Эффективность: и приоритет, и возможность развиваться во всех смыслах этого слова
- 17.05.2019 13:14
Для большинства белорусских производителей возможности развития видятся в расширении экспорта. Внешние рынки для них можно условно разделить на две группы по принципу «родной – неродной». Традиционно родными для белорусов остаются рынки ЕАЭС и СНГ. Здесь они — ведущие игроки, уверенно сохраняющие лидирующие позиции в производстве сырого молока и цельномолочной продукции, которые очень хорошо знают и любят на всем постсоветском пространстве. Для производителей, как мне кажется, важно, что широкую и заслуженную популярность в России, Казахстане, на Украине в большей степени имеют не биржевые, а брендированные товары. Этим непременно нужно пользоваться, как хорошей возможностью для продвижения своих новых продуктов.
Думаю, что в сегменте B2C рынок постсоветского пространства останется для белорусских производителей одним из ключевых. Уровень потребления молочных продуктов во всех наших государствах не очень высок.
Эффективность производства молока, а значит, и экономическая целесообразность выпуска готовой молочной продукции, хоть и отличаются от страны к стране, но везде, за исключением, возможно, России и Казахстана, — не на том уровне, чтобы быть в приоритете. С этой точки зрения для белорусских производителей работа на рынке постсоветского пространства — самый естественный и перспективный выбор.
Многие белорусские предприятия в последнее время немало средств вкладывали в развитие производства биржевых товаров, технических ингредиентов, поэтому география поставок для них может быть значительно шире. Конечно, остаются Россия и Казахстан. Однако потребление биржевых продуктов также очень быстро растет на развивающихся рынках.
По статистике, до 50 % изготавливаемого в мире сухого обезжиренного и сухого цельного молока выпускается для продажи за рубеж, а не потребляется внутри страны-производителя. Торгуется также до 20 % сыра и сливочного масла — это масштабный и очень емкий сегмент с хорошими перспективами.
В настоящее время Беларусь входит в пятерку стран-экспортеров продуктов молочной категории. Необходимо расширение данной практики (работа в Юго-Восточной Азии, Корее, Японии, странах Ближнего Востока и Северной Африки) на тех рынках, где будет наиболее динамично расти потребление молочных продуктов. На мой взгляд, для белорусских производителей здесь открываются большие возможности.
Конечно, нужно учитывать логистические ограничения, думать о доходности. Но я полагаю, что именно в этом направлении белорусским молочникам стоит искать новые возможности для развития экспорта. Здесь есть спрос на сыворотку и масло, на сухие молочные продукты и технические молочные ингредиенты.
Данный рынок будет расти. Думаю, не ошибусь, если скажу, что в ближайшие десять лет прирост потребления в обозначенных регионах составит около 2–3 % ежегодно. Далеко не все конкуренты имеют возможность наращивать объемы производства в таком темпе в связи с экстенсивностью технологий. Этой возможностью белорусские производители, безусловно, должны пользоваться.
Есть перспективы и на китайском рынке, где за прошлый год существенно снизилось влияние американских производителей. Белорусы были одними из тех, кто выиграл от этого, умело воспользовавшись ситуацией. Поставки сухих смесей, сухого молока во многом замещали американские аналоги, и потому ощутимо выросли. Получается, что и торговые войны могут открывать возможность для экспансии на освобождающиеся рынки.
В качестве резюме хочу добавить, что, развивая производство брендированной продукции, нужно быть готовыми конкурировать с транснациональными корпорациями, мировыми гигантами, такими как Danon, Campina, PepsiCo, Ehrmann, и другим огромным количеством сильных российских брендов. Выход на этот конкурентный рынок потребует очень больших затрат на маркетинг. Для биржевых товаров затратен не только маркетинг, но и доходность у них ниже.
Экономика — это своеобразный вызов молочникам. Мы должны заниматься экономикой, чтобы конкурировать как на внутреннем рынке, так и на глобальном. Мы не можем позволить себе быть менее эффективными, чем ирландские, американские или новозеландские производители, особенно с учетом той поддержки, которую они получают. Поэтому нужно работать над увеличением доходности и эффективности продаж, повышать продуктивность на фермах, снижать затраты, связанные с переработкой и логистикой. Удачи!
Источник: Produkt.by