Эффективность, устойчивость, адаптация
- 24.09.2019 14:12
Какое будущее молочной отрасли пророчит тот, кто уже стоит на его пороге?
Эд ван ВЕЛЬДЕ, руководитель консалтинговой фирмы по развитию молочного бизнеса Dairy Next, президент объединения Global Dairy Farmers и создатель объединения фермеров в Нидерландах Noorderland Melk, имеет все основания судить о будущем мировой молочной отрасли. Ведь он участвует в его создании.
Сегодня больше всего людей проживает в Индии, Китае и Океании, но, с точки зрения скорости роста, к 2050 году
такие страны, как Нигерия, опия, Пакистан, Индонезия, могут стать мировыми державами.
У Эда ван Вельде — ферма на 200 коров в северной части Нидерландов. Семья Эда, так же, как и семья его жены, занималась фермерством на протяжении ряда поколений. Сегодня их хозяйство еженедельно экспортирует 2000 литров пастеризованного молока… в Китай! Из аэропорта Франкфурта оно отправляется в Поднебесную на самолете, чтобы прибыть к потребителю не позже, чем через 48 часов с момента отгрузки на ферме. Когда китайские импортеры приезжают на ферму, они ничего не говорят о самом производстве и даже о качестве молока. Они всегда впечатлены синим небом, свежим воздухом и пасторальными пейзажами.
Нидерланды экспортируют около 70 % производимого молока, и голландских фермеров сейчас интересуют такие регионы, как Африка, Азия, потому что это — рынки будущего. Президент Global Dairy Farmers много общается с фермерами из Индии, Бразилии и других стран, но как владельца консалтинговой компании Вельде интересует, что происходит на рынках Эфиопии, Словакии, Кувейта.
В Африке сейчас бум рождаемости. Развивая свой проект в Эфиопии, строя новую ферму на 200 коров, Эд ориентируется, прежде всего, на то, что в стране много молодежи. Здесь — один из крупнейших рынков в будущем. Сейчас больше всего людей проживает в Индии, Китае и Океании, но, с точки зрения скорости роста, к 2050 году такие страны, как Нигерия, Эфиопия, Пакистан, Индонезия, могут стать мировыми державами.
Молочные продукты будут оставаться частью рациона людей по всей планете. Везде наблюдается рост молочного производства, особенно в Индии, Пакистане, Турции. Даже в развитых странах заметно увеличение потребления на душу населения. Причем прогнозируемый рост потребления переработанных молочных продуктов значительно превышает рост потребления свежего молока.
Эд ван Вельде отмечает особый интерес Нидерландов к китайскому рынку, который в больших количествах поглощает голландское сухое молоко и детское питание. Молоко становится символом современного китайского общества. Фермеры Нидерландов знают, что Китай хочет увеличить собственное производство молока в три раза, и спешат стать лидерами на его рынке.
На самом деле, запросы Поднебесной очень велики и будут иметь последствия для окружающей среды. Так, выбросы углекислого газа могут вырасти на 35 %. Увеличение импорта молока в Китай приведет к необходимости расширить площадь сельскохозяйственных земель в Новой Зеландии на 57 %, в Евросоюзе — на 39 %. Но это просто невозможно.
Вельде видит решение в увеличении производства в самом Китае. К сожалению, побывав на одной из крупных ферм на севере этой страны, руководитель Dairy Next был сильно разочарован системой управления. Главный его совет компаниям с плохим менеджментом — всегда ориентироваться на потребителя, потому что за положительные инновации платит именно он. Например, за уменьшение использования антибиотиков, за развитие геномики в содержании коров. Потребители не хотят покупать молоко, напичканное гормонами или лекарственными препаратами.
Фермеры Нидерландов уже живут в будущем. Информационные технологии с помощью обработки большихмасс ивов данных подходят точному животноводству. В Нидерландах 25 % операций на ферме выполняют роботы, а через десять лет будут автоматизированы около 50 % операций.
Очень важны и перемены в сообществе производителей молока. Объединение Global Dairy Farmers — это глобальная сеть, в которой состоят фермеры из США и Индии, из Новой Зеландии и Германии. И они очень хотели бы пригласить в сообщество российских коллег.
Эд ван Вельде отмечает, что в будущем станут важны добавленная стоимость продукта и устойчивость на рынке, поэтому быть производителем молока в современном мире — не просто уметь ухаживать за коровой. Это способность менеджмента постоянно адаптироваться к требованиям рынка, быть открытым к изменениям, отталкиваться от запросов потребителя. Фермеры должны инвестировать в маркетинг, делать акцент на коммуникацию и прозрачность всего, что они делают.
Источник: ПРОДУКТ.BY