Вы здесь

Один раз в год сады цветут… Что само по себе и немало

Нынешний год можно смело считать плодотворным для директора РУП «Толочинский консервный завод», сенатора Анатолия АНЮХОВСКОГО.

Он стал лауреатом конкурса «Аграрий года», впервые проведенного по инициативе Минсельхозпрода в марте. В сентябре был удостоен звания «Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Беларусь». В то же время продолжил бороться с перекосами и просто глупостями, характерными порой для нашего продовольственного рынка. Причем в отличие от Дон Кихота, довольно глупо и безрезультатно бросавшегося на ветряные мельницы, борьба Анюховского имеет реальный смысл… Рано или поздно она принесет результаты, а какие — увидим если не сегодня, то завтра.

В стране в этом сезоне случилась «большая, местами неподъемная неожиданность» — феноменально уродили яблони. Население, владеющее дачными и прочими приусадебными участками, металось и не знало, куда от своих рекордных урожаев деваться. Всевозможные хитро-мудрые заготовители с их «прозрачными» закупочными ценами от 3 до 5 копеек за килограмм яблок вынуждали людей просто-напросто уничтожать излишки, чтобы не работать в убыток себе.

А теперь посмотрим, как этот вопрос решали в Толочине. Напомним, на землях, принадлежащих Толочинскому консервному заводу, разбиты крупнейшие в Беларуси промышленные яблоневые (а также грушевые) сады.

Сети — в своем репертуаре… Или о выдавливании своего производителя

Мы (и не только мы) неоднократно писали про то, что завод и его руководитель не первый год ведут борьбу с сетями-монополистами — за право присутствовать на полке со своей продукцией.

В начале осени, причем на самых высоких уровнях, в открытую заговорили, что отдельным сетям не слишком-то интересны недорогие, качественные белорусские продукты, на которые невозможно установить повышенную торговую наценку — в отличие от яркого импорта.

Позволю себе процитировать фрагмент из эксклюзивного интервью нашему изданию Валерия Бородени — депутата Палаты представителей, свежеиспеченного первого проректора Академии управления при Президенте Республики Беларусь: «Я половину лета образца 2018 года честно пытался купить белорусскую морковь в магазине. Не купил. А теперь внимание — вопрос: она что, не уродилась у нас нынче, или нашим сетям так нравится взять красивую голландскую морковку и поставить на нее максимальную наценку? Доходило ведь до смешного и грустного одновременно: когда морковь в белорусском магазине стоила дороже многих фруктов».

«Забанить» белорусский товар на входе в сеть можно по-разному, но экономический подход — самый надежный и любимый на сегодняшний день. Вот и в этом году в сезон представители одного крупного ритейлера предложили за элитное толочинское яблоко аж 43 копейки за кило. Притом что себестоимость производства крупного, отборного, сочного плода составляет… 48 копеек за килограмм. Такой навар в народе называют «бульоном из-под яиц».

В Россию — значит в Россию

В итоге толочинское предприятие было вынуждено переориентироваться на российский рынок. Не случайно ведь говорят, что экспорт — наше все.

Вы не поверите, но в России в этом году тоже уродился шикарный урожай яблок. Однако даже в таких условиях заводу удавалось заключать контракты на поставку с отпускной ценой примерно 80 копеек за килограмм яблок. Нельзя сказать, что это — какие-то «мегаприбыли», но уж точно не работа в минус на потребу его «величества отечественного крупнотоннажного ритейла».

Так вот, по состоянию на конец сентября в Россию с Толочинского консервного завода было реализовано более 300 тонн яблок. На предприятии, хорошо сегодня технически оснащенном, применяются специальные технологии, позволяющие максимально увеличивать срок хранения, без применения пресловутой химизации.

Технологические нюансы

Суть своеобразного толочинского ноу-хау. Контейнер перед сортировкой опускают в специальный бассейн. Но это не для того, чтобы мыть и без того чистые плоды. Просто водная подушка позволяет фруктам не ударяться друг о друга и, соответственно, сохранять свой товарный вид.

Потом ими заполняют специальные хранилища. В них яблоко могут искусственно «усыпить»; за счет постоянного холода все процессы замедляются. При таком подходе долежать оно может до весны, а там — стать уже не простым, а золотым, весьма прибыльным для продавца.

Помимо того, что после зимы яблоки в большой цене, толочинские плоды еще и сохраняют свои полезные свойства — по максимуму. Есть одно но. Рассчитаны эти камеры на 3000 тонн. Максимум. А собрать в Толочине планируют в этом году не менее 5000 тонн.

И вот тут большим подспорьем оказывается то, что завод когда-то заблаговременно инвестировал серьезные средства в развитие собственной переработки.

Когда наука и жизнь едины — будут и деньги

Анатолий Васильевич Анюховский в ходе своих публичных выступлений неоднократно заявлял: «РУП «Толочинский консервный завод» является дочерним предприятием НПЦ НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству. В своей деятельности мы совмещаем передовую науку и современное производство, делая ставку на многопрофильность».

