Станет ли Республика Беларусь морской державой: география экспорта

Глобализация привела к тому, что сегодня некоторые страны, не имеющие выхода к морю, владеют торговым флотом.

Как пишет "Народная газета", Беларусь расширяет географию экспорта и поэтому тоже стремится обзавестись грузовыми судами. Как это может быть реализовано на практике и какую выгоду может принести?

Из реки в море

Белорусские корабли сегодня бороздят водную гладь только наших рек, каналов и озер. Около 700 пассажирских и грузовых судов используют примерно две тысячи километров водных путей Днепра, Припяти, Березины, Западной Двины, Сожа, Немана и Днепровско-Бугского канала. Но, наверное, плох тот речник, который не мечтает стать моряком. Тем более что потребность в морских перевозках есть. Беларусь регулярно отправляет экспортные грузы из портов Черного и Балтийского моря, использует для этого суда, принадлежащие другим государствам. Поэтому идея "плавайте на белорусском" родилась не на пустом месте.

"Двойной" проект

Создание морского торгового флота Беларуси можно начать с приобретения двух судов грузоподъемностью по 35 тысяч тонн. Это должны быть суда, бывшие в эксплуатации не более десяти лет и предназначенные для перевозки сухих грузов. Такой инвестиционный проект общей стоимостью около 30 миллионов долларов наша страна собирается предложить на Белорусском инвестиционном форуме, который 17 ноября пройдет в немецком Франкфурте-на-Майне. По оценкам белорусских специалистов, этот проект окупится за восемь-десять лет, ежегодная прибыль может составить примерно 4 миллиона долларов.

Белорусские власти готовы предложить инвесторам налоговые льготы, другие преференции, а также гарантировать загрузку двух судов отечественной экспортной продукцией.

Грузы есть, а флота нет

На морской транспорт в мире приходится, по оценкам экспертов, до 70-80 процентов международных грузовых перевозок. Флоту часто отдают предпочтение из-за сравнительно низкой себестоимости перевозок, большой грузоподъемности и возможности транспортировки на дальние расстояния. Поэтому, например, белорусские удобрения морским путем отправляются в Китай, Индию, Бразилию, "вплавь" до удаленных стран добираются и наши тракторы, грузовики, другая техника.

Много грузов есть, а собственных кораблей нет. "Это влечет за собой зависимость внешней торговли от иностранных судовладельцев", – обращает внимание на проблему заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Александр Шишко.

Как он сообщил, Беларусь еще раньше присоединилась к семнадцати международным торговым соглашениям в области торгового мореплавания. Подписаны договоры с Украиной, Литвой и Латвией о транзите грузов и использовании портовой инфраструктуры. Юридические предпосылки для создания белорусского морфлота есть. "Морские суда не нуждаются в привязке к определенному бассейну и могут использоваться для перевозки грузов в любом регионе мира", – пояснил заместитель министра.

С командой кораблей тоже проблем не должно быть. Минтрансом, по словам Александра Шишко, выдано около 1700 национальных удостоверений личности моряка гражданам Беларуси, работающим на судах иностранных компаний, что позволит при создании национального морского торгового флота обеспечить его потребности в специалистах. Кроме того граждан нашей страны по морским специальностям можно готовить, например, в Санкт-петербургской государственной морской академии, с которой есть предварительная договоренность.

Все упирается в необходимость привлечения значительных инвестиций. "Но главным условием участия инвесторов в проектах приобретения морских судов является обеспечение этих судов гарантированной грузовой базой перевозок, – объясняет Александр Шишко. – Однако основные белорусские экспортеры, в компетенции которых находится принятие решений по данному вопросу, занимают в отношении его урегулирования пока пассивную позицию".

Кризисный минус

Решать, создавать собственный флот или фрахтовать чужие суда, объясняет экономист Сергей Чалый, это все равно, что выбирать – купить квартиру или снимать. И в том и во втором случае нужно оценивать свои финансовые возможности, подсчитывать выгоду.

Перевозить белорусские экспортные грузы – это только полдела. Чтобы использовать собственный корабль с выгодой, нужно позаботиться о том, чтобы назад судно возвращалось тоже загруженным.

Конкуренция же на рынке морских перевозок сейчас высока, найти клиентов не так-то просто. К тому же в разгар мирового экономического кризиса тарифы на фрахт судов упали. С учетом этого некоторые, например, использовали нефтяные танкеры как плавучие склады. Какие будут расценки в дальнейшем, точно сказать невозможно. А именно от этого в значительной степени зависит интерес зарубежных инвесторов к созданию белорусского торгового флота.

Швейцарский пример

В мире сейчас, по некоторым оценкам, используется около 17 тысяч грузовых морских судов. Их владельцами являются представители более 100 государств. Одни суда ходят под флагами страны-владельца, другие – под удобными и выгодными с точки зрения налогов флагами Панамы, Либерии, других государств.

Есть среди них и страны, не имеющие собственного морского побережья. Удачный опыт такой деятельности имеет Швейцария. Частная судоходная фирма MSC основана в 1970 году. Всего за четыре неполных десятилетия предприятие превратилось из обычного мелкого судового оператора в одну из ведущих мировых судоходных компаний. Сейчас в ее управлении около 400 судов.

"Создание национального морского торгового флота будет способствовать росту транзитного потенциала Беларуси как коридора между Россией, другими странами СНГ и Евросоюзом", – замминистра Александр Шишко предлагает смотреть на перспективы шире. Благодаря флоту больше заказов, в том числе зарубежных, могут получить и наши железнодорожные, авто- и авиаперевозчики. А это дополнительный доход и новые рабочие места.

Кстати

Какие еще проекты Беларусь представит во Франкфурте-на-Майне?

Более 100 инвестиционных проектов будет представлено 17 ноября в немецком Франкфурте-на-Майне, крупнейшем мировом финансовом центре, на Белорусском инвестиционном форуме. Среди бизнес-проектов широкий спектр предложений – от энергетики до пищевой промышленности, от производства стройматериалов до создания ипподрома, возведения гостиниц, развития туристической и транспортно-логистической инфраструктуры.

Участниками форума, как предполагается, станут около полутысячи экспертов, в том числе примерно 350 представителей зарубежных компаний. Предыдущий форум, прошедший в Лондоне два года назад, позволил привлечь внимание к нашей стране. От новой встречи организаторы ожидают наращивания иностранных инвестиций и реализации новых масштабных проектов.