Олег КОШЕВСКИЙ: «Как белорусским молочникам не упустить китайский рынок?»

Олег КОШЕВСКИЙ
Олег КОШЕВСКИЙ
представитель компании Global (Сингапур), генеральный директор СП «Орлея» ООО

Китайский рынок в ближайшем будущем может стать премиальным для белорусских предприятий, считает трейдер с многолетним опытом поставок в КНР Олег КОШЕВСКИЙ — представитель компании Global (Сингапур), генеральный директор СП «Орлея» ООО. Как не упустить своих возможностей в Поднебесной он рассказал корреспонденту ПРОДУКТ.BY.

Олег КОШЕВСКИЙ — представитель компании Global (Сингапур), генеральный директор СП «Орлея» ООО Китайский рынок огромный и при этом он продолжает расти, в то время, как на российском — покупательская способность снижается, а конкуренция со стороны местных производителей нарастает. Пока соотношение цен, затрат на логистику и продвижение все еще в пользу российских поставок, но не нужно быть очень большим экспертом, чтобы понять: так будет не всегда.

Наша компания уже более 10 лет поставляет белорусскую молочную продукцию в Китай. И я не понаслышке знаю насколько это непростой рынок, понимаю его особенности, но уверен, что его емкость и темпы роста сулят большие перспективы.  

Сейчас, на фоне ослабления ограничительных мер и постепенного снятия карантина по COVID-19, начинается оживление, но большой активности со стороны китайских партнеров пока не ощущается. Это вполне объяснимо: были какие-то небольшие запасы с прошлого года, да и вообще, китайцы не склонны торопиться. Они всегда долго примеряются, торгуются за каждый цент до последнего. И такая «игра» предваряет практически каждый контракт.

Между тем, мы постепенно начинаем контрактоваться. Хотя и неторопливо, если сравнить с прошлым годом, когда в середине апреля уже прошли первые отгрузки, в этом — ближайшая планируется на первую декаду мая. Пока — только сухая сыворотка. Цена в этом году примерно на 5-10% выше чем в прошлом, но и доставка подорожала. Транспортные компании существенно подняли цены: каждый контейнер из Беларуси до одного из китайских портов стал дороже ориентировочно на 600 долларов (плюс 30 % к прошлогодней цене — 2600-2700 долларов в зависимости от порта назначения вместо прошлогодних двух тысяч).

Рентабельность поставок невысока — порядка 3 %. Однако даже при таком раскладе, я уверен, стоит поддерживать и развивать отношения с китайскими партнерами. Ведь мы так долго боролись за этот рынок. Очень важно, что мы оказались на нем раньше российских коллег и нужно попытаться сохранить темп и развить это преимущество. Почему? Просто взглянем на цифры:   

В 1958 году среднегодовое потребление молока на душу населения в КНР было около 2,5 кг. В 1993-м — в среднем 5,4 кг. Десять лет спустя показатель вырос уже более чем в три раза — до 18,6 кг. А в 2017 году потребление молочной продукции хотя и достигло 36 кг на душу населения, составляло всего порядка 30% от среднемировых значений.

____________________________

Читайте по теме:

Роберт ХМЕЛЕВСКИЙ: «Китайцы ведут себя так, как будто у них не было вируса»

Павел СТАЙНОВ: «Белорусам придется приспособиться»

____________________________

Молочные продукты относятся в Китае к базовым, и уровень их потребления при любой цене сохранится на определенном уровне.

По данным аналитической службы Рабобанка, рост спроса на молочную продукцию в КНР составит 8-10 % ежегодно, импорт будет в ближайшее время расти на 2 % в год, а потребление на душу населения к 2024-му достигнет 44 кг.

Дополнительные предпосылки к росту потребления молока в КНР создал коронавирус. Задача укрепления иммунитета граждан решается на государственном уровне с привлечением научных и медицинских исследований. На их основе власти страны разработали рекомендации по питанию. Большая роль в них отводится молоку и молочным продуктам. Зная, как серьезно воспринимают китайцы подобные документы, можно с большой долей уверенности сказать, что потребление молока в стране будет расти ускоренными темпами.    

Однако расслабляться не стоит — Россия — наш основной экспортный рынок на сегодня — не только ежегодно наращивает собственное производство молока, но и строит амбициозные экспортные планы. Число российских заводов, сертифицированных на поставки в Китай, уже приближается к трем десяткам. Получается, что конкуренция будет усиливаться и в самой России, и в том же Китае. В поставках цельномолочной продукции (питьевые йогурты, стерилизованное молоко, творожные продукты) придется конкурировать с европейскими производителями, но я считаю, что у наших предприятий есть все возможности потеснить их.

С учетом выше сказанного, ближайшие годы не будут для нас спокойными. Хотелось бы видеть от белорусских партнеров большую нацеленность на долгосрочные контракты и обеспечение стабильных поставок (надежность очень важна для китайской стороны). При этом они должны трезво оценивать уровень цен и ситуацию на рынке КНР. Не стоит забывать о присутствии других экспортеров — стран Южной Америки, Австралии. Крупнейшим поставщиком молока в Китай остается Новая Зеландия, но даже она не сможет закрыть растущую потребность в одиночку.

Продолжая внешнеторговое сотрудничество с КНР, можно более успешно продвигаться и в другие страны Юго-Восточной Азии — Сингапур, Вьетнам, Малайзию, Индонезию. Они также могут быть интересными для нас в перспективе, но думать об освоении этих рынков нужно заранее — получать сертификаты по стандарту «Халяль», аккредитовать в этих станах уже имеющиеся. Здесь, как мне кажется, большую помощь производителям могло бы оказать отраслевое министерство. Ведь это инвестиции в будущее.

Диверсификация рынков остается важнейшей задачей для отечественных предприятий. В нынешних условиях нестабильности, неопределенности, прогнозируемого мирового экономического кризиса нужно иметь больше вариантов для развития, стараться заглянуть за горизонт, а подвижность, готовность действовать особенно дорого стоят.

Источник: ПРОДУКТ.BY