Потребители делают выбор в пользу натуральных продуктов. ООО "Караван"
- 20.01.2011 01:00
В Москве прошел День инноваций от DSM Nutritional Products
В Беларуси компанию представляет ООО «Караван». На мероприятии был затронут широкий спектр вопросов по здоровому питанию. Чтобы познакомить белорусских специалистов с последними мировыми тенденциями и разработками компании, журнал «Продукт.BY» начинает публикацию серии статей, касающихся этой сферы. Екатерина ВЛАСОВА
О тенденциях в мире и в России в области питания рассказал президент и консультант-эксперт консалтинговой фирмы Healhy Marketing Team Петер Веннштрем. При входе на рынок товаров для здоровья и здорового образа жизни встают три типичных вопроса:
- Новизна бренда: как придумать и воплотить в жизнь новую и правильную идею?
- Направление бренда: как выбрать сегмент рынка («поле действий») в определенной категории?
- Спасение бренда: как управлять неудачным брендом?
И типичный первый шаг: проверка бренда на соответствие рынку товаров для здоровья: как критически оценить соответствие бренда рынку товаров для здоровья и здорового образа жизни? Эксперты фирмы Healhy Marketing Team общались с большим количеством потребителей. Что они видели в России в прошлом? Потребители осознают проблемы, но зачастую предпочитают их игнорировать. Даже если русский человек знает, что у него есть проблема со здоровьем, маловероятно, что он начнет активно искать ее решение. Заболевания — это то, что лечат, а не то, что предотвращают. Поэтому россияне решают проблему после того, как она произойдет. Что эксперты Healhy Marketing Team видели в России в 2009 году? Низкий уровень здоровья и ранняя смертность от неинфекционных заболеваний и травм. Иллюстрация ранней смертности в России по данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) изображена на рис. 1 и в табл. 1.
Таблица 1. Ожидаемая продолжительность жизни и смертность взрослого населения в выбранных странах в 2000–2011 годах
Страна | Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (2001 год) | Вероятность смерти в возрасте 15–60 лет (2000–2001 годы), мужчины, % | Вероятность смерти в возрасте 15–60 лет (2000–2001 годы), женщины, % |
Российская Федерация | 66 | 42,4 | 15,3 |
Япония | 81 | 9,8 | 4,4 |
Франция | 79 | 13,7 | 5,7 |
США | 78 | 14,1 | 8,2 |
Германия | 78 | 12,6 | 6,0 |
Великобритания | 77 | 10,9 | 6,6 |
Дания | 77 | 12,9 | 8,1 |
Мексика | 73 | 18,0 | 10,1 |
Польша | 70 | 22,8 | 8,8 |
Турция | 70 | 21,8 | 12,0 |
Бразилия | 68 | 25,9 | 13,6 |
Киргизская Республика | 66 | 33,5 | 29,9 |
Источник: Мировые индикаторы развития Всемирного Банка
Повышенное артериальное давление и высокий уровень холестерина — главные факторы риска смертности в России.
Таблица 2. Вклад каждого из 10 факторов риска в смертность и индекс DALY (годы жизни, потерянные из-за преждевременной смерти и нетрудоспособности) в России в 2002 году
Ранг | Фактор риска | Доля в общей смертности, % | Ранг | Фактор риска | Доля в индексе DALY, % |
1 | Повышенное артериальное давление | 35,5 | 1 | Злоупотребление алкоголем | 16,5 |
2 | Высокий уровень холестерина | 23,0 | 2 | Повышенное артериальное давление | 16,3 |
3 | Табакокурение | 17,1 | 3 | Табакокурение | 13,4 |
4 | Низкое содержание овощей и фруктов в рационе | 12,9 | 4 | Высокий уровень холестерина | 12,3 |
5 | Высокий индекс массы тела | 12,5 | 5 | Высокий индекс массы тела | 8,5 |
6 | Злоупотребление алкоголем | 1,9 | 6 | Низкое содержание овощей и фруктов в рационе | 7,0 |
7 | Низкая физическая активность | 9,0 | 7 | Низкая физическая активность | 4,6 |
8 | Загрязнение воздуха в городах | 1,2 | 8 | Наркомания | 2,2 |
9 | Свинец | 1,2 | 9 | Свинец | 1,1 |
10 | Наркомания | 0,9 | 10 | Незащищенный секс | 1,0 |
Источник: база данных о здоровье ВОЗ/ЕВРО
