Госстандарт принял участие в ХХ Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в пищевой промышленности»

Мероприятие прошло 3 — 4 октября 2024 г. в Национальной академии наук Беларуси.

Традиционно форум собрал на своей площадке ученых, экспертов, технологов, специалистов в сфере технического нормирования и стандартизации в области пищевой продукции.

Основные темы конференции касались глобальных вопросов развития отечественной пищевой индустрии и обеспечения взаимодействия по этой теме на площадке Евразийского экономического союза. В частности, речь шла о развитии промышленных технологий, техническом регулировании и стандартизации в пищевой отрасли, а также о перспективах производства широкого спектра детских, функциональных и специализированных продуктов питания.

 

— Продовольственная безопасность является важнейшим элементом экономической политики нашего государства. Отечественные продукты питания стали визитной карточкой страны благодаря оснащению предприятий прогрессивным оборудованием, применению инновационных технологий и постоянному повышению уровня контроля безопасности и качества, — отметила заместитель начальника управления технического нормирования и стандартизации Госстандарта Наталия Юсько. — В этих процессах важная роль принадлежит техническому регулированию и стандартизации.

Сегодня потребности пищевой отрасли обеспечивает нормативная база, насчитывающая 400 СТБ и 2 000 ГОСТ. В 2024 г. на пищевую продукцию планируется разработка 30 СТБ и 13 ГОСТ.

Оценку соответствия установленным требованиям обеспечивают 445 испытательных лабораторий, из которых 230 выполняют испытания продукции на соответствие обязательным техническим регламентам ЕАЭС.

На пищевую продукцию в настоящее время принято 12 документов такого статуса. При этом осуществляется процесс постоянной их актуализации и совершенствования ввиду развития технологий, появления новых видов сырья и компонентов. Сейчас на различных стадиях разработки и принятия находится 13 изменений в 8 технических регламентов: «О безопасности пищевой продукции», «Пищевая продукция в части ее маркировки», «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания», «О безопасности рыбы и рыбной продукции», «О безопасности мяса и мясной продукции», «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду», «О безопасности алкогольной продукции», «О безопасности мяса птицы и продукции его переработки».

Наталия Юсько отметила роль межгосударственных технических комитетов по стандартизации (МТК) как основного двигателя разработки стандартов. В области пищевой продукции функционирует более 20 МТК, которые осуществляют координирующую роль, решая вопросы разработки новых и актуальности действующих стандартов.

Обеспечению безопасности и качества пищевой продукции способствует внедрение на предприятиях систем менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов в соответствии с международными требованиями (ISO 9001, НАССР, ISO 22000).

Государственная стратегия повышения качества отражена в программе «Качество 2021 — 2025». Она выполняет основную задачу по созданию благоприятной правовой среды, стимулирующей производство качественной конкурентоспособной продукции.

На отечественном рынке также присутствует продукция улучшенного качества. Ее производство стимулируется такими проектами, как присвоение знаков «Натуральный продукт» (121 сертификат на 354 наименования пищевой продукции 38 изготовителей) и «Органический продукт» (11 сертификатов на продукцию 9 изготовителей).

Также идет работа по присуждению Государственного знака качества — в рамках Года качества и впервые в истории суверенной Беларуси. На эту высшую награду претендует свыше 600 видов продукции от более 200 предприятий. При этом номинация «продовольственные товары» составляет почти половину от заявленной продукции. Это еще раз подтверждает высокое качество отечественных продуктов питания и уверенность в нем: оценка на Государственный знак качества является многоуровневой и разносторонней.

Участники конференции имели возможность обменяться мнениями по практическим вопросам, выявить проблемные моменты, обсудить их решения, чтобы продолжить совершенствование качества бренда «Сделано в Беларуси».

Новости по теме