Горячий характер мороженого

Развитие любой компании можно сравнить с жизнью человека. Есть детство, отрочество, зрелость, старость. Если говорить о Могилевской фабрике мороженого, то за более чем 55-летнюю историю она многое пережила. Было время, когда стоял вопрос о ликвидации. Как самостоятельная структура, имеющая статус юридического лица, фабрика работает с 1991 года. Сторонники сохранения производства не ошиблись в своем решении. Своими успехами это небольшое предприятие доказало право на существование. Очередное подтверждение тому — премия Правительства за достижения в области качества. Сегодня фабрика находится в стадии зрелости, когда, без сомнения, есть все возможности для реальных свершений. О пути к звездному часу фабрики, о том, чем и как она живет сегодня и каким видится ее будущее, нам рассказала директор ОАО «Могилевская фабрика мороженого» Татьяна БОНДАРЧУК.

— Татьяна Александровна, фабрика впервые удостоена премии Правительства в области качества. Долгим ли был путь к этой награде?

— На должность директора Могилевской фабрики мороженого я была назначена в апреле 2006 года. К этому моменту предприятие сильно сдало свои позиции. Производственные мощности его были загружены менее чем на 20%, продукция была мало узнаваема. Проанализировав ситуацию, пришла к выводу: чтобы оставаться «на плаву», необходимо модернизировать производство. Были поставлены цели — отказаться от работы на давальческом сырье, преодолеть фактор сезонности, нарастить объемы выпуска продукции, повысить рентабельность. Но, чтобы осуществить все это, нужно было проявить амбициозный характер.

С учетом современных рыночных условий и в соответствии с выбранными целями были разработаны новые стратегии подготовки производства, маркетинга и сбыта продукции. Усовершенствованы и оптимизированы ассортимент и упаковка продукции, проведена работа по развитию и продвижению основной торговой марки «Лева». И, надо сказать, нам удалось не только встать на ноги, но и повысить статус предприятия. В итоге: мы завоевали потребителя, участвуя и побеждая в различных конкурсах, сформировали положительный имидж предприятия.

Появился «стержень» в характере — и работа на фабрике пошла по-другому. Меня радовало, что у людей горят глаза. «Мы должны быть лучшими» — эту мысль я постоянно вкладывала и вкладываю в сознание каждого работника.

За 7 лет были не только модернизированы существующие цеха, но и открыты новые производства. Так, в 2008 году запущен и введен в действие участок по производству тары из гофрированного картона, что позволило в полном объеме обеспечивать тарой собственное производство продукции, а также реализовывать ее другим предприятиям республики. В 2009 году мы открыли новое производство глазированных сырков, оказавшееся столь своевременным и перспективным, что сегодня уже увеличиваем его мощности. При этом найдено решение для снижения трудо- и энергозатрат на единицу продукции.

— Какие меры были приняты, чтобы «нота» качества на предприятии была доминирующей?

— Последние годы мы целенаправленно шли к повышению качества продукции. С 2007 года на предприятии действует система менеджмента качества, сертифицированная на соответствие требованиям СТБ ISO 9001. Также на предприятии внедрены и сертифицированы: система управления качеством и безопасностью пищевых продуктов (НАССР), система управления охраной труда (СТБ 18001), система управления окружающей средой (СТБ ISO 14001). В этом году планируем сертифицировать систему менеджмента безопасности пищевых продуктов в соответствии с международными требованиями ISO 22000.

Безусловно, какую бы продукцию мы ни выпускали, главный фактор в основе успеха — качество. Все испытания по качеству поступающего сырья и готовой продукции выполняет производственная лаборатория, которая соответствует критериям Системы аккредитации Республики Беларусь и аккредитована на техническую компетентность в соответствии с требованиями СТБ ISO/МЭК 17025. Производственная лаборатория осуществляет контроль готовой продукции на соответствие требованиям СТБ, ГОСТ, ТУ, СанПиН.

Вся продукция, вырабатываемая в ОАО «Могилевская фабрика мороженого», высокого качества, так как производится из натурального сырья, которое проходит строгий входной контроль на предприятии. Таким образом, были все основания поставить высокую планку — претендовать на присуждение премии Правительства за достижения в области качества.

— С какими результатами подошла фабрика к своему звездному часу?

— Наше предприятие — в числе лидеров области по прибыли и рентабельности. Это главные показатели, доказывающие эффективность нашей работы. Рентабельность продаж по итогам 2012 года составила10,5 %, чистая прибыль — 6,2 млрд рублей. Рентабельность и прибыль от реализации соответственно — 14,0 % и 11,0 млрд рублей. Конечно, есть и более высокие результаты. Но надо учитывать, что у нас небольшое предприятие с маленькими объемами производства.

— Как вам удалось настроить людей на добросовестный качественный труд? Что было самым сложным?

— Я всегда говорю, что «раб не построит достойного государства». Люди должны работать за совесть. Мне нравится, как работают наши специалисты. Наверное, хорошо, когда они успевают все сделать в рабочее время. Однако смотрю, кто в котором часу уходит домой. Это тоже показатель отношения к работе. Сейчас мне работать легко. А первые годы только то и делала, что призывала к дисциплине, лишь за первые шесть месяцев около 20 приказов о наказании издала. И это все от того, что люди не привыкли работать, потому что их никто не заставлял, никто не ставил четких целей и задач. Теперь я даже добилась того, что технолог занимается не только технологией, но и экономику считает. Каждая рецептура просчитана на рентабельность на выходе продукции. Мне это очень импонирует. Если каждый специалист 20 % своего времени будет работать как экономист, то фабрика станет сильной. В целом создалась команда, которая мыслит не только сегодняшним и завтрашним днями, но и на 5 лет вперед. Все вопросы решаются сообща. Рабочие видят, что фабрика не стоит, зарплата растет, условия труда улучшаются, социальный пакет увеличивается. Становится интересно работать. Если вкладывать душу в свое дело, то и будет премия Правительства. Это не работа директора, это работа всего коллектива.