Какие тенденции выявила исследовательская компания Euromonitor в 2010 году? Она отметила перемены. «Ввиду растущих проблем со здоровьем многие россияне начинают серьезно задумываться о правильном питании»(Russia Now, июнь 2010). Более 50 % россиян уже пробовали питаться «органическими» (натуральными) продуктами питания (исследовательская компания Nielsen, осень 2009). «Сейчас многие потребители уже понимают, что привычка правильно питаться — важное профилактическое мероприятие: изменив рацион питания, можно улучшить свое здоровье и снизить риск развития ряда заболеваний» (исследовательская компания Euromonitor, сентябрь, 2010 года). Вывод один: в России осознается важность здоровья. По данным исследований Healhy Marketing Team, на вопрос: «Зачем питаться здоровой пищей?» было выявлено, что для 27 % россиян в 2008 году причиной № 1 выбора здорового питания было поддержание здоровья членов семьи, а причиной № 2 для 22 % населения — поддержание высокого жизненного тонуса. В 2003 году сохранение жизненной энергии было важно для 16 % россиян. Из обзора компании HealthFocus ситуации в 2008 году видно, что препятствует заботе о здоровье. У россиян есть много причин для отказа от здорового питания (табл. 3). Таблица 3. Препятствия здоровому образу жизни в России
Назовите основную причину, по которой вы не следуете здоровому образу жизни | 2008 год |
Здоровая пища стоит | 29 % |
У меня нет времени, чтобы правильно питаться или заниматься физическими упражнениями | 24 % |
Я знаю, что здоровье важно. Однако у меня сейчас есть дела поважнее | 22 % |
Я не могу разобраться, какие именно продукты полезны | 19 % |
Я полностью здоров, и меня не заботит мой стиль жизни | 17 % |
Я еще слишком молод, чтобы беспокоиться о своем здоровье | 10 % |
Здоровая пища невкусная | 8 % |
Рецессия замедлила рост рынка органических продуктов и напитков для здорового питания. Даже на рынке органических продуктов отмечено замедление роста из-за ценового фактора. На запуск международными игроками новых брендов в области здорового питания общий экономический спад повлиял даже больше, чем снижение продаж в краткосрочной перспективе. Тем не менее, эти причины не связаны с потребительскими предпочтениями.
Ситуация через 2 года — обзор компании HealthFocus в 2010 году. Причины выбора здорового питания в России. Причина № 1: поддержание высокого жизненного тонуса (22 % россиян). Осведомленность людей об обогащенных (функциональных) продуктах питания и потребление этих продуктов увеличились. Обогащенные закуски и «энергетические» напитки — самые динамичные категории. Среди молочных продуктов кефиры и йогурты с пробиотиками и пребиотиками становятся все более популярными. Отмечен рост хлебобулочных изделий с добавлением растительных волокон. Причина № 2: хорошее самочувствие. Причина № 3: поддержание здоровья членов семьи (16 %) Причины выбора здоровой пищи в России приведены в табл. 4. Таблица 4. Причины выбора здоровой пищи в России
2004 год | 2008 год | 2010 год | |
Здоровье членов семьи | 29% | 27% | 16% |
Поддержание высокого жизненного тонуса — «энергетическая подпитка» | 16% | 22% | 21% |
Профилактика заболеваний | 12% | 15% | 10% |
Хорошее самочувствие | 16% | 10% | 23% |
Текущее поддержание здоровье | 10% | 10% | 10% |
Лечение или контроль существующих заболеваний | 8% | 6% | 5% |
Улучшение внешности | 3% | 3% | — |
Снижение веса | 1% | 1% | 2% |
В категории «здоровое питание» завоевывают позиции традиционные российские продукты. Потребители все чаще делают выбор в пользу натуральных, богатых питательными веществами продуктов, которые не содержат каких-либо искусственных добавок. Многие такие продукты выращивают на экологически чистых территориях. Ввиду общей тенденции к питанию «чистой и натуральной» пищей здоровые продукты из таких регионов (например, мед, орехи, молочная продукция) приобретают все большую популярность. Растущая осведомленность о здоровом образе жизни заставляет россиян изменять свой привычный рацион питания и включать продукты, содержащие ценные ингредиенты, полезные для здоровья, а также продукты с низким содержанием жиров и продукты с такими активными ингредиентами, как растительные стеролы, способствующие поддержанию здоровья сердца. Растет осведомленность о том, что про- и пребиотики, а также продукты с высоким содержанием волокон улучшают состояние пищеварительной системы. Преимущества продуктов, в которых наиболее заинтересованы российские покупатели по данным 2008 года, приведены в табл. 5. Таблица 5. Преимущества продуктов, в которых наиболее заинтересованы российские покупатели (2008 год)
Снижение чувства стресса | 58 % |
Повышение работоспособности | 58 % |
«Сжигание» жиров и калорий | 57 % |
Нормализация уровня холестерина | 55 % |
Поддержание длительной умственной работоспособности | 55 % |
Повышение концентрации внимания | 55 % |
