зимний фон

Рынок водочной стеклобутылки в России

Водочная бутылка отличается от своих «собратьев» так же, как сверхзвуковой лайнер от дирижабля.

Водочная бутылка — это своего рода «государство в государстве» в сегменте стеклотары: пока остальные группы продукции наслаждаются стабильностью и постоянством форм, цветов и размеров, здесь все время происходят если не революции, то как минимум слом стереотипов. В результате нескончаемых экспериментов водочная бутылка отличается от своих «собратьев» так же, как сверхзвуковой лайнер от дирижабля.В подготовке статьи приняли участие ведущие игроки рынка, отраслевые аналитики и специалисты:

Сергей Данилов, собственник компании «ДанКо Декор»; Дмитрий Беликов, заместитель коммерческого директора компании «Символ»; Дмитрий Кураев, начальник отдела активных продаж ТК «Русь-Стекло».Красота спасет мир

Водочные бутылки безоговорочно признаны одними из самых интересных видов тары. Почему? Да потому, что преподнести прозрачную жидкость в прозрачной бутылке красиво — это настоящее искусство, и создатели водочных бутылок проявляют чудеса фантазии и креативных дизайнерских решений, чтобы помочь производителям в продвижении их продукции.

Итак, основной тренд современного рынка стеклотары — это стремление к индивидуализации. А в водочном сегменте она проявляется особенно заметно, причем не только в России, но и в других государствах постсоветского пространства. Но все же, как говорится, в каждой избушке свои погремушки.

Так, на Украине, по наблюдениям Сергея Данилова, собственника компании «ДанКо Декор», оригинальные формы бутылок преобладают: «Так сложился рынок, что каждый из наших производителей алкоголя пытается максимально выделиться на полках, и не только благодаря этикетке или декору, а большей частью благодаря форме тары. Соответственно, это является важным стимулом к завоеванию потребительской лояльности. Весь прошлый год прошел под знаком двух событий: кризиса и глобального рестайлинга практически всех украинских водочных брендов. У нас народ очень любит новые или обновленные продукты, считая, что, если меняется упаковка, меняется и содержание. Поэтому большинство алкогольных производителей поменяли формы бутылок либо вывели на рынок какие-то новые продукты в индивидуальной таре. И только мелкие водочные производители пока остались на стандартных бутылках, но, возможно, ненадолго. А в России ситуация несколько иная: в связи с тем, что рынок сбыта больше, стандартная бутылка преобладает в свободной продаже, поэтому спрос на бутылки индивидуальной формы гораздо меньше. Соответственно, и производителей такой продукции тоже не так много. Поэтому возникают такие ситуации, когда российские производители алкоголя обращаются к украинским производителям стекла, для того чтобы те сделали ту или иную индивидуальную форму бутылки. Это касается крепкого алкоголя — особенно водочных и коньячных бутылок. Виноделы же предпочитают классику и чтут традиции, исключение составляют, пожалуй, только изготовители плодовых и фруктовых вин».

Об имидже напитков и, соответственно, выборе стеклотары под каждый из них говорит и Дмитрий Беликов, заместитель коммерческого директора компании «Символ»: «В отличие от остальных напитков водка предполагает самые разные варианты стеклотары — начиная от графина, очень популярного в этом году, и заканчивая классической бутылкой. Я считаю, что это связано с большой конкуренцией и стремлением выделить свой продукт на полках магазинов, ведь эксклюзивная тара наиболее заметна и привлекает внимание потребителей».

При этом, по наблюдениям наших экспертов, на стандартные бутылки также сохраняется спрос — правда не во всех сегментах, а в экономклассе. Но если посмотреть на прилавки магазинов, то можно увидеть, что бюджетная продукция по своему внешнему виду уже начинает походить на премиальную. Да, понятно, что уровень стеклотары, в которую она разливается, ниже, чем у настоящего премиального сегмента, но тем не менее тенденция к индивидуализации налицо! И такая ситуация наблюдается не только в России: страны ближнего зарубежья — Казахстан, Туркменистан, Беларусь, Украина — также стали говорить о том, что любая стеклотара должна отличаться оригинальностью.

Таким образом, если раньше в низком ценовом сегменте безраздельно царствовала гостовская тара, то сегодня он начинает претендовать на эксклюзивный дизайн. «Спрос на круглый ГОСТ 0,5 л существенно упал, — рассказывает Дмитрий Кураев, начальник отдела активных продаж ТК «Русь-Стекло». — Это связано с ценой (меньше 4,2 росс. руб.): производители считают, что за такие деньги ставить в производство нерентабельно, а потребитель может приобрести не только классическую, но и оригинальную бутылку. Продавцы алкоголя хотят выделить свою продукцию на полках магазинов с наименьшими затратами, поэтому большинство запросов приходит на имеющуюся в свободной продаже стеклотару, отличающуюся от гостовской. Больше стало обращений заказчиков с имеющимися у них формокомплектами для изготовления эксклюзивной стеклобутылки. Но здесь возникают определенные технические трудности из-за разного оснащения предприятий. Еще один интересный тренд: к нам обращаются не столько сами производители напитков, сколько посредники и держатели торговых марок — то есть люди, которые занимаются непосредственно продажами алкоголя».

