А не переформатировать ли нам выставки: мнение

Эксперт журнала "Продукт.BY" о том, как (развивать) сворачивать данный процесс.

По поводу специализированных выставок специалисты разных уровней все чаще высказываются в достаточно пессимистичном тоне: мол, они стремительно теряют свою актуальность (во всяком случае — белорусские, где все уже друг друга давно знают). В то же время лишать потенциальных партнеров возможности хотя бы пару раз в год встретиться на такого рода форуме также не кажется нам правильным. Другое дело, что цена вопроса подобных встреч явно завышена. Есть свое мнение по поводу того, как развивать (сворачивать) данный процесс, у одного из экспертов нашего издания — Юрия Воскресенского, депутата Минского городского Совета депутатов, коммерческого директора ЧТУП «Биарком».

Встреча на «Одноклассниках» Отечественные выставки (в их классическом понимании) как мероприятия по проведению презентаций предприятий и новых продуктов, работ, услуг, поиску клиентуры и деловых партнеров, расширению сферы сбыта давно изжили себя. Ныне они напоминают встречи выпускников. Все знают друг про друга, изменений во внешности с последней встречи практически нет, кто с кем подружился в школе/вузе — тот с тем и общается. И при этом у каждого есть необновляемая уже полгода-год страничка в «Одноклассниках». Что-то показать оригинальное как-то не принято, да и нет желания. Так, пожали руки, поцеловались в щеки, выпили чаю и разошлись.

Не правда ли, нечто подобное сегодня происходит на наших «выставках достижений»? Производители и потребители — одни и те же, продукция обновляется в рабочем порядке и презентуется на самих предприятиях в межвыставочный период, систему скидок каждый знает наизусть, договора и те не продлишь, так как они уже автоматически пролонгируются. Является ли это спецификой отдельно взятой небольшой страны с небольшой численностью населения? Думаю, что лишь отчасти.

Появляется ощущение, что на этом участке пришло время применить административный ресурс — с целью активизации и модернизации выставочной деятельности в стране. Мне на память приходит знаковая инициатива руководства Министерства экономики Республики Беларусь, которое жестко потребовало от предприятий преобразовываться в ОАО с целью активизации фондового рынка Беларуси. В самом деле, эти меры обеспечили результат.

В случае с выставками такую роль на себя может взять Министерство торговли. Естественно, не обойдется в этом процессе без инициативы организаторов и устроителей выставок. Добавив к административным рычагам немного креатива, мы и получим современный и своевременный «переформат» выставок.

Несколько ходов Рискну предложить несколько последовательных вариантов развития сюжета. Если угодно, это попытка заглянуть в будущее.

*Разумно будет обязать государственные предприятия и попутно рекомендовать частным представлять свои новинки только на крупных выставках (они проходят у нас два раза в год). Исключения могут носить только товары взрывного спроса, требующие мгновенной реакции производителей. В качестве примера можно назвать препарат «Арпетол» в разгар эпидемии гриппа в прошлом году. Но для нашего продовольственного рынка таких товаров по сути уже не существует.

*По договорам, подписанным в ходе проведения выставки, покупателям могут быть предоставлены дополнительный процент скидки на продукцию либо большая отсрочка платежа. *Производителям, учреждениям, организациям, принимающим участие в выставке, можно дать право включать в себестоимость продукции, работ, услуг все понесенные ими расходы в ходе проведения выставки. Без всякого лимита.

*Розыгрыш обязательных серьезных призов от участников гарантирует наплыв посетителей со всей страны.

*За счет принимающей стороны на выставку разумно приглашать предприятие-лидера отрасли европейского уровня. Достаточно будет, если предприятие развернет стенд, проведет презентацию, пресс-конференцию, семинар (на выбор).

*Предприятия с ликвидной продукцией, которым и без выставок хватает клиентов, могут проводить в рамках выставочного формата открытый аукцион (на право стать его дилером, дистрибьютором: скажем, на один год). Этот ход принесет дополнительный доход предприятию и станет дополнительной мерой профилактики возможной коррупции. *По итогам выставки стоит проводить локальный концерт мастеров белорусской и зарубежной культуры. По возможности на территории объекта, зарекомендовавшего себя лидером. Полагаем, средств на такое мероприятие у организаторов, да и у тех же потенциальных лидеров, должно хватить. Хотя последний пункт сугубо факультативный. От него веет чем-то патриархальным. В памяти встают фильмы «Кубанские казаки», помпезная ВДНХ и т. д.

Резюме Если наши выставки не будут развиваться, застой неизбежен. Да он уже наблюдается. Чем еще объяснить отсутствие на «Продэкспо-2010» ряда лидеров мясной и молочной отрасли, слабый интерес крупных розничных сетей?.. Странным также представляется проведение с временным промежутком в месяц минских выставок «Продэкспо» и «Белпродукт».

Все это понимают, давно об этом говорят и пишут. Но организаторы действуют по принципу: «А Васька слушает да ест».

В любом случае, переформатирование специализированных выставок нам необходимо. Этот процесс вполне способен превратить Минск когда-нибудь в европейский Шанхай. Если это нам, конечно, нужно.