РБ: как приспособить бизнес для сельской жизни

Какой бизнес может стать урожайным в белорусском селе?

Чтобы сельские регионы не теряли самую продвинутую рабочую силу, деревне необходимо предоставить альтернативный сельскому хозяйству вид экономической деятельности, пишет "Завтра твоей страны".

Сельская местность не должна замыкаться на развитии сельскохозяйственного производства, убежден Эдуард Войтехович, один из создателей первого в Беларуси Центра развития сельского предпринимательства в деревне Комарово. Он считает, что самое правильное и самое используемое во всем мире, особенно в Европе – это развитие малого бизнеса на селе.

-- Он может дать доходы конкретным людям и развивать регион в целом, -- утверждает Эдуард Войтехович.

По мнению координатора образовательных программ Западно-Украинского ресурсного центра Левко Довгана, чтобы развивать предпринимательство на селе, нужна компоновка разных типов бизнеса.

-- От предпринимателя, у которого есть ресторанчик или усадьба на селе, ждут совсем иного, нежели от бизнесмена, который в большом городе может себе позволить быть узко профилированным. Когда потребитель приезжает в село, он ожидает, что человек, который накормит его обедом в ресторане – не просто принесет после того счет, но и расскажет что-то о селе, о рецепте приготовления блюда, о том, что можно посмотреть в окрестностях. Хотя изначально человек зашел просто поесть, -- подчеркивает Левко Довган.

Но в Беларуси народ до сих пор относится к предпринимателям с опаской, считая их спекулянтами. Среди деревенских жителей этот стереотип еще более живуч. Присутствие предпринимателя в сельской местности и в Украине, по словам Левко Довгана, пока воспринимается окружающими настороженно.

-- Вот село в Ивано-Франковской области. Живут люди, держат свои огороды. Некий бизнесмен, выходец из этого района, построил гостиницу, ведет очень честный бизнес. Но никак не может наладить с местными людьми товарно-денежные отношения. Они его воспринимают как своего, -- приводит пример украинский эксперт. – Понадобилась предпринимателю свежая петрушка. А местные ему и говорят: «От вас брать деньги – никогда!». Он в ответ: «Это же не мне, а для бизнеса. Я вам заплачу». А они продавать не хотят. И вместо того, чтобы люди по соседству выращивали для него эту зелень и сами зарабатывали за счет его предпринимательской жилки, он ездит за петрушкой за 30 километров в райцентр на рынок.

Главное – перспектива и простота -- Предпринимательство в виде сферы услуг – предоставление услуг по ночлегу, питание, проведение экскурсий, организация аттракций -- очень даже совместимо с укладом сельской жизни. Это однозначно можно развивать, -- убежден Левко Довган.

Все перечисленные услуги рассчитаны на внешнего потребителя, который приедет из города. С другой стороны, местные жители отправляются в райцентр, если надо обувь починить или бытовую аппаратуру. Значит, сфера услуг на селе – еще один вариант приложения сил предпринимателей.

Государственных магазинов в украинских селах уже не осталось. Максимум --потребкооперация. В основном все магазины – это уже инициатива местных жителей. Бары, кафе есть в каждом селе.

-- Кроме того, я думаю, что для развития деревни важен и весь спектр услуг, которые вертятся вокруг зеленого туризма – тут тебе и рыбалка, и экскурсии на животноводческую ферму, и продажа лечебных растений, выращивание и продажа органических продуктов, апитерапия. На все на это есть спрос. И это надо развивать, -- советует белорусам украинский эксперт.

Общей проблемой для Беларуси и Украины он называет то, что люди не видят перспективы, как своего бизнеса, так и «вмонтирования» его в жизнь села, в общую стратегию развития региона. А если нет стратегии, тогда трудно говорить о видении.

-- Я считаю, что это очень важно, потому что если человек знает, чего он хочет добиться, на какие показатели хочет выйти, какие дополнительные услуги хочет предоставлять и как это увязать с тем, что делается в селе и в регионе, намного легче планировать, находить возможности оказания новых услуг, -- поясняет Левко Довган.

Человек, который хочет начать предпринимательскую деятельность в Украине, регистрируется в органе самоуправления. Это довольно простая процедура. Она занимает совсем не много времени. Потом надо зарегистрироваться в налоговой инспекции. И если деятельность не требует особого лицензирования, можно начинать работать.

-- Система отчетности очень простая – предприниматель отчитывается перед налоговой инспекцией раз в квартал: пишет сумму поступлений и сумму налогов, которые уплатил в этом квартале. Кассовый аппарат не нужен. Те, кто продает какие-то товары, ведут еще книгу учета. Вот и вся бухгалтерия, -- рассказывает Левко Довган.

Эта схема работает в случае, если годовой доход предпринимателя не превышает полумиллиона гривен – это 50 тысяч евро. В ином случае предприниматель должен регистрировать свою фирму.

Такой упрощенный механизм позволяет вести бизнес даже человеку, не имеющему навыков и специального образования. Бухгалтер не нужен, потому что каждый, кто умеет считать, может вести такую деятельность. Так что открыть магазин, парикмахерскую или мастерскую – это не проблема.

А самый необычный вид бизнеса в украинском селе – это ритуальные услуги -- всем, что связано с похоронами, занимаются частные предприниматели.