В нашем случае это означает, что завод вышел на передовые позиции в стране по выпуску сугубо натуральных фруктово-ягодных вин и соков из своего сырья. Применяемые при производстве вин и соков режимы, а также возможности современного европейского технологического оборудования позволяют сохранить максимум полезных веществ, витаминов, микроэлементов, пектинов, которые находятся в используемых для производства плодах и ягодах.

Скажем, основа любого сока из Толочина — собственное яблоко. Линия по производству соков была запущена три года назад. Сегодня в час на ней можно выпускать 4000 литровых пакетов. Но на эту тему — чуть позже. А пока…

Любопытная винная история от первого лица

В 1986 году, когда генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев объявил антиалкогольную кампанию в масштабах СССР, его инициатива невольно отразилась на судьбе одного предприятия под Толочином. Завод, который тогда назывался Озерецким винодельческим, перепрофилировали на производство соков в литровых, пол-литровых и трехлитровых стеклянных банках.

Тогда же произошло автоматическое переименование «неблагозвучного» предприятия в Толочинский консервный завод. Правда, соки в перестроечное время тут выпускали буквально пару лет. Но название осталось. «По большому счету, не важно, как тебя называют, — констатирует его директор. — Важно, что ты из себя реально представляешь. Это тот случай, про который в народе говорят: назови хоть горшком, только в печь не ставь. Вообще, вопросы о нашем переименовании несколько раз поднимались на разных уровнях сравнительно недавно. Но все осталось, как осталось, разве что форму подчинения нам поменяли.

Я лично не вижу никаких проблем по нынешнему названию. При всей его специфичности известно, что здесь — одно из лучших винодельческих производств в стране. Наши специалисты перенимали опыт финнов, делающих ставку на вина натурального брожения из своих ягод и плодов. Может, это будет и не к месту сказано, но… Из ягод и фруктов в той же Германии производят элитные вина, значительно превышающие по ценам виноградные.

Именно так в Европе решается проблема деалкоголизации населения. При этом мы строго следим не только за качеством, но и за внешним видом своей продукции. Поэтому с самого начала производства натуральных вин стали использовать современную бутылку типа «бордо», признанную во всей Европе и в мире.

Нужно еще напомнить, что по итогам посещения президентом нашего предприятия в 2009 году был составлен протокол поручений именно Толочинскому консервному заводу (в частности, строительство современных картофелехранилищ европейского уровня, производство натуральных соков, модернизация основных производственных участков. — Авт.).

Переименовываясь, мы могли создать путаницу. Нужно было бы доказывать, что, условно говоря, Толочинский промышленный агрокомплекс «Заря» является правопреемником того самого Толочинского консервного завода. Зачем?..»

Белорусы забывают про натуральные соки

Говоря языком сугубо официальным, «в целях выполнения поручения главы государства по созданию интеграционной структуры по производству, хранению, переработке и реализации разнообразной плодово-ягодной продукции» с января 2016 года предприятие приступило к розливу и реализации соковой продукции. Под ТМ «ФРУТО-КРУТО» сегодня выпускаются соки (прямого отжима) и нектары на основе опять же соков прямого отжима, в асептической упаковке, преимущественно — итальянской.

Специалисты констатируют: аналогов сокам и нектарам «ФРУТО-КРУТО» на внутреннем рынке нет и пока не предвидится. Это — продукция прямого отжима, а не привычные нам восстановленные продукты из импортных концентратов.

Странно, что в стране, где растут свои яблоки, груши, вызревают смородина и крыжовник, потребители в магазинах получают возможность приобрести прежде всего апельсиновые, виноградные, мультифруктовые и даже яблочные соки — на основе концентратов из Израиля и проч. Не будем говорить про их свойства, потому что сказать особо нечего.

Научно-медицинским фактом (перефразируя фразу из романа «Золотой теленок») является лишь то, что в соковой продукции под торговой маркой «ФРУТО-КРУТО» сохраняются все витамины и макроэлементы используемых при производстве плодов и ягод. Режим стерилизации применяется максимально щадящий. Точка.

2018 год. Поговорим, наконец, о хорошем

Этот летний сезон стал для Толочинского консервного завода прорывным на соковом направлении. Помимо пяти известных видов соковой продукции из Толочина (сок яблочный прямого отжима, сок яблочно-клюквенный, нектар из черноплодной рябины и яблок, нектар яблочно-черносмородиновый, нектар яблочно-персиковый с мякотью), на рынок вышли следующие новые виды продукции под брендом «ФРУТО-КРУТО»:

*сок березовый;
*сок томатный;
*сок яблочно-вишневый;
*нектар яблочно-крыжовниковый;
*нектар яблочно-красносмородиновый.

Но и это еще не все. В нынешнем году специалисты предприятия уделили внимание, время и средства выращиванию собственной моркови. Из нее в конце года планируют выпустить натуральное морковное пюре и яблочно-морковный сок. Разумеется, из своего собственного сырья.

В общем, есть шансы, что хотя бы в следующем году депутату и первому проректору Академии управления Валерию Бородене не придется испытывать проблем в поисках… Если уж не белорусской моркови, то хотя бы отличного отечественного морковного сока. Как принято говорить в таких случаях: «Всего вам доброго».

Источник: Produkt.by

«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707
+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
  +375 (17) 396-53-22

mail@produkt.by


*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.