Выросли — поняли, что на мороженом можно зарабатывать!

Татьяна БОНДАРЧУК
Татьяна БОНДАРЧУК
директор ОАО «Могилевская фабрика мороженого»

Черное мороженное «Воо!» взорвало рынок в прошлом году. Классический пломбир новой серии «Выросли — поняли» этим холодным летом стал раздражителем даже для крупных игроков. Но уже готов новый креативный продукт — многослойное мороженое Summerland — серия ярких и необычных современных вкусов. Директор Могилевской фабрики мороженого Татьяна БОНДАРЧУК поделилась с ПРОДУКТ.BY «взрослыми» мыслями о рынке мороженого и креативе, об истоках мотивации, а также о технологии и экономике мороженого.

Продолжаем удивлять

Могилевская фабрика мороженого — предприятие небольшое и узкоспециализированное. Чтобы сохранять конкурентоспособность рядом с более мощными игроками, приходится прикладывать недюжинные усилия — быть гибкими, креативными, чуткими к перспективным трендам, уметь удивлять.

«Мы — первые очень во многом, и гордимся своим имиджем первопроходцев — есть чем. Первыми вышли на рынок с бумажными пакетами на весовом мороженом, пакеты с ручками тоже вначале появились у нас, а теперь их используют все производители. Черное мороженое пусть и было продуктом одного сезона, но сделало нам прекрасную рекламу в прошлом году! А за фабрикой, благодаря ему, окончательно закрепился неофициальный статус самого креативного предприятия отрасли. Приятно вспомнить: продажи были феерические, спрос — огромный,  темп работы — сумасшедший. Но это было здорово! Появились азарт, желание творить и развиваться, создавать новые удивительные вкусы. Это, поверьте, совсем непросто, ведь вкус должен быть не только необычным, запоминающимся, ярким, но и стойким», — делится Татьяна Бондарчук.

Мороженое — вообще продукт весьма непростой. Масса нюансов в производстве, сложная логистика, сезонность. И продавать его бывает трудно даже летом, если оно  прохладное и дождливое. Это всегда держит коллектив в тонусе, заставляет выбирать непростые пути, а порой — и рисковать.

     
 

"Всего два новых продукта сделали нам 15 % от общего объема выручки, в то время как традиционные линейки дают обычно 3–4 %. Мороженое «Воо!» показало, что такие звездные продукты — отличная возможность заработать!

 
     

Для тех, кто понимает

Одним из таких рискованных шагов стал выпуск новой пломбирной линейки «Выросли — поняли». Она пришла на смену традиционному, знакомому многим с детства пломбиру. Действительно, это был серьезный риск — изменить весь свой пломбирный ряд, который  узнаваем на рынке уже много лет. Но на предприятии уверены, что это был правильный ход. Появилась новая торговая марка, понятная современным взрослым потребителям, предпочитающим классику. (Проведенные маркетинговые исследования показали, что именно они составляют значительную часть целевой аудитории.) Говорящее название «Выросли — поняли», упаковка с лаконичным дизайном и жизненными фразами — в противовес нарочито «детскому» оформлению. Симпатичные билборды с рекламой новой торговой марки, ее философия, трогательная связь с детством никого не оставили равнодушными.

О том, что идея сработала, свидетельствует реакция коллег; как считают на Могилевской фабрике мороженого, — немного неуклюжая. Ведь здесь привыкли, что креатив нужен в первую очередь в момент создания новых продуктов — было бы что рекламировать! «Более крупные и мощные игроки давят своими ресурсами, небольшому специализированному предприятию конкурировать с ними очень сложно, но мы стараемся, идем своим путем, делаем ставку на эксклюзивные продукты. Приходится креативить, жить на одной ноге. Здесь особенно важно, что во всех начинаниях команда поддерживает меня, как руководителя. Технологи, маркетологи, продавцы выкладываются по полной, всегда готовы на эксперименты», — рассказывает директор.