И все же производители стеклотары не склонны «изобретать велосипед»: в своих разработках чаще всего они отталкиваются от классических гостовских вариантов, но при этом обогащают их новыми, интересными деталями. И если в новых продуктах с формами и фасонами можно экспериментировать достаточно смело, то при изменении имиджа уже устоявшихся и популярных брендов нужно соблюдать определенные правила.

Сергей Данилов, компания «ДанКо Декор»: «Необходимо сохранить узнаваемость бренда. Если продукт выпускался в бутылке определенной формы, допустим, в штофе, то не надо разливать его в круглую бутылку. Лучше всего сохранить определенные рамки, но внести в «портрет» бренда дополнения, усовершенствования».

Хотя на практике такое простое правило соблюдать бывает сложно. Дело в том, что многие бутылки, в которые разливались водки, не были «заточены» под актуальное в наши дни декорирование. Ну не было такой потребности в советское и постсоветское время, когда утверждались ГОСТы на этот вид тары! А теперь есть, поэтому между производителями бутылок и «имиджмейкерами» — компаниями, которые занимаются этикетировкой и декорированием, возникают определенные трения. Итог: форма стеклотары совершенствуется, бутылка становится более ровной, на ней выделяют места для нанесения этикетки или декора.

Еще одна интересная тенденция: по наблюдениям Сергея Данилова, компания «ДанКо Декор», «водочные производители наименее консервативны, и одна из причин — это наличие у компаний нескольких торговых марок. С одной они экспериментируют, а другие придерживают в определенных рамках — это позволяет сохранять стабильную прибыль».

А что же будет дальше? «Я считаю, что в ближайшие два-три года компании будут делать бутылку, на которую будет возможно нанести рисунки и декорирование, — такой прогноз дает Дмитрий Беликов, компания «Символ», — либо сами стекольные предприятия будут осваивать мощности по декорированию и нанесению рисунков. Я думаю, за этим будущее».

Ноу-хау на марше

Сегодня появляется много новых вариантов тары для спиртных напитков: ПЭТ, бэг-ин-бокс, тетрапак… Большинство производителей алкоголя принялись осваивать эту упаковку — а водочники остались наблюдать за этим со стороны. Почему? «Трудно представить водку не в стеклянной таре, — отвечает на этот вопрос Дмитрий Кураев, ТК «Русь-Стекло». — Стекло выглядит более презентабельно, оно экологически безопасно». «Преимущество стеклотары — внешний вид, — продолжает Дмитрий Беликов, компания «Символ». — Прежде всего, классический алкоголь должен быть в стекле. И плюс — стекло позволяет реализовать очень много дизайнерских идей, которых не воплотишь на других видах упаковки. Возможности дизайнерских разработок для стеклянных бутылок безграничны — начиная от конфигураций и заканчивая возможностью декорирования или нанесения тех или иных видов покрытия».

Еще один важный критерий популярности стеклотары — это литраж. Все наши эксперты сходятся во мнении, что несомненный лидер — это бутылка 0,5 л, за ней следует 0,7 л (или 0,75 л), третье место занимает 0,25 л. Бутылки более крупных форматов пока не столь актуальны: их сложнее выпускать и еще сложнее декорировать, а значит, и продавать.

А что же с технологическими новшествами? Здесь тоже развитие идет полным ходом. «Рынок стеклотары развивается в сторону технологии NNPB (облегченная тара). Кто обладает данным оборудованием и освоил эту технологию, тот и будет с заказами», — утверждает Дмитрий Кураев, ТК «Русь-Стекло».

Но самые заметные изменения происходят, конечно, в сегменте декорирования: российские производители стали успешно конкурировать с западными фирмами и предлагать интересные варианты для производителей алкоголя. «Люди стали больше внимания обращать на внешний вид продукции и особенно на современные варианты декорирования, — рассказывает Сергей Данилов, компания «ДанКо Декор». — Согласитесь, никакая, даже самая красивая, этикетка из бумаги или пленки не может сравниться с матированным или покрашенным стеклом, с шелкотрафаретной печатью. Матирование, например, создает эффект охлажденной бутылки, что особенно актуально для водки. Для премиальной продукции актуально горячее тиснение фольгой, драгоценными металлами и т. д. Что касается качества самого декорирования, я могу сказать, что часть производителей алкогольной продукции, которые раньше декорировались во Франции, сейчас размещают заказы у нас — качество не хуже, а цены ниже. Мы перенимаем опыт зарубежных коллег и адаптируем его к нашему производству — это очень полезно!» Прогнозы Дмитрий Беликов, компания «Символ»: «Спрос на стеклотару, в частности на водочные бутылки, на протяжении двух последних лет достаточно стабилен, и мы ожидаем, что в 2012 году эта ситуация не изменится. Единственное — будут, я считаю, более жесткие требования к качеству продукции. Тем предприятиям, которые не делают ставку на качество, удовлетворять требования конечного потребителя будет тяжело, потому что сейчас заказчик имеет возможность выбирать и основные критерии при выборе поставщика — даже не ценовая политика, а вопрос качества бутылки, насколько эта бутылка будет удобней при внутреннем применении на заводе».

