Литва может. А нам слабо?
- 25.10.2015 03:00
С 21 по 24 сентября в Вильнюсе проходил Всемирный молочный конгресс, организованный Всемирной молочной федерацией (IDF). Нам важно понимать, что по соседству с Беларусью проходят мероприятия, способные повлиять на расклад сил для молочного рынка планеты Земля… И если у нашей страны есть желание играть серьезную роль на этом направлении, необходимо задумываться о проведении мероприятий такого уровня. И не просто задумываться.
На конгресс в Вильнюсе собрались около 1200 специалистов молочной отрасли более чем из 50 стран мира. Перспективы развития молочного животноводства во время открытия форума оценил генеральный директор IDF Нико ван Белзен. «Если во всех странах мира потребление молока достигнет того уровня, который сейчас есть в странах ЕС, то мировой объем производства необходимо будет утроить», — заметил он.
По заверению Вероники Пайлет (CNIEL, Франция), ежегодный прирост потребления молока в мире ожидается на уровне 2,2 %, и так вплоть до 2024 года.
Китайские вехи для всего мира
В ходе работы форума была озвучена следующая информация: сегодня сильное влияние на мировой молочный рынок оказывает Китай (впрочем, как и на многие другие рынки). Рост потребления молока в Поднебесной, внутреннее производство этого продукта и темпы импорта колеблются. Например, в период с 2000 по 2013 год совокупный темп годового роста (CAGR) молочного рынка Китая превысил 25 %. Хотя во многих других странах он не достиг и 1 %.
Но что особо значимо для всего мирового молочного рынка — в Китае высочайший уровень роста был достигнут и в молочном импорте. Например, импорт СЦМ вырос с 22 000 тонн в 2000 году до 235 000 тонн в 2013-м, а импорт СОМ — с 51 000 до 619 000 тонн за тот же период. Неудивительно, что изменения на китайском молочном рынке продолжат оказывать влияние на мировую индустрию.
О мировых падениях, нехватке и стратегиях
О падении мировых цен на молоко в 2015 году в среднем на 50 % сообщил Торстен Хемме — директор Международной сети сравнительного анализа фермерских хозяйств (International Farm Comparison Network, IFCN). В то же время спикер отметил рост производства молока за последнее десятилетие во всем мире.
По прогнозам CAGR (комплексный годовой коэффициент роста), потребление белого молока за период с 2013 по 2016 год будет расти в среднем на 1,8 % в год — с 212 млрд до 223 млрд литров в итоге. Тем самым показатель, наблюдаемый с 2010-го по 2013-й, будет превышен на 1,2 %.
Тем не менее растущий спрос на молоко в Индии, Китае, странах Ближнего Востока и Африки вряд ли будет локально удовлетворен. По прогнозам экспертов, производство на этих рынках увеличивается медленными темпами. Более того, поставки из традиционных стран-экспортеров молока в течение следующего десятилетия не смогут поспевать за растущим спросом на молочную продукцию. В итоге разрыв между спросом и предложением может вырасти. Так что стратегия Беларуси, направленная на увеличение производства молока, находится в тренде, как модно нынче говорить.
В данный период молочные компании продолжат использовать основные возможности для своего роста. Тем не менее рост спроса на здоровые, питательные и «удобные» продукты вместе с сокращением поставок и впоследствии увеличением стоимости четко указывает: необходимо развивать инновации в производстве данной продукции.
Белорусский посыл
В сессии «Маркетинговые вызовы» выступил начальник Главного управления ВЭД Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Алексей Богданов с презентацией «Экспортный потенциал Республики Беларусь в молочной отрасли». На эту тему «Продукт.BY» писал неоднократно. Поэтому в данном случае мы будем предельно лаконичны. (Кстати, по оценкам IDF, Беларусь занимает пятое место в мире по экспорту молока и молочной продукции.)
Докладчик охарактеризовал поступательное развитие молочной отрасли в нашей стране, описал текущее состояние и перспективы белорусского молочного экспорта, а также призвал инвестировать в развитие молочной индустрии Республики Беларусь. Кроме того, он кратко разъяснил позицию нашей страны в отношении продовольственного эмбарго Российской Федерации, выразив следующее мнение: Беларусь выполнила свои обязательства по обеспечению продовольственной безопасности Союзного государства, организовав бесперебойные поставки молочной и иной продовольственной продукции на рынок РФ. На вопрос из зала о перспективах белорусского экспорта в случае отмены эмбарго он подчеркнул: Беларусь не намерена отдавать свои рынки сбыта и будет бороться за них всеми доступными маркетинговыми средствами. Разумеется, цивилизованными.
Наконец, Алексей Богданов провел переговоры с генеральным директором IDF г-ном Нико ван Бельзеном на предмет вхождения нашей страны в состав этой представительной организации. Было принято решение рассмотреть данный вопрос в ноябре на основании представленных IDF документов. Решение будет приниматься руководством Минсельхозпрода.
Пути вступления и личный взгляд
Но уже сейчас можно сказать: Беларусь заинтересована подключиться к данному процессу и участвовать в работе объединения, куда входят 80 % переработчиков молока со всего мира. Есть вопросы технического характера. Мы говорим о специфике вступления в IDF. Страны входят туда либо частными национальными молочными союзами (которого у нас нет), либо министерствами. По второму пути пошла Литва. Логично предположить, что это и будет наш путь в данное сообщество. Один из мировых лидеров молочного экспорта не должен более вариться в собственном соку. Это, как если бы сборная Беларуси по футболу играла сугубо на первенство Шабанов, если использовать спортивную стилистику.
Кроме того, хочется вернуться в самое начало публикации. Для того, чтобы уверенно чувствовать себя на внешних рынках (в сфере поставок того же молока), Беларуси необходимо организовывать и проводить у себя крупные международные мероприятия для производителей, продавцов, маркетологов, авторитетных экспертов. Именно так можно расширять круги общения с зарубежными партнерами и повышать пресловутый экспортный потенциал.
Кстати, наш журнал системно работает в данном направлении с 2014 года и находит поддержку и понимание у Минсельхозпрода.
И последнее
Если вкратце озвучить итоги конференции в Вильнюсе, то они следующие: рост мирового потребления молока и молочной продукции, уверенно прогнозируемый на ближайшие годы, дает все основания национальную стратегию развития молочной отрасли до 2020 года считать верной. Это — стратегически. Если говорить о тактических результатах нашего участия в сентябрьском форуме, то они вкратце таковы: главное управление ВЭД Минсельхозпрода оперативно изучит вопрос о целесообразности участия Республики Беларусь в качестве полноправного члена IDF. В то же время ЗАО «Мясо-молочная компания» проработает вопрос о перспективах создания совместного предприятия на территории Литвы. Возможная цель — организация экспорта в третьи страны, привлечение европейских кредитов для обеспечения новых внешнеэкономических сделок.