— Быть директором — нелегкая ноша. Приветствует ли семья то, что вы много времени отдаете работе?

— Поддержка семьи очень помогает. Муж, несмотря на свою занятость, свой бизнес, взял на себя часть домашних забот. И у него нет ревностного отношения к моим успехам, наоборот, говорит, что очень гордится мной. Полгода назад в работу на фабрике включилась моя дочь. Вижу, что ей нравится, она приросла к предприятию. Это тоже приятно, тоже определенная серьезная помощь. Когда мы с ней заходим в продовольственный магазин, она моментально бежит к той полке, где лежит наша продукция. Если чего-то не хватает, сразу звонок в отдел сбыта: «Надо довезти». Наша жизнь не разделена на работу и дом. И когда везде комфортно, что еще в жизни надо: на работу идешь с удовольствием и домой — с удовольствием. Есть, конечно, и раздражающие факторы, бывают и негативные моменты и в личной жизни, и в работе. Образно говоря, вырастает перед тобой стена, думаешь, как ее преодолеть, перепрыгнуть или обойти. Периодически получение такого адреналина — это тоже замечательно.

— Что изменилось с приходом опыта в управлении фабрикой?

— Наверное, я уже достигла определенного уровня профессионализма. Мне сейчас намного легче, потому что могу часть той работы, что делала в первые 2–3 года (ходила по складам, проверяла маркировку, условия и сроки хранения продукции, санитарное состояние производственных и вспомогательных помещений), доверить своим службам. У меня есть хорошая, грамотная лабораторная служба, которая четко выполняет свои функции. Сейчас у нас уже все системы менеджмента действуют. На всякие мелочи мне не надо тратить время. Можно подумать о глобальном.

— Чем и как живет сегодня фабрика?

— В первом квартале модернизировали линию сырков, так как она уже не справлялась с растущими заявками. Увеличили ее мощность, сократили время выработки сырков. С тем объемом, что раньше делали за две смены, теперь управляемся за полторы. Мы делаем сырки из покупного творога. Предприятия заложили в него рентабельность и продают по высокой цене. Все равно наша продукция продается и довольно неплохо. Хотя все сложнее становится работать с сетями. Воюем с отсрочкой платежа, со скидками, которые от нас требуют. Замечаем, что внутренний рынок немного сузился. Анализировали «почему», пришли к выводу, что появилась дешевая российская продукция. Отток покупателей дает и миграция населения в поисках лучшего заработка. А проблемы экспорта лежат в плоскости диспаритета цен. Та же Россия готова взять продукцию, но по цене, которая для нас ниже себестоимости. Мы заключаем много контрактов на выставках. Но как только начинаются переговоры по цене, многие отпадают. Чтобы развиваться, предприятие должно зарабатывать прибыль. Сейчас занимаемся модернизацией линии мороженого. В реализации этого продукта в этом году нам не благоприятствует холодный март, но мы не теряем оптимизма.

— Какой продукт сегодня главный, и может ли он претендовать на звание «уникальный»? Какое значение вы придаете диверсификации ассортимента?

— Мы постоянно работаем над ассортиментом, из новинок этого сезона хочется особенно отметить уникальный продукт, аналогов которому нет ни в Беларуси, ни в России —это мороженое в оболочке из фруктового льда со вкусом жвачки Bubble Gum. Буквально в апреле запускаем новую линию, на которой мы сможем производить мороженое-сэндвичи, которое тоже пользуется спросом на рынке. Также любители мороженого смогут оценить невероятную гамму вкусов серий мороженого Gold Collection в ярких удобных коррексах и «Большой рожок» в 100-граммовых вафельных сахарных рожках.

Рынок мороженого насыщен, и мы уже заняли свою нишу внутри республики. Потребление вряд ли будет расти. А нам надо развиваться и думать, как деньги зарабатывать. Рынок не стоит на месте, все меняется. Нашему покупателю трудно угодить, а хочется. И нам это делать интересно.

— Какие проекты вы мечтаете осуществить?

— В планах — открытие нового производства, пока не буду говорить, какого. Это будет цех по выпуску продукта, близкого нам. Уже на нашей фабрике мороженого 50 % занимает другая продукция. Съездим в Италию, посмот­рим оборудование для задуманной продукции. Полагаю, что в течение полугода определимся.

Нам предстоит купить машины для развоза продукции. В прошлом году у нас было очень серьезное падение по производству гофротары. Сейчас ситуация поменялась, цех начал работать ежедневно по 12 часов. Я думаю, что к лету перейдет на трехсменную работу. Хотя новую линию мы купили всего лишь год назад, уже есть задумка установить автомат со сложной высечкой, чтобы делать ящики и для птицефабрик, и для ликеро-водочных заводов. Нужно обязательно построить еще один склад для гофротары. Проект мы уже разработали. Впереди — затратная модернизация компрессорной. Предстоит завершить ремонт в цехах. Все это будет делаться постепенно.

ОАО «Могилевс­кая фабрика мороженого»

Республика Беларусь, 212022 г. Могилев,

ул. Лазаренко, 58 А

Тел: +375 222 22 49 24

Тел./факс: +375 222 22 49 24

www.leva.by

Е-mail: