Как "убить очередь" без шума и пыли?
- 29.02.2012 03:00
Ответы на этот детективный вопрос и другие, не менее актуальные «пытаннi» на все времена, сегодня дает Михаил ЛУЩИКОВ, заместитель директора по развитию розничной сети компании «Виталюр».
Этот человек был первым директором первого белорусского гипермаркета BIGZZ, он имеет серьезный опыт работы в розничной и оптовой торговле. В общем, перефразируя фильм «ДМБ»: «нам есть что у него спросить, а ему — есть что нам ответить».
Александр НОВИКОВ
— Михаил Николаевич, насколько нам известно, в компании «Виталюр» впервые в Беларуси была внедрена инновационная система, получившая название «убийцы очередей». Что значит этот термин?
— Давайте по порядку. В 2005 году «Виталюр» начал работу по созданию своего первого фирменного супермаркета на 9-м километре Московского шоссе. Одним из принципиальных вопросов, которые следовало решить еще до открытия, был вопрос с кассами… Точнее, с их количеством. Изначально для магазина такой площади было решено остановиться на четырех. Но уже через три–четыре месяца после открытия мы вынуждены были увеличить количество касс до шести.
И хотя казалось очевидным, что их для магазина с установившимся покупательским трафиком все равно недостаточно, но проектная площадь «Виталюра» и планировка торгового зала не позволяли поставить большее количество касс. Между тем даже после установки шести касс в часы пик приходилось искусственно регулировать потоки покупателей, например, перекрывая вход в торговый зал. Такие меры во всем мире называются вредными. И вот тогда появилась идея внедрить зарубежный опыт в обслуживании покупателей в кассовом секторе нашего молодого тогда магазина.
— Судя по всему, этот опыт брался с пылу с жару?
— В общем, да. В 2005 году, когда мы решили его заимствовать, в заокеанской крупной сети World Market система «убийца очередей» только начала работать. Ее использовали в основном в рождественские праздники. В США и Канаде в это время — колоссальные скидки. Народ в супермаркеты валит валом, кассы с такими потоками не справляются. Что делать? Ставить дополнительные кассы на несколько недель — расточительно даже для крупных торговых сетей. И вот тогда там была применена революционная даже для их ритейла технология.
— Американцы были первопроходцами этого направления?
— Как раз нет. В Великобритании есть такая фирма «SW Smit». Именно она первой в мировом ритейле внедрила систему, получившую название «убийца очередей». Это было ровно 10 лет назад, в 2002 году.
— А в чем суть этого внедрения?
— Технология, в общем, такова: выбранный покупателем товар сканируется, упаковывается в пакет, шнуруется специальным образом. Дальше покупатель получает на руки так называемый пред-чек со штрихкодом. И в кассе ему остается только рассчитаться.
В программном комплексе главную роль играет терминал сбора данных, который считывает информацию. Он в данном случае является микрокомпьютером, поскольку считанная с его помощью информация идет в память и передается в кассу по беспроводной сети WiFi. Дальше — просто. Опираясь на данные пред-чека, кассир распечатывает корректный чек на покупку. Основная «фишка» вот в чем: стоимость программного комплекса с учетом зарплаты работнику, который обслуживает мобильный сканер, составляет 30–35 % от стоимости нового кассового оборудования. Разброс в ценах на кассы велик, поэтому и погрешность немаленькая. Но в среднем данный комплекс на две трети дешевле кассы. Так что игра стоит свеч.
— Я запутался слегка. Это цифры применительно к «Виталюру» или такова мировая практика?
— Это — мировые показатели. Они свидетельствуют: два мобильных сканера способны заменить одну кассу. Или скажу так. Только в случае применения одного мобильного сканера очередь движется быстрее на 50 %.
— А как конкретно это работает в розничной сети «Виталюра»?
— Сегодня у нас практически в каждом крупном магазине в часы пик используется 3–4 мобильных сканера. Кстати, более точно система «убийца очередей» называется «мобильный кассир» или «мобильный терминал сбора данных». Если кратко, не вдаваясь в техническую терминологию, в нашем случае все происходит следующим образом.
Когда людей в очереди к кассам становится много, то на смену выходят специалисты с мобильными терминалами или в просторечии «убийцами очередей». В первую очередь они работают с покупателями, у которых большое количество товаров в корзинах или покупательских тележках. Товары сканируются, информация уходит на узел расчета. Одновременно покупки снова складываются в тележку, покупатели получают на руки пред-чеки и идут с ними в кассу. Подчеркну основную задачу, которую способны решать мобильные сканеры. Они для тех случаев, когда люди получают возможность рационально подойти к использованию торгового и кассового оборудования. Допустим, в будние дни нам в крупных магазинах в принципе хватает имеющихся касс. Но в пятницу вечером, субботу и большую часть воскресенья, а также в вечерние часы в рабочие дни требуется оптимизировать потоки покупателей в кассовом секторе. Мы это и делаем.
Суть. В случае необходимости оперативно внедряем еще две дополнительные кассы, не занимая место для установки их стационарных вариантов и не тратя на это неоправданно большие деньги. Кстати, перед нашими поставщиками стоит задача, чтобы на каждый стационарный терминал в крупных магазинах нашей сети приходилось по одному мобильному.
— А вы можете кратко сформулировать преимущества применения данной системы?
— Повышается лояльность покупателей, экономится место в торговом зале. А это — возможность расширить ассортимент и получить дополнительную прибыль. Сегодня любой обыватель знает, что каждый метр торговой площади стоит денег, и эти метры нужно использовать максимально рационально. Важно в наших условиях и то, что работать с мобильным сканером может любой человек, способный быть внимательным и сосредоточенным. Ему не обязательно специальное образование кассира. Кроме того, непосредственно с денежными средствами покупателя он не соприкасается.
