«Дорогие друзья, давайте друг друга не обманывать»
- 27.04.2017 10:19
Международный форум «Беларусь аграрная» стал реальной дискуссионной площадкой, на которой рассматривались вопросы растениеводства, в том числе и картофелеводства. Начальник Главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей БОГДАНОВ откровенно призвал присутствовавших на форуме картофелеводов «не обманывать друг друга». «Самообеспеченность картофелем — это хорошо, но мы должны думать об инновациях», — заявил Богданов.
Главный начальник управления отметил, что цифра 106,5 % в самообеспеченности картофелем — достаточно высокий уровень в растениеводстве. Однако, оценивая ключевые позиции, радоваться особенно нечему. «Если в 2015 году экспортировали 3,2 тысячи тонн семенного картофеля, то в 2016-м — уже 2,3. Мы скатились до уровня 2012 года! Прошлый год — это уровень 2012-го! — не скрывал эмоций Алексей Богданов. — Необходимо заострять на этом внимание, продвигать нашу селекцию не только в России, но и в мире, бороться за ее авторитет на мировой арене».
Алексей Богданов рассказал, как несколько месяцев назад вместе с министром сельского хозяйства и продовольствия побывал на Сахалине, куда экспортируется белорусский семенной картофель: «Довольны! 400–450 центнеров с гектара! Еще больше хотят закупить нашего картофеля!»
Генеральный директор ассоциации «Белинвест-Агро» Александр ЯРОХОВИЧ отметил, что если на рынке продовольственного картофеля конкуренция высокая, то на рынке семенного картофеля «она выше раз в пять». «... Россия экспортирует 25 тысяч тонн семенного картофеля из Голландии, Германии и других стран. Поэтому за один год перестроиться на большие объемы экспорта семенного картофеля нам сложновато будет».
Но, оптимистично добавил Ярохович, «вода камень точит»: «Пусть смотрят, пусть сравнивают — через два года придет понимание того, что нужно покупать картофель не по 1,5 тысячи евро за тонну, а достаточно заплатить 500–600 евро за тонну белорусского картофеля и получить точно такой же результат, и при этом быть богаче».
Алексей Богданов не поддержал оптимистические настроения генерального директора «Белинвест-Агро»: «Нужен активный, агрессивный маркетинг. Попробуют, распробуют… Ничего не будет! По-прежнему будут покупать голландский картофель, если мы не станем продвигать свою! Три позиции: качество, стабильность поставки и продвижение на внешних рынках. Иначе картофель не пойдет. Ну что мне вам рассказывать — вы сами знаете, что наших людей на выставку не вытащить. Мол, я и так в Россию продам картофель, чего ради буду тратить деньги и на выставки ездить. И не отпускают специалистов! И так везде! Активный маркетинг нужен!»
Актуальная тема по семенному картофелю была позже затронута на специальной секции форума, посвященной картофелеводству. Как сказал Ярохович, «мне очень обидно, что на рынке семенного картофеля встречаются мошенники и проходимцы, которые покупают 20 тонн элитной продукции, а потом по этим документам продают 2000 тонн продукции! А мне затем поступают нарекания: мол, у вас сорта плохие, они не растут. Нужно этому противостоять!»
От первого лица
Игорь ЗАВАДСКИЙ, директор «Солана Украина»:
«Нужно, чтобы белорусский картофель звучал гордо»
— Зерновые и масличные культуры не требуют таких затрат, как картофель. Главное, не забыть весной посеять, осенью собрать. А картофель — другая история: семена сохрани, посади, вырасти, упакуй, причем в разную упаковку, приди с картофелем в супермаркет! С зерном же — с элеватора отгрузили и до свидания! Поэтому, как мне кажется, сегодня у многих есть соблазн прекратить нервотрепку с картофелем. Но в Беларуси, на ваших песчаных почвах, сложно выращивать какую-то другую культуру, кроме картофеля. Песчаные почвы дают реальное качество, они действительно позволяют вырастить качественный продукт. Нужно, чтобы белорусский картофель звучал гордо и всегда был на уровне. Почему завозится много импортного картофеля в Россию? Потому что качество!
Кроме того, нужен маркетинг, нужны люди, которые смогут этот картофель продать. Очень важный момент — переработка. Да, у нас она не так развита, как в европейских странах. К примеру, уличный перекус — это направление нужно развивать, чтобы студенты ели не какие-то сухарики, а картофель.
Генеральный директор ассоциации «Белинвест-Агро» Александр ЯРОХОВИЧ:
«На российском рынке можно победить только качеством»
— За последние годы экспорт белорусского картофеля стабилизировался на уровне 200–300 тысяч тонн. Но нас волнует другое, что Россия не стоит на месте. Сегодня российское картофелеводство развивается по инновационному пути, с хорошим государственным финансированием и активным присутствием частного капитала. В настоящий момент производство картофеля в России составляет около 30–32 миллионов тонн, что превышает уровень потребления. В 2015 году в России отмечалось перепроизводство картофеля, и цена осенней закупки была практически равна осенней. Прошлый год для России также оказался неплохим. Но при хороших валовых сборах у них нет качественного картофеля, поэтому уже с января в Беларуси очереди за качественным картофелем.
В связи с этим, во-первых, мы должны сконцентрироваться на выращивании продукта высокого качества. Во-вторых, нужно активно развивать переработку. Но не так, как это сегодня у нас происходит: все сводится к производству крахмала. И, конечно, нужно расширять географию экспорта. Хотя нашим основным партнером все равно остается Россия, но на рынке этой страны можно победить только качеством.
Алексей КРАСИЛЬНИКОВ, исполнительный директор Российского картофельного союза:
«Очереди выстраиваются за вашим картофелем»
— В прошлом году Беларусь поднялась на третью позицию с пятой как поставщик семенного картофеля в Россию. Это очень перспективная тема, потому что качественного картофеля не хватает. Сегодня наши предприниматели выстраиваются в очередь за вашим картофелем.
Данные РУП «НПЦ НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству»