Павел СТАЙНОВ: «Белорусам придется приспособиться»

Павел СТАЙНОВ
Павел СТАЙНОВ
управляющий компании ЗАО «Мясо-молочная компания»

На 10-15% вырос спрос на цельномолочную продукцию в феврале-марте, по оценке управляющего компании ЗАО «Мясо-молочная компания» Павла Стайнова. Что продавала компания в Китай в первые месяцы нового года, о трендах на рынке, к которым белорусы должны приспособиться — Павел СТАЙНОВ рассказал ПРОДУКТ.BY.

— Что сегодня происходит с поставками молочной продукции в Китай?

Павел СТАЙНОВ — управляющий компании ЗАО «Мясо-молочная компания»

— Первая проблема — логистические «пробки», возникшие из-за пандемии. Вторая проблема — сегодня Китай еще доедает запасы, сделанные в ноябре-декабре прошлого года. Тогда был огромный спрос, цена росла каждый день. Многие компании поставляли с отсрочкой платежа, а сегодня Китай начинает отказываться от товара по этим ценам, потому что сегодня цены уже другие. И это третья составляющая коллапса. Она вызывает череду юридических разбирательств, длительных по времени, которые отвлекает потенциальных покупателей. Но белорусские компании, в основном, работают по предоплате, хотя китайцы пытались нас заставить работать без предоплаты.

Четвертая проблема: европейские компании снижают цены на свою продукцию, чтобы реализовать складские запасы. По отношению к белорусским ценам это демпинг в Китае в прямом виде!

Что касается нашей работы, то мы в январе-марте отправляли в Китай льноволокно, за этот период поставили более тысячи тонн. Совместно с ОАО «Волковысский Беллакт» осваивали Венесуэльский рынок молока, подписаны контракты на поставку на экспорт мокросоленых шкур КРС. Подготовлены к отгрузке первые контейнера мяса говядины.

— Произошла смена ассортимента поставок из-за прекращения экспорта молочных продуктов?

— Да, наше правительство постоянно толкает к диверсификации рынков сбыта и ассортимента продукции.

— Насколько успешно продается льноволокно? Насколько оно конкурентоспособно?

— Европейские поставщики больше работают в сегменте длинного волокна, а мы — в сегменте короткого льноволокна. Если говорить о конкурентоспособности, судите сами: за три месяца с начала года всего в Китай поставлено 1,5 тыс. т льноволокна, из которых тысяча тонн — наша.

Что касается сухого молока, 20 марта была первая поставка полноконтейнерным поездом в Китай — 1025 т.

— По какой цене вы договорились с Китаем?

— К сожалению, цены падают каждый день. Мы продаем по ценам ниже прошлогодних.

— На какую рентабельность вы выходите?

— Молочный бизнес вообще высококонкурентный, а следовательно о большой рентабельности говорить неправильно. Если максимальная рентабельность составляет 5%, то сейчас — менее 2%.

— Каковы ваши краткосрочные прогнозы? Принимая во внимание, например, такую ситуацию — когда предприятие вынуждено будет закрыться на карантин из-за заражения его сотрудников?

— Если говорить о ценах, то они будут снижаться, пока не достигнут своего дна. Если же говорить о возможном карантине, то на китайском рынке зарегистрировано более 50 белорусских молочных предприятий — потеря одного не должна сказаться на поставках. Кроме того, в Беларуси нет ограничений, что все должны работать через одного трейдера. У нас многоканальная система продаж.

— Как вы в целом охарактеризуете ситуацию и настроение на белорусском рынке вследствие пандемии? Ничего подобного ранее не было?

— Я бы так не сказал. Переработчиков «давит» ситуация с ценами — о чем я говорил выше. А что касается внутреннего рынка, то потребление цельномолочной продукции выросло за последние два месяца на 10-15%. Это достаточно новое явление.

— Как вы его объясняете?

— Население делает запасы: мясо кладет в морозилку, крупы — в шкаф. А цельномолочной продукцией питается — вот почему произошел рост.

____________________________

Читайте по теме:

Роберт ХМЕЛЕВСКИЙ: «Китайцы ведут себя так, как будто у них не было вируса»

Олег КОШЕВСКИЙ: «Как белорусским молочникам не упустить китайский рынок?»

____________________________

— Какие рынки сегодня наиболее перспективны?

— Рынки со значительным количеством населения. Так, например, это уже поняли европейские компании. Они производят молочные продукты, благодаря модернизации заводов, усовершенствованию технологий и рецептур, в частности, с добавлением растительных жиров, удешевляют тем самым конечный продукт, и направляют в страны с менее развитой экономикой: Пакистан, Индия, африканские страны, с которыми мы, к слову, начали работать.

— Какие меры в отношении коронавируса вы предпринимаете на предприятии?

— Понятно, что меры безопасности усиливаются, но дело в том, что в Беларуси санитарно-эпидемиологические требования всегда были жестче, чем в Европе. Беларусь эти нормы сохранила, а Европа утратила. Они только сейчас начинают вводить то, что у нас создано давно.

— Вы сказали о применении растительных жиров- это направление сегодня преподносится, как более здоровое в производстве молочных продуктов. Вы следуете этому тренду?

— Давление рынка когда-нибудь вынудит белорусских переработчиков пойти на удешевление себестоимости. Это неизбежно. Рынки малоимущих стран требуют от Европы, чтобы она их кормила — за то, что раньше они были колонизированы. Дорогим продуктом кормить не получится, и было придумано разбавлять продукты заменителями белка, растительными жирами. Естественно, такого рода продукция будет проникать и на европейские рынки и давить на них. Это тренд сегодняшнего дня, как бы мы этого не хотели. Мы должны будем приспособиться.

А что касается утверждений, что растительные жиры более полезны, чем натуральные, ну что тут скажешь, мое субъективное мнение, что это маркетинг и только.

— Как вы полагаете, возможно ли изменение этого тренда на противоположный, как это часто происходит?

— Я так не думаю. Экологические продукты сегодня тренд, но не для массового потребителя. Сегодня господствует цена. Это сегодняшняя перспектива.

Записала Марина Гуляева

Источник: ПРОДУКТ.BY