Есть и еще одно серьезное преимущество. Данный терминал сбора позволяет проводить инвентаризацию и свести к минимуму человеческий фактор. Вся информация с товара считывается, идет на компьютер, попутно проверяется. При сканировании последнего товара компьютер в состоянии распечатать акт инвентаризации. Экономия по времени — в четыре раза. Не меньше.
— Насколько я понимаю, вы не сами все это внедряете в своих магазинах?
— Разумеется, нет. Каждый должен заниматься своим делом. Мы предложили внедрить эту прекрасно зарекомендовавшую себя в дальнем зарубежье систему в наших магазинах белорусским компаниям. Изначально это была гомельская фирма «НТС». В прошлом году начали работать с компанией «БелКристаллСервис».
— Скажите, а в отечественном ритейле нечто подобное применяется сегодня?
— Я лично не встречал. Кто-то что-то говорит, но это не значит, что он имеет такой же, как у нас, или отдаленно его напоминающий программно-аппаратный комплекс с возможностью использовать его хотя бы раз в неделю.
— А где, кроме магазина на 9-м километре, применяются мобильные сканеры в вашей сети?
— Пока система работает в восьми фирменных магазинах «Виталюра».
— Кстати, в этом году вы планируете открывать новые объекты?
— Да. Один супермаркет на улице Голубева с площадью торгового зала около 900 м2, другой двухэтажный торговый центр — на пересечении улиц Жилуновича – Гаруна. Там на первом этаже будет супермаркет на 1300 м2, а на втором планируется кафе на 250 посадочных мест… Плюс разнообразный ассортимент наиболее востребованных видов товаров и услуг населению будут предлагать арендаторы. Сдача обоих объектов планируется в сентябре — октябре этого года. Кроме того, в марте решено начать строительство еще двух объектов в Минске: на улицах Рафиева и Шпилевского. За пределами Минска появится очередной объект «Виталюра». Вслед за Лидой (торговый центр там был открыт в июне 2011 г.) мы выходим на Солигорск.
— «Виталюр», насколько я вижу, идет по пути укрупнения своей достаточно разветвленной сети?…
— Да, и я могу сказать, с чем это связано. Наличие своих собственных магазинов позволяет исключить риск диктата со стороны розничной торговли других юридических лиц. Ведь ритейл определяет свою товарную политику по принципу «вот это нам интересно, а это нет», исходя из собственных представлений о приоритетах… И это я еще очень мягко сказал. В любом случае, мы хотим добиться оценки своей работы со стороны непосредственно потребителя, а не пробиваться через мелкое сито розницы других компаний.
— И последний вопрос — философского, что ли, плана. Что сегодня должно отличать фирменный магазин отдельно взятого предприятия? Ведь многие производители в нашей стране на играх в фирменную торговлю обожглись…
— Здесь ничего нового, думаю, вы не услышите. Открывая свою фирменную сеть, производитель должен понимать следующее. Фирменные магазины в крупном городе сегодня, как правило, образуются в спальных районах, приближенных к покупателю. И в этом случае розничные форматы «магазин у дома» и «фирменное предприятие» должны найти разумное сочетание, дополнить друг друга. Если мясокомбинат или, к примеру, рыбоперерабатывающее предприятие, открывая свою фирменную точку, не обратят внимания на «сторонние» для него группы товаров типа бакалеи, напитков и т. д., то очень скоро получат обратный эффект.
Помимо интересов производителя, должны учитываться интересы и конечного покупателя — того, кто отдает свои деньги в кассу. В противном случае он понесет их мимо кассы вашего торгового объекта в другой, «чужой» фирменный магазин. И тогда любые сверхсовременные технологии розничной торговли, в том числе и технология «убийца очередей», останутся лишь набором слов. А вот этого нам бы совершенно не хотелось.
Комментарий автоматизаторов
Сотрудничество ОДО «Виталюр» и компании «БелКристаллСервис» началось в 2011 году. Активный рост торговой сети ОДО «Виталюр» требовал дальнейшего внедрения системы управления торговым процессом в новых магазинах с максимально возможным набором инструментов для автоматизации всех технологических процессов торгового объекта и управлением лояльностью покупателей.
Выбор заказчиков в тот момент справедливо, как нам кажется, пал на систему управления торговым процессом SET Retail от «БелКристаллСервиса».
Одной из составных частей данной системы является модуль, позволяющий создавать и обеспечивать функционирование мобильных рабочих мест. Аппаратное обеспечение формируют терминалы сбора данных. Проще говоря, мобильные ПК со встроенным сканером штрих-кода.
Технология, получившая название в торговой среде всего мира «убийца очередей», является одной из «мобильных» функций, реализуемых в системе SET Retail. Она в том числе обеспечивает увеличение пропускной способности расчетно-кассового узла. Данная технология служит на благо как покупателям, так и ритейлерам.
Благодаря формированию мобильных рабочих мест в системе управления торговым процессом SET Retail можно быстро решать задачи ритейла в следующих областях:
- Товародвижение (заказ товара, прием товара, оформление возврата, контроль ассортимента, инвентаризация и др.).
- Управление маркировкой (контроль цен, управление печатью ценников и этикеток и др.).
- Консультирование покупателя (поиск и выбор товара с покупателем и др.).
- Торговля по образцам (оформление мягкого чека и др.).
- Администрирование торгового зала (решение спорных вопросов с покупателем по чеку или дисконтной карте и др.).