Снижение риска рака | 54 % |
Улучшение настроения | 52 % |
Профилактика аллергических реакций | 50 % (+50 %) |
Длительное чувство насыщения (долго не чувствовать голод) | 48 % |
Нормальный сон | 47 % |
Нормализация сахара крови | 40 % |
Релаксация | 36 % |
Восстановление после занятий спортом | 35 % |
Повышение потенции/либидо | 34 % |
По прогнозам исследовательской компании Euromonitor, рынок большинства продуктов и напитков для здорового питания продолжит расти в 2010–2014 годах. В продолжение темы здорового питания специалисты DSM Nutritional Products рассказали об успешных концепциях здоровья — готовых решениях компании. В 2009 году на рынок было выпущено более 1000 новых продуктов, содержащих ингредиенты DSM. Было проведено более 1500 исследований рынка. DSM — это единственный поставщик с полным циклом производства. Компания предлагает чистые вещества (витамины, каротиноиды, ферменты, нутрицевтики (БАДы) и др.) и премиксы с индивидуальным составом. Компоненты стабильны, имеют высокие сроки хранения, обладают скользящими свойствами, высокой растворимостью, диспергируемостью, биодоступностью и другими свойствами. В разрезе физиологической направленности действия компания DSM обладает широким ассортиментом функциональных ингредиентов:
- Для укрепления и здоровья костной системы:
- витамин D и кальций работают вместе для строительства и укрепления костной ткани;
- витамин D также способствует снижению риска переломов за счет укрепления структуры мышц;
- полный спектр витаминов и минеральных веществ, способствующих наилучшему усвоению кальция;
- geniVida® сокращает приливы и стимулирует восстановление костной массы.
- Для укрепления иммунитета:
- витамин A и β-каротин;
- витамины группы B ;
- витамин С и Е;
- витамин D;
- минеральные вещества;
- оmega-3.
- Для улучшения работы сердца:
- ингредиенты с долгой историей клинических исследований и хорошо известных потребителям, такие, как omega-3, витамины B, D и E;
- потрясающие инновационные продукты, такие, как Fruitflow™ для здорового кровотока, и resVida™ для поддержания здоровья кровеносных сосудов.
- Для контроля веса:
- Fabuless® позволяет управлять весом, контролируя аппетит;
- чистый экстракт зеленого чая Teavigo® производства DSM является прекрасным дополнением к здоровому питанию потребителей.
- полный набор микронутриентов дает гарантию полноценного питания для соблюдающих диету.
- Для улучшения мозговой деятельности:
- дети нуждаются в длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислотах. Они обеспечивают успешный старт в жизни;
- дети и подростки с помощью поливитаминов могут улучшить концентрацию внимания и успеваемость в школе;
- фолиевая кислота и холин могут помочь беременным и кормящим женщинам обеспечить оптимальное развитие мозга своих детей получать необходимые им питательные вещества;
- витамины помогают улучшить умственную активность работающих;
- пожилые могут получить пользу от каротиноидов, лютеина и бета-каротина, а также ДГК омега-3 ПНЖК, которые показаны для поддержки здоровья мозга.
- «Красота изнутри»:
- наука определила основные составляющие питания в поддержании красоты: питательные вещества для кожи, солнцезащитные продукты, защита кожи, увлажнение, здоровье волос и ногтей;
- жизненно важные витамины, каротиноиды, в частности, бета-каротин, лютеин и ликопин;
- антиоксиданты и липиды совместно способствуют красоте кожи, волос и ногтей.
У компании DSMNutritional Products накопился большой опыт внедрения функциональных ингредиентов в различные пищевые продукты, БАДы и фармацевтические препараты. Зарегистрировано более 220 продуктов для пищевой и фармацевтической промышленности. Получены CEP сертификаты для витаминных препаратов. Компания дает консультации по статусу Health Claim в Европе, участвует в разработке технических регламентов.
Справка «Продукт.BY» Healhy Marketing Team — группа экспертов. Дает рекомендации, которые помогают брендам отвечать на меняющиеся условия рынков продуктов питания, товаров для здоровья и здорового образа жизни. Компания работает по всему миру (в 25 странах в 2009 году). Специализируется на позиционировании брендов и инновации/реновации продуктов в пищевой и фармацевтической промышленности. Является партнером консалтинговой компании HealthFocus по международному внедрению.