Деньги и птица — причем не синяя

исполнительный директор Ассоциации розничных сетей

На пике расслабляющих отпусков, в августе, мы решили отойти от благостных канонов. Вот фрагменты из интервью с обаятельной, мудрой и уважаемой в мире ритейла женщиной — руководителем проекта «Сеть универсамов «Рублевский» Наталией ШАБЛИНСКОЙ.

Деньги любят счет и тишину

— Наталия Сергеевна, хотелось бы задать вам несколько сезонных вопросов, но отнюдь не про виды на урожай и не про погоду… Скажем так. В начале августа прошла информация по поводу того, что Международная финансовая корпорация, давно являющаяся партнером вашей компании, планирует финансово поддержать еще один крупный розничный сетевой проект в Беларуси. Что вы можете сказать на сей счет?

— Видите ли, Международная финансовая корпорация с нами своими планами не делится. Могу лишь сказать, что они весьма взвешенно подходят к принятию решений, особенно связанных с инвестированием.

— А что было в вашем случае?

— В нашем случае изначально осуществлялся внешний аудит, скрупулезно проверялись все направления нашей работы. В общем, этап, предшествовавший началу финансирования, занял больше года. Серьезный инвестиционный бизнес спешки не приемлет.

— Как вы относитесь к тому, что некоторые ваши коллеги-конкуренты в этом году активно привлекают внимание к своему бизнесу, организуя розыгрыши баснословно дорогих призов?

— Перефразируя поэта, скажу так: «Если это есть, значит, это кому-нибудь нужно и выгодно». Мы таких подходов не комментируем. С марта компания занята реализацией важного социального проекта, связанного с заморозкой цен на наиболее востребованные и необходимые людям товары. Просто хотим получить разумные цены на полке. А если к этим ценам начать «прикладывать», цитируя известную ТВ-программу, «Сектор СУПЕРПРИЗ», то это будет точно другая история. Возможно, здесь имеются какие-то нормальные, легальные инструменты — для осуществления таких вот оригинальных стратегий. Но лично мне они пока не известны.

Курица у нас — больше чем птица

— Понятно. Тогда давайте коснемся темы, которая стала предметом обсуждения в Минторге не так давно. Парадоксальная ведь ситуация. Белорусские предприятия, занятые переработкой мяса птицы, добились по итогам полугодия успехов при работе на экспорт. В то же время до них доведены показатели по работе на внутреннем рынке. Но белорусский ритейл все громче ропщет в связи с нехваткой востребованной народом курятины. Как такое оказалось возможно?

— Возможно, до наших производителей и доведены планы по работе на внутреннем рынке. Только до нас, ритейла, что-то маловато все это доходит. У нас со всеми поставщицами птицы имеются договорные отношения. В них все четко прописано. Однако, начиная с апреля, мы видим то, что на языке маркетинга называется просто: невыполнение договорных отношений, недовыполнение заявок.

— А как это выглядит на языке цифр?

— Сначала нам недогружали до 20 % по отношению к заявленным объемам. Потом эта цифра стала расти и летом достигла критического показателя в 40 %. Плюс в августе начались перебои со свининой.

Мы оказались в непростых отношениях с поставщиками еще и вот по какой причине. Они хотели бы, чтобы мы не занимались разделкой птицы. Но нам эта операция, осуществляемая на своих площадях, в итоге финансово выгодна. Полагаю, разделка птицы на розничных объектах — в принципе, очень хорошая программа. Хотя у кого-то из белорусских поставщиков мы берем и разделку. Но делаем это по причине исключительно удивительно благородной цены «на входе».

— В общем, это то, что во всем мире называют нормальными договорными отношениями?

— Совершенно верно. И еще. Птицефабрики все громче заявляют о том, что они не готовы морозить в весенне-летний период птицу из-за нехватки времени и средств. Мол, та же курятина и так у нас уходит с колес, и зачем же нам тогда увеличивать затраты?.. Абсолютно логичная позиция. Однако в ассортиментном перечне, доведенном до нас Минторгом, имеются две четко прописанные позиции: птица охлажденная; птица замороженная. И это ведь два совершенно разных продукта. Но птицефабрики в данном вопросе поступают так, как считают целесообразным и выгодным для себя. А как прикажете поступать нам?

