Пошли навстречу клиенту…

Обращение генерального директора ЗАО «Холодон» В. Е. Луконина

Все знают прописную истину: «Своевременность и быстрота — залог успешного бизнеса». Однако так ли это в реалиях белорусской жизни? Хотелось бы рассказать поучительную историю, произошедшую с нами не так давно и имеющую продолжение в настоящее время.

Предыстория такова. В марте 2008 года между ЗАО «Холодон» и ОДО «Альтернативная экономика» (г. Могилев) был заключен договор на техническое обслуживание и ремонт торгового холодильного оборудования в сети магазинов «Квартал» (г. Бобруйск). На протяжении всего года наши специалисты на основании договора и УСТНЫХ заявок добросовестно выполняли свои обязательства: ремонтировали оборудование, проводили текущее обслуживание в магазинах Бобруйска.

По окончании работ заказчику были переданы все акты сдачи-приемки с подписями заведующих магазинами и представителя заказчика в Бобруйске. Однако заказчик акты не подписал, факт выполнения нами работ признать отказался и денег не заплатил, мотивируя тем, что письменных заявок они нам не направляли. Конечно, на «Холодоне» работают высококвалифицированные специалисты, которые легко определяют причину поломки, но предугадать дату выхода из строя оборудования, более того, приехать в тот же день они не в состоянии! Это скорее относится к оракулам, а не к ремонтникам.

В поисках правды мы направили иск о взыскании с заказчика сложившейся задолженности в хозяйственный суд. Однако и в суде заказчик продолжал отрицать факт выполнения нами работ, более того, упрекнул нас в намерении получить деньги за «несуществующую» работу. Выслушав обе стороны, суд вынес постановление о передаче материалов в правоохранительные органы для дополнительного расследования.

В ходе проверки было установлено, что ремонт «имеет место быть». Это подтвердили и заведующие магазинами, и представитель заказчика в Бобруйске, которые звонили нам и умоляли отремонтировать их холодильники, а после оказания нами услуг и подписи на актах поставили.

Однако этого оказалось недостаточно. Заказчик выдвинул новые доводы: «Мы, дескать, о ремонте не просили, письменных заявок не оформляли, а говорить и просить можно о чем угодно, это только звуки». И неважно, что холодильник не работает, товары портятся, лишь бы «бумаги» были представлены.

Не зря говорят: торопись медленно. Вроде и добро людям сделали, по первому требованию проводили ремонт оборудования, спасали товар и магазины от убытков, а обернулось это нам задолженностью в 20 млн рублей. И все потому, что не потратили заведующие магазинами лишнее время на бумажную волокиту: оформление письменной заявки, визирование ее у директора. Хотя… холод не требует промедления. Мороженое не будет дожидаться, пока кто-то, находящийся за 100 километров, согласует заявку, оно просто растает и из лакомства превратится в липкую жижу.

И хотя у суда не возникло сомнений в том, что «Холодон» действительно оказывал услуги, но в иске о взыскании денег отказал.

Прав был Остап Бендер, восклицая: «Утром деньги — вечером стулья, вечером деньги — утром стулья». Мы, к сожалению, забыли эту простую формулу. Желая помочь клиенту, приезжая по первому звонку продавцов, трудясь даже в нерабочее время, ночью, мы, как выяснилось, поступали себе во вред. Что тут добавить? Добро наказуемо.

Мы, конечно, не сильно пострадали от этого надуманного недоверия со стороны заказчика, однако хотелось бы верить, что подобный казус больше не повторится, хотя бы потому, что специалистам было строго-настрого запрещено проводить какие-либо работы без письменной заявки. Правда, непонятно, кому это во вред — нам или предприятиям, у которых внезапно вышло из строя холодильное оборудование и порченный товар приносит убытки в десятки тысяч, а то и миллионов рублей.