Белорусы садятся на диету

В ассортименте белорусской торговли все больше импортных товаров. В то же время цены на отечественную продукцию неуклонно растут. В результате белорусы все меньше приобретают мяса, переходя на овощи, молочку и заграничные продукты.

Цены на продовольствие растут во всем мире. Но в Беларуси их «сдерживают». Результат — на ценниках, пугающих кошельки все больше. «Гнаться за мировым рынком? И к чему мы придем? К космическим ценам и падению потребления. Найти баланс в ценовом факторе — непростая задача, но мы пока выкручиваемся. Как будет дальше — не знаю», — признался на конференции «Внутренний потребительский рынок и продовольственная безопасность» заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Алексей БОГДАНОВ.

Белстат, приводя статистику по росту цен на продовольствие, информирует, что продукты за год подорожали немногим более чем на 10%. Но белорусы больше верят своим глазам и переходят на более дешевые продукты. Это подтверждают данные самой крупной торговой сети в стране, объединяющей более тысячи магазинов, в которые ежедневно приходит более миллиона покупателей.

Фото: из интернета

Уход в онлайн и отказ от мяса

Коммерческий директор компании «Евроторг» Александр ШУЛЯК, подводя итоги работы за девять месяцев, привел серию любопытных цифр: «Серьезно просели категории "бытовая химия" и "чай, кофе". Главная причина — мощное давление со стороны российских маркетплейсов. Доля интернет-торговли растет с каждым годом, и в скором времени мы можем прийти к тому, что традиционная торговля перестанет реализовывать некоторые категории, так как не сможет конкурировать с этими площадками».

Но в случае с мясом «Озон» и прочие ни при чем. За три квартала в тысяче магазинов компании продажа мяса птицы упала на 3000 т, свинины и говядины — на 2000 т, сахара продали на 1000 т меньше, яиц — на 2 млн штук. «Потеряли в этих категориях не только мы, вся торговля: за девять месяцев 2021 года падение продаж того же мяса составило 12–13%. Безусловно, есть ценовой фактор — мясо стало дороже и, учитывая содержимое кошельков наших покупателей, менее доступно», — констатировал Александр Шуляк.

Но падает не все. Уменьшив потребление мяса, белорусы заменили его овощами (рост продаж в сети «Евроторга» — на 26,2%), фруктами (рост сразу на 71,8%), а также молочной продукцией, продажи которой выросли на 15%.

Нашествие импорта — следствие конкуренции

Еще один важный момент. С каждым годом белорусы едят все больше и больше импортных продуктов, в основном российских. Восемь лет назад доля импортных продуктов в белорусских магазинах составляла 28,3%, но сейчас выросла до 40,5%, почти в полтора раза, и продолжает увеличиваться. И причина не только в том, что они дешевле (и, что логично было бы предположить, менее качественные). «Наши производители упрекают нас в том, что товары из РФ зачастую хуже по качеству. На сегодняшний день у нас своя позиция, и мы будем ее отстаивать. Она заключается в том, что плохое качество российских продуктов — это миф! Сегодня производитель из РФ может обеспечить продукт абсолютно любого качества — он может сделать как суперкачественный товар лучше белорусского и, что важно, ниже по цене, так и дешевый продукт. Вопрос в задачах, которые перед ним поставит тот или иной заказчик. Сегодня Россия ушла вперед — в рамках технического перевооружения, в рамках технологий. И когда белорусские производители говорят: "Дайте справедливую цену", мы показываем аналог и просим повторить за ту же цену. Нет? Тогда как нам конкурировать?» — задался вопросом Александр Шуляк и добавил, что при этом МАРТ доводит торговле ассортиментные перечни и требует 85% отечественных товаров на полках. В итоге (при комплексе причин) — банкротства.

Ему вторила исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Наталья ШАБЛИНСКАЯ: «Ассоциация объединяет компании с долей 67% рынка. Коллега назвал все болевые точки торговых сетей. Мы все живем в тех же координатах сложностей и экономических проблем. Торговые сети зарегулированы — Законом о торговле, постановлением № 100, ассортиментными перечнями. Надо очистить эти завалы и оставить самое главное».

Фермеры не могут пробиться

Вряд ли покупатели поверят в трудности продавцов, скорее в то, что непросто приходится производителям. А кто же в Беларуси отвечает за овощи-фрукты? «Основное производство картофеля, овощей, плодово-ягодной продукции сосредоточено у населения: в 2020 году на долю фермерских и приусадебных хозяйств пришлось 83% урожая картофеля, 68% овощей и 77% плодов и ягод. Причем в последние годы доля КФХ существенно выросла и продолжает увеличиваться», — сообщила на конференции белорусского агробизнеса Belarusfresh начальник управления растениеводства Минсельхозпрода Татьяна КАРБАНОВИЧ.

А как же при этом белорусские фермеры добираются до прилавков сетевых магазинов? Нет ли проблем? Ведь, как рассказал газете «Белорусы и рынок» один из известных фермеров-садоводов страны Вадим ЯНУШ, «некогда заниматься продажами в розницу — урожай сгниет; в сезон мне надо ежедневно тонн десять калиброванного яблока отгружать».

Отчего же тогда в наших торговых сетях яблоко польское да турецкое?

«Это политика сетей — все белорусское должно быть "плохое"... И кто-то на этом хорошо наживается. Когда в сезон перепроизводство, они скупают вторую категорию за копейки. И будь ты хоть семи пядей во лбу, свое яблоко по нормальной цене ты в Беларуси не продашь, да еще чтобы оно занимало лучшие места на полках. Мне самому интересно: почему белорусские садоводы столько хорошего яблока продают в Россию, а в наших магазинах своего отборного яблока почти не встретить?»  — задался вопросом фермер.

Источник: «Белорусы и рынок»