БОГДАНОВ А.И.: Экспорт продовольствия в цифрах и фактах

В 2019 году экспорт продукции АПК оставался важнейшим направлением во внешней торговле. Об итогах работы аграриев и переработчиков на зарубежных рынках рассказал начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Алексей БОГДАНОВ.

Алексей БОГДАНОВ — начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

5,5 миллиарда долларов — суммарный объем

Алексей Богданов, в частности, отметил, что доля сельхозпродукции и продуктов питания в общем экспорте страны в 2019 году составила 16,8 %. Суммарный объем внешних продаж в категории превысил отметку 5,5 млрд долларов! Это на 4,5 % больше, чем в 2018-м.

Ощутимо выросли поставки молочной продукции, мяса птицы, яиц, рапсового масла, рыбных продуктов, консервированных овощей и фруктов, соевого масла, шоколада и прочих готовых продуктов, содержащих какао, а также картофеля.

104 экспортных направления

Успешно решается и задача географической диверсификации экспорта. Сельскохозяйственная продукция и продукты питания в 2019 году поставлялись в 104 страны мира. Не ослабляя своего влияния на традиционных рынках, отечественные производители осваивают новые направления.

Так, в прошлом году начались поставки молочной сыворотки и сухого обезжиренного молока в Афганистан, молочных консервов и сухого молока — на Кубу, сухого обезжиренного молока — в Бенин, Мозамбик, Нигер. В Анголу и Буркина-Фасо стали продавать солод, в Уругвай — алкогольные напитки, в Финляндию — пушно-меховое сырье, в Албанию — сахар и картофель, в Боснию и Герцеговину — картофель.

Таким образом, теперь на государства ЕАЭС приходится 84,7 %, Евросоюза — 4,4 %, на иные страны — 10,9 %.

 

Сегодня мы стремимся так организовать производство, чтобы в основном торговать продуктами с высокой добавленной стоимостью. Многие экспортные товары и торговые марки напрямую ассоциируются с нашей страной и традиционно попадают на прилавки магазинов под маркой «Сделано в Беларуси». Благодаря высокому качеству, они завоевывают любовь и доверие все более широкого круга покупателей.

 

3 процента — рост продаж в Россию

Доля российского экспорта в общем объеме внешних продаж хоть и снизилась на 1,2 %, но остается достаточно высокой. В 2019 году белорусские производители поставили в Россию продовольствия на 4,3 млрд долларов (на 3 % больше по сравнению с 2018-м).

Алексей Богданов отметил, что основным драйвером роста поставок в Россию стала молочная продукция. Выручка от ее экспорта увеличилась на 23 %. Выросли также поставки яиц, льноволокна, желатина, семян, рапсового масла.

Снижение продаж мяса в соседнюю страну объясняется действием временных ограничений на поставки отдельных видов продукции. В частности, весной 2019 года под запретом Россельхознадзора оказался экспорт говядины на кости из стран, не имеющих официального статуса Международного эпизоотического бюро по губкообразной энцефалопатии, в том числе из Беларуси. Позже они были сняты.

«Немного снизились продажи в Россию мяса птицы, колбасных изделий, свинины, — проинформировал Алексей Богданов. — Однако сегодня склады белорусских производителей пустые. Те товары, которые по разным причинам недопоставили на российский рынок, были перенаправлены на другие».

Балансы поставок на этот год уже подписаны, их размеры останутся практически на уровне 2019-го. Планируется отправить российским контрагентам 3,6 млн тонн молочной и 316,0 тыс. тонн мясной продукции.

15 полноконтейнерных поездов в Китай

Увеличиваются объемы и ассортимент поставок в Китай: в 2019 году экспорт в Поднебесную стал больше на 59,6 %, составив 131,5 млн долларов.

В мясной категории (говядина и мясо птицы) — акцент на товары с высокой добавленной стоимостью. Объем экспорта переработанной мясной продукции увеличился на 53,3 млн долларов и достиг 44,1 % в общей структуре экспорта продовольствия в Китай. Кроме этого, выросли поставки рапсового масла, льноволокна, шоколада и прочих готовых продуктов с содержанием какао, алкогольных напитков, вод, включая минеральные, а также сухого обезжиренного молока и сухой молочной сыворотки.

Собеседник отметил, что уже наработана практика поставки белорусского продовольствия в Китай целыми полноконтейнерными поездами. Отправлено уже порядка 15 составов с молочной продукцией. В конце 2019 года планировали отправить еще один — с говядиной и мясом птицы. Однако по объективным экономическим причинам эта поставка сдвинулась на 2020-й.

«С одной стороны, требовалось больше холодного подвижного состава (мясная продукция требует глубокой заморозки, ее надо поставлять не простыми контейнерами, а теми, которые держат низкую температуру), с другой — подобные объемы выгоднее поставлять морским путем, — пояснил Алексей Богданов. — С учетом того, что в последнее время еще несколько белорусских предприятий получили право на экспорт мяса в Китай, а это подразумевает, что ассортимент и объемы возможных поставок увеличатся, планируется продолжить практику доставки именно железнодорожным транспортом».

Плюс 4,2 процента — план на 2020 год

«Линия на дальнейшее наращивание экспорта продовольствия будет продолжена и в 2020 году. Есть планы увеличить зарубежные поставки более чем на 4 % и выйти на сумму, превышающую 5,7 миллиарда долларов», — поделился Алексей Богданов.

Основным драйвером роста останутся молочные продукты. Ожидается, что результатом проделанной работы по улучшению содержания молочного скота на фермах станет рост его продуктивности и производства молока. Это дополнительное молоко при благоприятной конъюнктуре рынка, которая, по прогнозам, сохранится и в 2020 году и обеспечит прирост объемов экспорта.

Также определенные надежды возлагаются на растениеводство, отметил начальник главного управления ВЭД. Есть все предпосылки к тому, чтобы ожидать роста производства экспортируемой растениеводческой продукции.

Ставка на бренд «Сделано в Беларуси»

«Сегодня мы стремимся так организовать производство, чтобы в основном торговать продуктами с высокой добавленной стоимостью. Многие экспортные товары и торговые марки напрямую ассоциируются с нашей страной и традиционно попадают на прилавки магазинов под маркой «Сделано в Беларуси». Благодаря высокому качеству, они завоевывают любовь и доверие все более широкого круга покупателей. Результат этой целенаправленной политики — серьезный рост экспорта готовых изделий из мяса: деликатесной группы, консервированных продуктов, колбасных изделий. А за счет диверсификации рынков мы вышли на стабильно растущие показатели», — заключил Алексей Богданов. 

Источник: ПРОДУКТ.BY