2,7 % к аналогичному периоду прошлого года — до 471 млн долларов. Грубо говоря, недобор по сравнению с январем-мартом 2015 года составил примерно 13 млн долларов. В натуральном выражении ситуация выглядит гораздо оптимистичнее. Экспорт мясных продуктов вырос на 20,2 %, молочных продуктов и молока — на 18,7 %.
Россия остается основным потребителем белорусской продукции, но при этом все поставки туда являются абсолютно рентабельными. В то же время от стратегии, направленной на диверсификацию экспорта, никто в Беларуси не собирается отказываться. Скажем больше. Такого отказа никто не примет и не поймет.