— Может, вам предложат не сегодня-завтра самим морозить птицу?

— Я не удивлюсь. Хотя, если серьезно, то понятно: мы на это не можем иметь прав — по определению. По документам мы ведь получаем один конкретный продукт и не можем легально превращать его в другой. Да и не хотим.

В общем, вопросов и парадоксов хватает. Этот спор с поставщиками отнюдь не закончен. Подготовлен серьезный пакет документов в Минторг со стороны белорусского ритейла, Ассоциации розничной торговли. В них есть обоснование того, что розница теряет очень большие деньги из-за позиции отдельных производителей.

— Но переработчикам птицы ведь будет что сказать вам в свое оправдание. Они же не виноваты в том, что белорусский ритейл наращивает заявки по мясу птицы весной и летом?

— По-моему, этому факту можно только радоваться. Но в нашей истории присутствуют предсказуемые внешние факторы. Есть возможность экспортировать продукт с хорошей маржой — его тут же продают. Если такой возможности нет — отправляют на внутренний рынок. Все. Эти проблемы системные, они повторяются из года в год, периодически выходя на поверхность.

Сейчас, когда к решению «куриного вопроса» присоединился министр торговли, можно надеяться на то, что все будет честно и справедливо. Остро стоит вопрос о реализации отечественной продукции. Мы только «за» — дайте. Но ведь не дают же.

О мясном форуме и умеренном оптимизме

— А как вы относитесь к идее проведения в конце октября крупного форума «Беларусь мясная», где планируется организовать диалог между производителями и ритейлом — в том числе?

— Сразу скажу, что наши специалисты готовы принять участие в таком мероприятии. Если будут обсуждаться проблемы публично, а в ближайшей перспективе приниматься решения, максимально устраивающие всех участников процесса… Почему бы и нет? Но сегодня нам хочется, чтобы наши заявки выполнялись точно и в срок. Ничего невозможного ритейл ведь от поставщиков не требует.

— Как вы думаете, почему птица оказалась так востребована в этом году?

— В сегодняшней финансовой ситуации, которую я очень мягко назову непростой, мясо курицы — самый дешевый белок. Об этом всем известно. Плюс лето — период отпусков. А еще многие граждане Беларуси в этом году проявили недюжинный патриотизм и остались отдыхать дома. Обидно, повторюсь, что все эти истории под разными соусами и приправами торговля не раз уже проходила. Но нам вновь подкладывают грабли, довольно больно бьющие. Мы ведь несем ответственность за перебои и дефицит, совершенно несправедливо, кстати.

— А как думаете, решится ли куриная проблема в ближайшее время?

— Полагаю, да. Мы во всяком случае настроены на то, чтобы отстоять свою принципиальную позицию по данному вопросу. И при этом непременно разовьем в своей сети собственное производство, переработку мяса птицы в частности.

— Но это не означает, что вы начнете строить собственные птицефабрики?

— Боже упаси. У нас есть необходимость получить сырье для разделки на собственных площадях, в запланированных объемах. И потом реализовать через свои магазины всю эту востребованную покупателями продукцию. Мы, ритейл, чувствуем потребительский рынок очень чутко и готовы реагировать на все его потребности заблаговременно.

 

Наталия Сергеевна Шаблинская, руководитель проекта «Сеть универсамов «Рублевский».

По первому образованию — преподаватель физкультуры и спорта. В силу разных субъективных и объективных причин связала свою жизнь с торговлей. А после окончания в середине 1990-х Академии управления при Совете Министров с головой ушла в бизнес. В частности, был серьезный опыт работы на посту заместителя генерального директора компании «Внешторгпроминвест». Правда, затем трудилась в государственной компании «Беларусь-инторг», входившей в структуру Министерства иностранных дел Беларуси.

С 2004 года возглавила проект «Сеть универсамов «Рублевский». Является вице-председателем Ассоциации розничной торговли.