Как строить экспортное будущее?
- 08.06.2012 03:00
Примерно 20 % выпускаемой продукции Бобруйского мясокомбината поставляется в Россию. В перспективе возможен выход и на рынки стран ЕС. О том, какие есть основания для такого заявления, рассказывают специалисты предприятия.
На старте-пилотный проект
Директор ОАО «Бобруйский мясокомбинат» Андрей ИСАЙЧЕНКО:
— На территории комбината зарождается жизнь мясожирового цеха. Задуманный 2 года назад проект вступил в стадию строительства. Сейчас еще только заколачиваются сваи, но уже во втором квартале 2013 года планируется первый убой скота. Инвестиционный проект стоимостью 25 млн евро и окупаемостью 4–4,5 года предусматривает строительство полнокомплектного здания цеха убоя и поставку технологического оборудования. Финансирование осуществляется за счет кредитов, предоставляемых иностранными банками, а также кредита Белагропромбанка и собственных средств. В Беларуси это пилотный проект немецкой компании EMF, предусматривающий внедрение технологий, отвечающих самым современным европейским стандартам. Будут учтены все нюансы как движения сырья по цеху, так и соблюдения температурных и ветеринарных режимов.
В цехе предусмотрена работа двух линий: для свиней мощностью убоя 100 голов в час и крупного рогатого скота — 40 голов в час. Таким образом, это позволит нам увеличить имеющиеся на сегодня мощности в 2 раза. В республике есть предприятия с более крупными цехами убоя. Особенность нашего проекта в том, что мы сначала купили технологию, а потом разработали проект помещения. В результате, не ограничиваясь пространством, без затруднений решим проблему технологического размещения всех процессов. Наращивание объемов производства находится в прямой зависимости от наличия сырья. На территории Могилевской области достаточно говядины, а вот свинину приходится импортировать. Предполагается, что сырья будет больше за счет увеличения поголовья КРС и строительства двух свиноводческих комплексов на Могилевщине. Когда войдем в завершающую стадию строительства цеха, активизируем работу по развитию сырьевой зоны, возможно, соединимся со свиноводческим комплексом и создадим вертикально интегрированный холдинг с целью наращивания своих производственных объемов.
Сегодня мы стараемся перерабатывать больше сырья, превращая его в готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью. Уверен, что с реализацией начатого проекта станет возможным переход в ассортиментный перечень премиум-класса. Новый цех даст выход высококлассного сырья, из которого можно делать хорошую качественную продукцию и поставлять в страны Евросоюза. Но обязательным условием для этого является сертификация производства в соответствии с международными стандартами. При наличии оборудования EMF такая сертификация будет проведена. Но произойти это может только после полного запуска предприятия.
Мечтая о такой радужной перспективе, мы не перестаем искать другие возможности наращивания объемов выпуска продукции. Продолжается модернизация действующего производства. Полностью переоснастили машинное отделение колбасного цеха, заканчиваем подготовку холодильника к новым мощностям. Прорабатываем вопрос оснащения полуфабрикатного отделения, чтобы делать продукты быстрого приготовления. С этой целью изучаем европейский опыт. Ведь сегодня все больше люди начинают интересоваться мясными полуфабрикатами с высокой степенью готовности.
С логикой — на рельсы логистики
Начальник отдела по ВЭД
Антон ГЛАДКИЙ:
— За январь – май текущего года экспорт колбасных изделий вырос более чем в 2 раза. Реализована 451 т продукции на сумму 2,3 млн долларов. За аналогичный период 2011 года было поставлено на экспорт около 180 т продукции на сумму 990,1 тыс. долларов. Более 50 % готовых продуктов экспортируется через собственную товаропроводящую сеть. В настоящее время в Российской Федерации нашими субъектами товаропроводящей сети являются ООО «Белорусский продукт» в Калуге, ООО «Мясомолпродукт» в Брянске под торговой маркой «Сябр», имеется мелкооптовый склад в Москве, а также планируется открытие мелкооптового склада в Калуге. С 2011 года работает дилер в Ростове-на-Дону. Расширились поставки в Воронеж, Тверь, Нижний Новгород, Орел и Санкт-Петербург. К концу года планируем открыть три мясные лавки в Москве. Примечательно, что в российских магазинах партнеров есть полный ассортимент колбасных изделий нашего комбината.
