От шоколадки — «До дивана»

В Интернете открылся новый гипермаркет — онлайн-магазин, в котором можно купить все

24 декабря в Интернете открылся новый гипермаркет — онлайн-магазин, в котором можно купить все: от шоколадки до боксерской груши. Сумеет ли амбициозный проект изменить лик белорусской продовольственной розницы?

Накануне открытия мы пообщались с директором компании «Данна Инвест» Андреем ПОКРОВСКИМ.

Александр ВЛАДЫКО

— Андрей Иванович, у скептиков всегда найдутся аргументы, например: рано рассматривать Интернет как основной и единственный канал ведения бизнеса. Более того, идея онлайн-торговли, мягко скажем, не революционная. Что нового предлагаете вы? — Вы правы лишь отчасти. В Беларуси пока нет крупного, организованного продавца. Есть мелкие предприниматели. А говорить о перспективах этого направления, основываясь на опыте небольших и бессистемных попыток, я бы не стал. Тем более что я вообще не вижу конкурентной среды в онлайн-торговле продуктами питания.— Поставки продуктов из действующих гипермаркетов… — …это зависимые каналы, медленные, не обладающие нужным уровнем сервиса и т. д. В общем, до нас все упиралось в нежелание или невозможность вкладывать в этот бизнес большие деньги.— Рискну спросить, о какой сумме денег идет речь? — Стоимость проекта измеряется миллионами долларов. Проект финансируется за счет частных иностранных инвестиций. Инвестирование рассчитано на 5 лет.— Можно ли говорить, что в Беларуси вы копируете чью-то модель? — Нет, здесь мы все делали с нуля, в том числе и регистрировали новую компанию. Но благодаря высококвалифицированному персоналу с большим опытом работы в розничной торговле, мы с большим оптимизмом смотрим в будущее.— Во время старта аналогичных проектов в России еще в первой половине «нулевых» годов приходилось слышать: продовольственный онлайн развивается медленно, людям нужно ходить в магазины и трогать продукты руками и т. д. Или тогда компании просто пытались отвлечь внимание конкурентов на другие рынки? — Не знаю, можно ли вообще говорить о бурном развитии онлайн-торговли в начале 2000-го, ведь в то время сам доступ в глобальную сеть был для большинства роскошью. Но сегодня «Утконос» (российский лидер по продаже и доставке продуктов питания в Интернете) в России — очень крупная, известная и уважаемая компания. Огромное количество онлайн-продовольственных магазинов работает в США. Я не вижу причин, по которым мы не найдем потребителей нашей услуги в Беларуси.— Перечислите, пожалуйста, модели, при которых человек обратится в ваш гипермаркет? — Мы рассчитываем на тех, кто ценит свое время, деньги и комфорт — зачем платить за дорогу и тратить время на очередь? Ребята, ленитесь, есть более приятные способы провести время. Но есть и уникальные сервисы, которые мы готовы предоставить. Например, для студентов, точнее, для их родителей: молодые люди приезжают в Минск учиться, не всегда обладают навыком планирования бюджета, экономят обычно на еде. В таком случае родители всегда могут заказать все необходимое для своих детей. Молодые мамы, например. Сколько у них есть времени, чтобы сходить в магазин? Полчаса, пока ребенок спит. Сделайте заказ — и занимайтесь домашними делами. Многие не могут ходить в магазин по физическим причинам (пожилые, люди с ограниченными возможностями). Пожалуйста, звоните в наш call-центр и заказывайте все, что необходимо, по телефону.— Как будете принимать оплату? — У каждого водителя есть кассовый аппарат и терминал для приема платежа по пластиковой карте.— Расскажите о своем РЦ. Ведь от его объема, месторасположения зависит многое, так? — Наш РЦ, площадью 3000 м2, которые легко трансформируются в 6 тысяч, находится в центре города, — Каковы условия доставки? — Доставлять покупки мы будет круглосуточно. Срок доставки — в течение трех часов. При заказе от 50 тысяч рублей — бесплатно. Пока что доставка осуществляется в границах Минска и ближайших поселков-спутников, таких, как Боровляны, Тарасово и прочие. Для своевременной доставки мы купили полсотни новых автомобилей, оснащенных всем необходимым, даже условиями для перевозки замороженных продуктов. — Есть какие-нибудь ограничения для онлайн-торговли относительно привычной, физической формы. — Мы стартуем с ассортимента, равного 15–16 тысячам SKU: от пачки соли до сложной бытовой техники. Будет и хлеб, и молоко. Не будет свежего нефасованного мяса. Но это не законодательное ограничение, а наш пессимизм относительно онлайн-продаж этого продукта. В наших планах есть и собственное производство, и строительство пекарни. Что касается законодательных ограничений, то они такие же, как и для обычных магазинов.— Что говорят ваши товароведы, работавшие прежде в обычных магазинах: в чем особенности формирования ассортимента? — Он должен быть отшлифован. В онлайн-магазине не проходят схемы с выкладкой и прочими хитростями по повышению продаж — покупатель голосует рублем. Если продукт не продается, то смысла продвигать его через нашу площадку нет. Все — как на рынке.— Как отреагировали поставщики на вашу идею? — Я хочу сказать им спасибо за то, что они прониклись. По крайней мере, большинство поставщиков в республике стали нашими партнерами. К тому же на хороших условиях. Многие компании пошли нам на встречу. Но были, конечно, и те, которые пока решили подождать и посмотреть, что получится. Мне понятен их здоровый скептицизм. Кто прав из нас, покажет время.— Какой будет политика цен? — Цены будут чуть ниже, чем в большинстве магазинов — на уровне гипермаркетов. В принципе задачи удивить ценой мы перед собой не ставили.— Любопытно, что параллельно вы открываете три физических магазина. Это страховка, чтобы уверенно стоять на двух ногах? — Нет, это еще одно направление бизнеса — магазины «До дивана» мы открываем в спальных районах.

— Спасибо за интервью. Удачи вашему проекту!