Современная стратегия: динамика, гибкость, мультисценарность

Ольга КАЙТЯЛИДИ
Ольга КАЙТЯЛИДИ
директор маркетингового агентства ФНЦ пищевых систем имени В. М. Горбатова (Россия), соучредитель аналитической группы Voice MR и практикующий эксперт в области стратегии

Как развивать бизнес в периоды неопределённости и глобальных рыночных сдвигов? Использовать классические бизнес-технологии? Действовать по наитию? Искать новые пути?

Стратегия должна быть всегда

— Хочешь сохранить бизнес — научись оперативно пересобирать его через пересмотр стратегии и бизнес-модели. Иначе никак. Сейчас, правда, можно часто услышать: «О какой стратегии речь? Как можно что-то планировать?»
Стратегия не измеряется толщиной презентации, равно как и горизонт планирования не является определяющим параметром стратегического планирования — это миф и ответ на вопрос куда идти и как идти. Поэтому она должна
быть всегда. Всё остальное — восприятие, зачастую неверное. Что меняется в зависимости от внешних условий? Конечно, в периоды неопределенности уменьшается горизонт планирования. В связи с тем, что мы не знаем точно,
как будут развиваться события, растет количество сценариев — приходится планировать разные варианты. Частота реперных точек также увеличивается кратно.

Была бы цель, ресурсы найдутся

По словам эксперта, раньше при стратегическом планировании компании ориентировались в основном на базовые компетенции и ключевые ресурсы. Теперь многие бизнесы, особенно те, которые пострадали и не видят перспектив,
мыслят не ресурсами, а рынком. Куда сместилась зона прибыли? Что нужно рынку и потребителю? За что он готов сегодня платить? Это так называемый целевой подход, когда определяются базовые потребности бизнеса, а потом идет поиск возможностей.

— Сегодня, когда мир открыт и есть масса способов для расширения и быстрого привлечения фактически любых ресурсов, появляются новые горизонты, — поясняет собеседница. — Именно поэтому мы всё чаще видим коллаборации брендов, объединения компаний для решения сложных задач, расширение области деятельности,
уход в другие ниши и бизнесы, всевозможные платформенные решения и разнообразные сервисы. Всё это куда более сложные стратегии, сильно отличающиеся от «лучшего продукта и лидерства по издержкам». Формировать такие решения непросто.

 

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ «Современная стратегия: динамика, гибкость, мультисценарность» ИЗ № 4 ЖУРНАЛА «ПРОДУКТ.BY» ЗА 2022 ГОД ЧИТАЙТЕ ПО ПОДПИСКЕ.

Источник: ПРОДУКТ.BY