Основным рынком внешней торговли остается Российская Федерация. Также мы учитываем преимущества участия Беларуси в Таможенном союзе. Создание Единого экономического пространства упростило документооборот при оформлении каждой отдельно взятой отгрузки продукции. Унификация законодательства в сфере ветеринарии сняла запреты на ввоз продукции и открыла рынок Казахстана. Первая отгрузка в Казахстан была осуществлена
в сентябре 2011 года после выставки «БеларусьЭКСПО», прошедшей в Алматы. Установлены партнерские отношения с ведущими оптовыми покупателями в Алматы, Семипалатинске, Кустанае. Уже к концу 2011 года поставки говядины 1 катего
рии составили 15 % от общего объема реализации говядины на экспорт. Сейчас прорабатываем возможность продажи колбасных изделий в северо-западные регионы Казахстана.
По всем нормам и стандартам собственный транспортный парк автомобилей грузоподъемностью от 1,5 до 8,0 т позволяет возить продукцию за рубеж. Внешний спрос на продукцию является важнейшим фактором загрузки производственных мощностей, поддержания высокого уровня занятости. Безусловно, экспортное будущее связано с повышением конкурентоспособности продукции, расширением рынков сбыта.
Ориентир: топовый ассортимент
Начальник отдела маркетинга
Елена КУРМАЗ:
— Колбасные изделия нашего комбината пользуются высоким спросом на российском рынке. Недавно продукция завоевала награды на проходившей в Москве Международной выставке «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества». Золотые медали в номинации «Поставщик продукции на российский рынок» достались за варено-копченую колбасу салями «Барбадос» высшего сорта, вареную колбасу «Цымус» высшего сорта, сырокопченую колбасу салями «Цивильная элит» высшего сорта и оригинальный продукт из мяса — закуску «Дедовский рецепт». Бронзовой награды удостоена вареная колбаса «Докторская» высшего сорта (ГОСТ 23670). Примечательно, что сырокопченая колбаса салями «Еврейская», аналогов которой нет в Беларуси (состав: 100 % говядины и жир-сырец), относится к новой линейке колбас еврейского направления. Также имеет успех сырокопченая колбаса «Цивильная», занимающая последние несколько месяцев в рейтинге продаж первые места, как на территории Беларуси, так и России. Российскому потребителю нравятся ГОСТовские колбасы «Докторская» и «Молочная», а топовой позицией по сарделькам стали «Колобки» с сыром.
Участие в выставке «БЕЛАГРО – 2012» также принесло успех. В конкурсе «Выбор потребителя» победила сырокопченая колбаса салямиhttp://www.bobrmk.by «Изысканная с белыми грибами». Этот продукт, разработанный совместно с технологами ООО «Вара», уже несколько лет пользуется высоким спросом в России. Фирма «Вара» — партнер, которому мы доверяем. Благодаря этой компании мы становимся первопроходцами в освоении производства новых продуктов. Так, недавно освоено изготовление шашлычных колбасок в различных соусах. Это готовый продукт, который необходимо лишь разогреть.
В Беларуси нет аналогов саблевидной сырокопченой колбасы «Форштадтская» и «Бобруйская пикантная». Приплюснутая форма сабли достигается за счет специальной насадки шприца, к тому же колбаса длиннее обычной. В настоящее время продукт проходит процедуру патентования.
В фирменных магазинах ОАО «Бобруйский мясокомбинат» можно приобрести «мраморное» мясо, получившее такое название из-за равномерно распределенных жировых прослоек в мышечных тканях молодых бычков, на срезе напоминающих природный рисунок благородного камня. В процессе приготовления они тают, наполняя мясо соком, за счет чего оно приобретает неповторимую нежность и мягкость. Бычков мясных пород поставляют: ОАО «Новая Друть», ОСПК «Колхоз «Ясень» и СПК «Следюки».