Запущенная эпизоотологическая обстановка на территории Евросоюза вызывает крайне серьезные опасения у Россельхознадзора.

Сергей Данкверт принял участие в работе круглого стола по вопросам сотрудничества между ассоциациями и государственными ветеринарными службами.

Заседание круглого стола с участием представителей Россельхознадзора и отраслевых ассоциаций круглого стола состоялось в Берлине в рамках мероприятий, связанных с международной агропромышленной выставкой «Зеленая неделя».

В ходе встречи Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт с удовлетворением отметил, что заседания круглого стола на «Зеленой неделе» приняли регулярный характер. Различия в национальных законодательствах стран, участвующих в международной торговле продукцией, поднадзорной государственному ветеринарному надзору, привели деловые круги к осознанию важности тесного сотрудничества с государственными ветеринарными органами для повышения уровня безопасности продукции и обеспечения стабильности торговых операций. Такое сотрудничество позволяет эффективно бороться с незаконным оборотом поднадзорной продукции, устраняя недобросовестную конкуренцию и снижая риски для потребителя.

Говоря о развитии торгово-экономического сотрудничества России и Таможенного союза в целом с Евросоюзом, Сергей Данкверт с сожалением отметил сохраняющийся диспаритет торгового баланса, связанный с дискриминационным подходом Еврокомиссии к требованиям при импорте и экспорте поднадзорных товаров. При этом он заметил, что присоединение России к ВТО позволяет достаточно гибко корректировать некоторые подходы, в частности, использовать принцип гармонизации и зеркального применения мер, применяемых нашими торговыми партнерами по отношению к нам. Основной задачей при этом является содействие развитию деловых отношений со стороны органов государственной власти при сохранении высокого уровня безопасности поступающей в международный торговый оборот продукции. Это весьма непростая задача, принимая во внимание низкую эффективность нынешнего руководства общеевропейской ветеринарной службой и весьма различную эффективность работы ветеринарных служб отдельных стран Евросоюза. Так, руководство ветеринарной службы Германии пять лет не соглашалось с доводами Россельхознадзора, претензиями и предложениями, чтобы лишь сейчас признать правоту. Потеряно пять лет, которые мы могли бы использовать для выстраивания более прочных отношений. С раздробленностью ветеринарной службы Германии связаны ее серьезные неудачи — вспышки заболеваний, опасное загрязнение пищевой продукции. Германская модель в этой связи представляется неэффективной и неоперативной в решении возникающих проблем. Успех же ветеринарной системы Франции обусловлен прежде всего ее вертикальной высоко интегрированной структурой, а также тем, ответственность за принятие тех или иных решений персонализирована. Крайне серьезные опасения Россельхознадзора вызывает запущенная эпизоотологическая обстановка на территории Евросоюза. В короткие сроки, например, болезнь, вызываемая вирусом Шмалленберг, охватила всю территорию Австрии, причем зараженные животные были поставлены в Россию и Казахстан. В некоторых странах Евросоюза отчетливо прослеживается намерение государства переложить заботы о безопасности продукции на плечи бизнеса. Такой подход чреват возникновением новых проблем. Ответственность государства за безопасность стран и их население не может быть отменена. В этой связи вызывает тревогу стремление ветеринарных служб ряда стран формально относиться к выдаче ветеринарных сертификатов, зачастую даже без осмотра груза. Не надо забывать, что это является грубейшим нарушением международного законодательства. Особенно серьезные нарушения допускаются при сертификации кишечного сырья и готовой продукции. В этой связи Россия была вынуждена потребовать от Евросоюза дополнительных гарантий безопасности такой продукции. Надо признать, отметил далее Сергей Данкверт, что российское правительство относится к чаяниям делового сообщества несравненно лояльнее, чем руководство Евросоюза. Ситуация не изменилась и с присоединением России к ВТО. Основным принципом взаимодействия российских контрольно-надзорных органов с аналогичными организациями стран-поставщиков и Евросоюза в целом, является принцип использования эквивалентных мер. Похоже, что руководство Еврокомиссии пока не осознало бесперспективности применения двойных стандартов, отметил он. Высоко оценивая перспективы конструктивного взаимодействия государства и бизнеса в сфере ветеринарии, Сергей Данкверт отметил, что оно будет способствовать процветанию добропорядочного бизнеса и устранению недобросовестной конкуренции, способствуя дальнейшей декриминализации международной торговли.