К новым высотам

Но не все зависит только от энтузиазма коллектива и его желания создавать новые сногсшибательные рецепты. Ведь без нового современного оборудования далеко не уйдешь.

Татьяна Бондарчук считает: «Сама жизнь привела нас к довольно рискованному в нынешней рыночной ситуации решению вложиться в техническое и технологическое обновление. Но мы приняли его вполне осознанно и в этом году на 80 % поменяли ассортимент продукции. Сегодня, когда рынок мороженого штормит, подобные шаги даются особенно сложно. Принесут ли эти вложения тот эффект, которого мы так ждем? Уверена — да, отдача обязательно будет, хотя и не так быстро. Новое оборудование открывает головокружительные возможности для производства многослойного мороженого. С ним можно и до звезд достать, и станцевать вальс, рок-н-ролл, полькубабочку. Вариаций не счесть — любые сочетания слоев, интересные цвета, необычные текстуры».

     
 

"Торовая марка Summerland — новое слово в производстве мороженого. Тому, что сейчас запустили в производство, просто нет аналогов на постсоветском пространстве. В этом продукте — труд, коллективное творчество и, если хотите, душа каждого, кто имеет к нему отношение.

 
     

 

Мороженое — это любовь

«Мы все вместе растем, развиваемся и каждый день открываем что-то новое, становимся взрослее и понятливее. Ведь я и сама выросла в директора на этом предприятии. Что поняла? Что это великое счастье — любить свою работу. Вкладывать в нее все лучшее, что в тебе есть, и получать результат. В минуты слабости, когда, бывает, хочется все бросить и уйти, вдруг понимаю: а как жить без всего этого? Я же просто погибну. Директор для меня — уже не должность, а образ жизни», — считает Татьяна Бондарчук.

Люди в коллектив приходят такие же ответственные — основной костяк работает на фабрике много лет. И хотя с кадрами сейчас очень сложно, директору удается найти «правильных» сотрудников, которые, как дети, радуются успехам и не стесняются слез в случае неудач. Такие работают не за страх, а за совесть. И даже, если что-то не получилось сегодня, завтра обязательно будет результат, ведь им нравится эта работа. Каждый до мелочей знает свой участок, проявляет инициативу, понимает свою ответственность.

За всех в ответе

Конечно, всегда нужен кто-то самый главный. Есть моменты, когда, принимая решение, нужно брать ответственность на себя, и это безусловная прерогатива директора.

«Думаю, что руководитель должен быть достаточно строгим, уметь спросить, контролировать результаты. Но в то же время — непременно понимающим. Правильно это или нет — не мне судить, лучше спросить у подчиненных. Хотя я чувствую, что меня любят. Это греет, поверьте! Каждый год на день рождения — море цветов: каждый цех хочет сделать мне приятный подарок. И на 8 Марта, и день рождения — стихи собственного сочинения, и там только теплые слова. Это приятно. Вообще, у нас принято ругать любого руководителя. Меня, наверное, тоже ругают. Но и любят. Думаю, ценят просто за то, что несу груз ответственности за всех.

На фабрике работает 300 человек — у каждого семья, дети. И все смотрят на меня с надеждой, что наше предприятие было, есть и будет. Фабрика — это мое детище, и я не могу быть к ней равнодушной. Мне нравится, что у нас что-то получается, есть результаты на выходе. Конечно, сложно увязывать показатели и креатив, но мы стараемся, а где-то — и рискуем. И если говорить о самых ярких моментах в моей жизни, все они связаны с работой и взаимоотношениями в коллективе», — убеждена Татьяна Бондарчук.

С небес — на землю

В повседневной жизни много сложностей, и не всегда все зависит от нас. Могилевских мороженщиков волнуют, например, непростые отношения с сетями. Отдача от сотрудничества с ними далеко не адекватна тем усилиям и в особенности финансовым затратам, которые обеспечивают присутствие на полке.