Сергей Данилов, компания «ДанКо Декор»: «Думаю, что значительных изменений не будет, по крайней мере, в ближайшее время, пока люди не смогут либо больше зарабатывать, либо больше тратить. Всякое бывает, можно больше тратить, меньше зарабатывать. Я не думаю, что будет какой-то резкий скачок, но это лично мое мнение. На сегодняшний день стабильность, я думаю, — самое желанное слово, которого бы хотелось добиваться в любой сфере. К сожалению, не всегда это получается, потому что все равно происходят какие-то скачки — и сезонные, и просто зависящие от ситуации в стране. Но я думаю, что в рамках рынка в целом стабильность будет присутствовать в ближайшее время».

Дмитрий Кураев, компания «Русь-Стекло»: «Спрос на водочную бутылку достаточно стабилен. После перелицензирования алкогольных компаний заказы распределятся по основным производителям стеклотары. На первое место должна выходить стабильность (производственная, финансовая, качественная) поставок по отношению к более низкой цене».

Ведущие производители стеклотары, по мнению участников рынка Дмитрий Кураев, компания «Русь-Стекло»: «РусДжам», «КСЕ», «Русь-Стекло», «Сен-Габен», «РАСКО».

Сергей Данилов, компания «ДанКо Декор»: «Лидеры сегмента на Украине — «Дальногорск», «Малиновка», «Нерефьевка», а также одесский завод «Илона», который составляет серьезную конкуренцию французским производителям. По сути, это одно из немногих предприятий на восточноевропейском рынке, которое делает бутылку с толстым дном».

Историческая справка В России XIX века разным напиткам соответствовала бутылка определенной формы и цвета. Обыкновенную «казенную» водку разливали в бесцветную, темную и светло-зеленую бутылки, дорогую водку лили в фигурныe бутылки из бесцветного, золотисто-янтарного или вишневого стекла, в темно-зеленые, рубиновые, из молочного и голубого глушенного стекла, из хрусталя и тончайшего фарфора, из серебра и эмалированного металла.

В особо торжественных случаях стекло обрабатывали «под иней» или «под перламутр». Ароматизированные водки разливали в бутылки, тонированные зеленым, синим, йодистым и темно-оливковым колером. Единственным цветом, не прижившимся массово в этом сегменте, был черный.

Историческая справка Водочные компании, заказывая бутылку для своей продукции, заботились о том, чтобы сделать ее узнаваемой. Так, петербургская фирма «Бекманъ и К°» ввела в моду бутылку-фляжку. Продукция «Торгового дома П. А. Смирнова» узнавалась по конусообразной бутылке «Нежинской рябины».

Сегодня уже невозможно установить, какая компания стала первооткрывателем той или иной формы бутылки, поскольку конкуренты моментально подхватывали удачные идеи, дополняли их свежими деталями. Так, например, известные производители алкоголя (Смирнов, Штритер, Шустов) разливали водку в бутылки в форме медведя. Но ни одно судебное разбирательство не помогло установить «авторские права» и найти виновных в плагиате.

Еще при Николае II в Российской Империи было принято «Положение о стеклянной посуде». Согласно этому циркуляру, «каждый заводчик должен в удобном для него месте ставить клеймо, в котором означать свое имя и фамилию хотя бы начальными буквами, местонахождение завода и год выделки». Изображение российского орла на бутылке означало высшую государственную награду за победу на очередной выставке, которую отмечала своим посещением и царская семья. Под орлом по положению о государственной геральдике указывался год награждения фирмы государственным гербом. Именно эта законопослушность производителей водочной продукции и привела к тому, что сегодня бутылка от фирмы, носившей звание поставщика двора, стала большой редкостью — после революции 1917 года их просто уничтожали.

Водочная математика Такие названия, как «ведро», «бутылка», «штоф» или «чарка», употреблялись и для обозначения мер. Главными оптовыми единицами считались мерная бочка и казенное ведро. Стандартная водочная бочка называлась «сороковкой» — по числу вмещаемых ведер. Пивная бочка содержала 10 ведер, а так называемая польская — 8 ведер и 14 чарок. Самой большой отпускной мерой в розничной торговле считалось казенное ведро, вмещавшее ровно 30 фунтов водки. Ведро равнялось 10 кружкам или 8 штофам, если за основу принимать не «десятириковый», а «осьмерковый» штоф. Еще ведро равнялось 16 мерным бутылкам.

Кроме мерной, существовала и так называемая торговая бутылка, на ведро их шло 20 штук. В распивочной продаже водку отпускали теми же бутылками и штофами, что и в лавках, при этом существовали еще и «раздробительные» меры.

Чаркой назывался не только сосуд, но и мера — 16-я доля кружки. Более других известна «четвертинка» — четвертая часть штофа, или «полбутылка», которую в народе прозывали по-разному: «мерзавчик», «пташечка», «лампадка»… Ну а самой мелкой мерой являлась «осьмушка» — половина четверти, или «шкалик».

Источник: www.alcotech.ru