Олег ДЫМАР: Белорусская «молочка» в полосе турбулентности

Олег ДЫМАР
Олег ДЫМАР
доктор технических наук, профессор

Вспомнить все — чеддер, сухое молоко и молочный туризм

Мировые аналитики единодушны: мир на пороге кризиса. Кто виноват? Цены на нефть и эпидемия коронавируса! На них проще всего списать последствия тех серьезных проблем, которые накопила за годы господства банковского капитализма глобальная экономика. Сакраментальный вопрос: «Что делать?» ПРОДУКТ.BY адресовал доктору технических наук, профессору Олегу ДЫМАРУ. Что делать в этой неординарной ситуации белорусским производителям?

Олег ДЫМАР — доктор технических наук, профессор Мир входит в полосу турбулентности. Во что все это в конечном итоге выльется, сейчас трудно спрогнозировать, но мир, безусловно, станет другим. У Беларуси мало шансов выбраться из этой передряги без потерь, ведь у нас нет таких ресурсов, как, например, в России. Что делать? Нам остается только пахать в прямом и переносном смысле слова! Ведь именно сельское хозяйство во многом «держит» нашу страну на протяжении многих лет, благодаря принятым в свое время правильным решениям и инвестициям. Но такая благодать не может длиться вечно. Мир меняется, рынок меняется, потребители меняются.

Уже сейчас нам приходится признать, структура производства и переработки молока не соответствуют нынешним реалиям, и нам нужно срочно перепрофилироваться. В первую очередь стоит вспомнить о принятой когда-то, хоть и в урезанном виде, программе производства сухих молочных продуктов и переработки молочной сыворотки и признать, что о «сухих молочных продуктах», упомянутых в ее названии, вообще забыли. А ведь предполагалось поставить в каждой области по большой распылительной сушилке, чтобы в любой момент мы могли перекинуть «лишнее» сырье на производство сухого молока — продукта с двухлетним сроком годности, который с большей или меньшей рентабельностью можно всегда продать на мировом рынке, а не «гнать» все в Россию с мизерной маржой.

Нужно понять, как важно начать меняться прямо сейчас: пересмотреть системы управления и финансирования, ввести систему поощрения, а не исключительно наказания, серьезнее подойти к подготовке кадров. Мы живем в капиталистическом мире — давно пора осознано подойти к формированию класса национальной буржуазии — класса собственников. Из-за того, что мы пытаемся этого не замечать, не принимаем фактического положения вещей, ничего хорошего не выйдет.

Колхозы — крупнотоварные сельскохозяйственные предприятия, которые я действительно считаю одним из лучших решений в нашем сельском хозяйстве, нуждаются в серьезном реформировании в организационно-технологическом плане. Если какое-то хозяйство не справляется, нужно менять подходы. Упростить структуру управления, резко сократить количество контроля, проверок (мониторинга), мешающих работе и развитию. Разобраться с отчетностью — бессмысленной и беспощадной. Повысить роль последипломного образования. По примеру Германии начать развивать систему сельскохозяйственных экспертов-советников. Все это больно, как болезненны любые изменения, но совершенно необходимо.

Карантин, ограничения поставок на экспорт убедительно демонстрируют нам как важно формировать внутренний спрос. Ничего — будем есть меньше апельсинов, но больше молочки, свинины, курятины и других белорусских продуктов.

На мой взгляд, нынешняя ситуация — колоссальный шанс для белорусского турбизнеса. Сможет ли кто-то из туроператоров сейчас развернуться, воспользовавшись моментом? Конечно, придется поискать какую-то изюминку. Я давно предлагал сделать, например, в каком-то санатории кумысолечебницу — делать кумыс из коровьего молока. Или СПА-процедуры на молочной основе. Есть же во Франции винные ванны, а в Германии пивные, чем мы хуже? А ведь миллиарды в результате могут остаться в стране.

У нас еще остается шанс организовать производство сыров с белой плесенью. Конечно, уже не будет такой прибыли, как могла быть несколько лет назад, но она будет больше, чем на твороге. Можно делать сыр Чеддер, пусть не в Европу поставлять, но в Ближневосточный регион, в Латинскую Америку, да и нам он тоже нужен. Нужно продвигать марку «сделано в Беларуси» — причем и на внутреннем рынке тоже. Начать, в конце концов, финансирование отечественной науки, создать возможность для проведения перспективных исследований, объективной аналитики, разработки стратегии развития продовольственной отрасли. Без этого никак.

Источник: ПРОДУКТ.BY