Как считает Татьяна Бондарчук: «Предприятия, которые работают в основном на внутренний рынок, очень сильно это на себе ощущают. За прошлый год на эти цели у нас ушла сумма, сопоставимая со стоимостью нашей новой линии. А ведь эти деньги можно было использовать на развитие производства, внедрение современных технологий, автоматизацию процессов. И делать все это можно было в темпе, двигаясь на шаг впереди рынка, а не в постоянной погоне за лидерами. Если хотя бы половина того, что мы тратим на выплаты сетям, оставалась на предприятии, здесь можно было все переустроить.

Новая линия, которую мы внедряли три года, была жизненно необходима фабрике: без модернизации будущего у предприятия просто нет. Имея средства, можно было быстро купить, запустить, за год-другой отбить инвестиции и двигаться дальше. Государство могло бы получить гораздо большую прибыль. Отвлекая значительные средства на продвижение, мы фактически тормозим свое развитие. Без новых современных продуктов становимся неконкурентоспособными и на отечественном, и на внешних рынках. Стоять на месте нельзя. Если не развиваешься, значит, откатываешься назад. Мы стараемся не тормозить».

Ольга ВАСИЛЬКОВА — заместитель директора по производству Ольга ВАСИЛЬКОВА: «Сочетания складывались порой самые невероятные. Помимо принятых и одобренных, были даже варианты со вкусами свеклы, моркови, рассматривались веганские и ЗОЖные веяния — такие популярные сегодня, были и белковые, и йогуртовые, и чайные вкусы».

Мы еще покажем класс!

Торговая марка Summerland имеет все шансы стать новой звездой рынка. Отзывы о новом продукте только позитивные. И это несмотря на то, что это непривычный для белорусов продукт. Однако у него еще все впереди, уверены на предприятии.

Заместитель директора по производству Ольга ВАСИЛЬКОВА отмечает: «Позади — огромный пласт работы, очень интересной для всех нас. Summerland — целая серия продуктов: шесть уникальных сочетаний вкусов, текстур и цветов. Однако на первом этапе их было много больше. Искали вдохновение на зарубежных выставках, повышали квалификацию на семинарах. Пытались понять, каким быть новому мороженому, изучая с маркетологами вкусовые предпочтения отечественных потребителей и мировые тренды. Приходилось изучать свойства новых ингредиентов, создавать свою концепцию для каждого продукта.

Целая история связана с популярным японским чаем матча. Он широко известен как кладезь антиоксидантов. Это показалось нам интересным, как и то, что для заваривания применяется мелкодисперсный порошок, который употребляется вместе с самим напитком и усваивается практически полностью. Правда, в своем первозданном виде матча имеет вкус свежего сена — такой мало подходит для приготовления мороженого. Но вытяжка из него придает продукту особую неповторимую нотку. У каждого вкуса своя история. Там, где есть тыквенный слой, используются наполнитель с натуральным тыквенным пюре и измельченные тыквенные семечки. И вкусно, и очень полезно!

Особую ноту в неповторимое сочетание вкусов мороженого Summerland вносят прослойки из карамелизированного миндаля, натуральной апельсиновой цедры, дробленого шоколадного драже, глазированного воздушного риса.

Красивых идей была масса, но не все оказались жизнеспособными. Задача технологов — найти ароматы и вкусы, которые остаются на протяжении всего срока хранения продукта, не оставляют химического послевкусия. Требования к ингредиентам самые строгие, поэтому мы работаем только с проверенными поставщиками. Что получилось в итоге — судить нашим потребителям. Надеемся, они оценят наши усилия».

Татьяна Бондарчук резюмирует: «О вкусах, конечно, можно спорить, а вот качество должно быть бесспорным всегда! В новом продукте я уверена на 100 и даже на 200 процентов. Ведь мы делаем его исключительно по государственным стандартам: то, что написано на упаковке, полностью соответствует действительности. За такой продукт не стыдно.

Мы учли вкусовые трендовые и современные рыночные требования, использовали высококачественные ингредиенты и получили яркий и современный продукт. Надеемся, что он станет еще одной сенсацией на белорусском рынке мороженого. Дайте нам только солнца»!

 

Источник: ПРОДУКТ.BY