Представители российских и зарубежных деловых кругов, участвовавших в заседании круглого стола, выразили готовность решать возникающие проблемы совместно с национальными ветеринарными службами своих стран. Торгово-экономические отношения должны строиться на принципах взаимности, подчеркнули они. Глава российской Северо-Западной мясной ассоциации Дмитрий Поздняков отметил, что основной задачей деловых ассоциаций является повышение уровня безопасности мясной продукции, поставляемой на российский рынок. Создание системы взаимодействия национальных деловых объединений с государством позволяет не только оперативно решать возникающие проблемы, но и создает условия для внедрения новой модели эффективного производственного и предэкспортного контроля поднадзорной продукции, предназначенной для рынка России и других стран Таможенного союза. Уже сейчас проводится добровольный негосударственный мониторинг такой продукции на ее соответствие требованиям России и Таможенного союза. Уже сейчас в мониторинге на постоянной основе принимают участие более 120 мясоперерабатывающих и 13 молокоперерабатывающих предприятий. Исследования проводятся по 15 показателям безопасности. При этом эксперты анализируют 57 тысяч результатов исследований в год. Это реально сказалось на безопасности продукции, на что указывает уменьшение случаев выявления опасной продукции, поставляемой участниками проекта, по результатам ее мониторинга Россельхознадзора. Эксперты ассоциаций выезжают на предприятия для их обследования и дачи рекомендаций по усовершенствованию системы безопасности и обеспечения ее соответствия требованиям законодательства России и Таможенного союза. Уже сейчас налажен продуктивный диалог деловых союзов и ассоциаций не только с Россельхознадзором, но и с национальными ветеринарными службами Дании, Литвы, Нидерландов, Италии и Франции. Сотрудничество с ними позволило бизнесу на только повысить уровень безопасности продукции, но и оптимизировать деловые процессы. Президент Голландской мясной ассоциации Йос Геббельс высоко оценил усилия Северо-Западной мясной ассоциации по организации международной программы повышения уровня безопасности продукции, поднадзорной государственному ветеринарному надзору. Луиджи Скордамалья, президент Итальянской мясной ассоциации, отметил что основной метод работы в этом направлении — профилактика, мониторинг и глубокое ознакомление специалистов предприятий с нормами и требованиями России и Таможенного союза. При этом дополнительный контроль ни в коей мере не умаляет значение работы, проводимой национальными государственными ветеринарными службами. Он также обратил внимание участников заседания на то, что следует проявить серьезную заинтересованность в организации поставок поднадзорной продукции из России в Евросоюз, учитывая огромный потенциал российского аграрного производства. Директор Литовской мясной ассоциации Виргиниус Кантаускас отметил, что проведена огромная работа, созданы правила взаимодействия участников процесса, что уже дало положительные результаты.

Выступая на заседании, глава ветеринарной службы Италии Романо Марабелли заметил, что руководство Еврокомиссии должно глубоко осознать, что говоря о взаимодействии европейских стран с Россией, мы говорим об одном континенте, об одних проблемах безопасности, одних болезнях и прочих угрозах и рисках. В этой связи поддержка правительств со стороны бизнеса в создании условий для устойчивого развития стран, участвующих в торговом обмене, приобретает особое значение. Глава ветеринарной службы Дании Пер Хенриксен отметил, что подобной модели конструктивного взаимодействия органов государственной власти и бизнеса для повышения уровня безопасности в международной торговле, до настоящего времени на существовало. Руководитель ветеринарной службы Литвы Йонас Милюс подчеркнул общность многих из существующих проблем, и что максимально эффективное из решение возможно лишь при тесном взаимодействии всех участников процесса — включая ветеринарные службы и деловые круги. Глава ветеринарной службы Франции Жан-Люк Анго подчеркнул, что основной целью совместной программы взаимодействия государственных ветеринарных служб и добропорядочного бизнеса является создание максимально благоприятных условий для развития международной торговли. В этом направлении сделан большой шаг вперед. Основой этой работы является выявление факторов риска, оценка рисков и управление связанной с ними ситуацией.

Источник: foodcontrol.ru