Российская Федерация: на что нужно делать ставку?

Nielsen исследовала перспективы дальнейшего развития российского потребрынка и ритейла.

Преодолеть экономическую рецессию в России оказалось не так просто. Розничные продажи товаров повседневного спроса показали позитивную динамику лишь в последнем квартале 2010 года, — на 0,4% в объемном выражении — впервые с начала кризиса 2008 г. (в городах России с населением свыше 10 тыс. человек, октябрь-ноябрь 2010 vs октябрь-ноябрь 2009), информирует Upakovano.ru.

Международная компания Nielsen (The Nielsen Company) исследовала перспективы дальнейшего восстановления потребительского спроса в условиях роста продовольственной инфляции и самые продуктивные стратегии роста для брендов и розничных сетей в России.

«Впервые осторожный оптимизм россиян нашел свое отражение в восстановлении продаж FMCG-рынка, — комментирует Дуайт Уотсон, управляющий директор Nielsen в странах Северо-Восточной Европы. — Сегодня самое время воспользоваться возможностями, которые открываются на российском рынке, но следует трезво оценивать новые вызовы, такие как растущая продовольственная инфляция, новые рациональные привычки потребления россиян, и учитывать уникальность рынка».

Российский рынок: уникальность и потенциал

Результаты исследований Nielsen показывают, что Россия сочетает в себе черты развитых и развивающихся рынков: она характеризуется сравнительно высоким уровнем дохода потребителей и быстрым появлением инноваций — как зрелый рынок, и обладает хорошим потенциалом роста — как молодой.

Перспективы роста российского рынка подкрепляются пока еще высокой долей молодежи среди потребителей — до 40% из них составляют люди в возрасте до 30 лет, в то время, как среднеевропейский уровень составляет лишь 27%. Эта категория потребителей является самой интересной для активации брендов в ближайшие 10 лет, поскольку здесь можно ожидать постепенное увеличение объемов спроса с ростом благосостояния.этой группы.в будущем.

Высокая склонность к сбережениям, которую сейчас демонстрируют все возрастные группы российских потребителей, также представляет собой потенциальную возможность для роста: накопленные средства могут стать важной частью прироста платежеспособного спроса.

После кризиса россияне стали более рациональными в своем покупательском поведении, и чувствительность к промо-акциям существенно выросла, что в будущем может стать важнейшим инструментом для активизации спроса. По данным исследований Nielsen, в 2010 году 64% потребителей демонстрировали активную заинтересованность в промо-акциях.

Новинки — еще один фактор роста на российском рынке сегодня и в будущем. В 2010 на полках торговых точек в городской России на их долю приходилось 20% товарных позиций.

Самого значительного успеха добиваются в России бренды, которые активно развивают дистрибуцию.

«Несмотря на изменения в конъюнктуре рынка, Россия по-прежнему остается страной с чрезвычайной фрагметированностью торговых сетей и сложностями в системе дистрибуции, вызванными географическими и климатическими факторами, — говорит Илона Лепп, Директор по развитию бизнеса Nielsen в Северо-Восточной Европе. — Сегодня знаковый успех среди торговых сетей принадлежит именно тем компаниям, которые инвестировали в региональную экспансию. Среди производителей наибольшего роста продаж и доли добились те, кто наращивали дистрибуцию за пределами Москвы, Санкт-Петербурга, и других крупных городов».

Среди каналов дистрибуции флагманом по-прежнему остаются небольшие супермаркеты, доля которых среди магазинов современного смешанного формата выросла с 19% в 2008 году до 22, 44% в 2010 году. И наибольшим потенциалом для роста обладают города второго эшелона. Общее же количество магазинов современного формата за пределами 24 крупных городов выросло на 49% — за период с 2007 по 2010 годы.

В крупных городах в ближайшие несколько лет можно ожидать роста количества гипермаркетов. Пока же уровень концентрации этих магазинов остается невысоким. На миллион жителей Москвы приходится 3 гипермаркета, Нижнего Новгорода — 7, в Санкт-Петербурге — 10. В Европе — 14 гипермаркетов.

Другая яркая тенденция и возможность для роста брендов — рост количества специализированных магазинов как Москве и Санкт-Петербурге, так и за пределами обеих столиц: Так, число магазинов товаров для животных выросло в 2010 году на 19%, булочных — на 22%, а магазинов детских товаров — на 23% (по сравнению с 2009).

«Устойчивый рост магазинов-специалистов говорит о том, что наряду с хорошей ценой, которую ищут рациональные потребители сегодня, важным для многих остается так называемый shopping experience — атмосфера, сервис, разнообразный ассортимент, включая премиальные товары. Большинство FMCG-сетей масс-маркет сегмента удовлетворить этой потребность не могут».

Наряду со «специалистами», традиционная торговля остается сегодня и в будущем чрезвычайно важным каналом для развития дистрибуции, что неудивительно: в городской России, по данным Nielsen, насчитывается сегодня свыше 385,5 тыс. традиционных магазинов и магазинов-специалистов.

Ожидается дальнейший рост гипермаркетов, на сегодняшний день их концентрация незначительна даже в основных городах России (для сравнения: среднее число гипермаркетов в Европе — 14):

Санкт-Петербург — 10 гипермаркетов, Екатеринбург — 8, Нижний Новгород — 7, Челябинск — 6, Казань — 5, Новосибирск — 5, Ростов-на-Дону — 5, Волгоград — 4, Омск — 4, Самара — 4, Москва — 3, Уфа — 3, Московская облость — 2, Пермь — 2 гипермаркета.