Плодово-ягодные вина борются

Дешевые плодово-ягодные вина, которые в Польше называют пренебрежительно «яболами», пережили свой взлет в 90-х годах прошлого века («яболе» — потому что производились они в основном из яблок, и, как правило, не лучшего качества — гнилых или испорченных. — Авт.).

За признание

Как показывает статистика Польского совета виноделия, в те времена страна ежегодно выпивала около 500 млн л таких напитков. Сегодня цифра в три раза меньше, однако, по оценкам производителей, в среднем поляки выпивают не менее 4 л плодово-ягодных вин ежегодно и в первую очередь их дешевых образцов. И это, между прочим, на два литра больше, чем классических виноградных вин.

Как считает президент винодельческой компании Janton Яцек Джантон, дешевые плодово-ягодные вина уже никогда не обретут популярности, которой обладали в конце 1990-х.

— Спрос на такие напитки будет снижаться вместе с уменьшающимся числом их потребителей, которые год от года становятся старше.

Средний возраст потребителя плодово-ягодного вина — 35 лет и более. Студенты уже не выбирают этот продукт, как было раньше, поскольку рынок предлагает множество других напитков, кроме пива и водки. — Молодежь выбирает другие напитки — так называемые RTD, а еще сидры, — объясняет Яцек Джантон. — Также конкуренцию для плодовых вин составляют «цветные» водки, содержащие меньшее количество спирта в таре 100–200 мл. Но, как правило, покупает такую водку достаточно взрослая категория потребителей.

Как полагает директор бюро Польского совета виноделия Эльжбета Павловска, «в будущем сегмент дешевых плодово-ягодных вин будет становиться все меньше в пользу других напитков, например, сидра». Нынешние польские «чернила» (0,75 л стоят около 3–4 злотых или примерно 1 доллар) имеют мало общего с винами прошлого века. Им по-прежнему далеко до более дорогих десертных вин, но они лучше тех напитков, которые производили во времена коммунистической Польши.

И тем не менее рецептура вин все же изменилась незначительно: 25–30 % фруктового сока смешивается с водой и сахаром, а потом продукт ферментируется. В конце добавляются искусственные ароматизаторы. Такие «яболе» отличаются только бутылками.

Со снижением объемов рынка все меньше становится и производителей таких напитков. Сегодня едва ли можно насчитать 20 фирм, хотя в 1990-х годах их было в 10 раз больше.

Компании, которые в прошлом занимались исключительно плодовыми винами, сегодня вынуждены расширять предложение. Janton развивает и продает виноградные вина, их доля в общем объеме производства составляет уже около 40 %.

— Наши винодельни стараются развивать производство плодовых вин более высокого качества. Но это нелегко. У плодовых вин плохая слава. Дело в том, что вместо использования сахара для ферментации вина, который в 1980-е годы отправляли на экспорт, некоторые производители стали добавлять спирт, из-за чего у этих «виноподобных» напитков появился неинтересный аромат, — говорит представитель Польского совета виноделия.

Однако, несмотря на трудности, уже сегодня за национальный рынок марочных плодово-ягодных вин борется фирма Vin-Kon. В 2007 году компания вывела на рынок марку вина «Мощь традиции». — Это традиционный польский продукт, и нам бы хотелось, чтобы он был узнаваем, прежде всего, в Польше, — говорит представитель Vin-Kon Моника Лавничак.

Иначе выглядит ситуация с польскими винами на зарубежных рынках. Janton 70 % объема своего экологического вина Aronica (стоит около 25 злотых или примерно 8 долларов) отправляет на экспорт. Это вино охотно покупают состоятельные немцы, швейцарцы и японцы.

Кроме того, хорошо, как теплые пирожки, продаются премиальные плодовые вина Bartex — в Чехию, Германию, Италию, Испанию.

— Динамика экспорта очень обнадеживающая: в течение пяти лет постоянный рост, — рассказывает президент Bartex Гжегож Бартоль. — Мы стараемся попасть и на отдаленные рынки, недавно первый контейнер отправили в Японию.

Яцек Джантон не ожидает повторного бума на плодово-ягодные вина, но потенциал этого рынка все же оценивает положительно.

— С каждым годом все больше станет появляться потребителей, которые не будут относиться с предубеждением к этим напиткам. И примером тому может быть все тот же сидр, активными покупателями котрого являются молодые люди, родившиеся в 1990-х.

Плодово-ягодные вина в Польше пробует рекламировать Польский совет виноделия. Но сделать это сложно, поскольку сегодня в общедоступных СМИ можно рекламировать только пиво. Виноделы в первую очередь добиваются отмены запрета на рекламу сидра.

— Если нам удастся добиться успеха, то вырастет популярность плодово-ягодных вин, что, безусловно, положительно скажется на доверии потребителей к польским производителям вина, — говорит Эльжбета Павловска.

Сегодня емкость рынка плодово-ягодных вин в Польше оценивается в 1,6 млрд злотых (519,2 млн долларов).

Bloomberg Businessweek (Polska) 7–13 октября Бета Древновска

Перевела Марина Гуляева