Инновации и сложные продукты могут стать главной стратегической перспективой

Михаил Мищенко
Михаил Мищенко
директор Центра изучения молочного рынка (Россия)

Возможности для развития молочных производств, о которых я хочу сказать, требуют нового взгляда на молочную продукцию как таковую и на само молочное производство в целом. Потребители возрастом от 18 и старше становятся все более значимой для рынка категорией. Нужно поворачиваться лицом к этому поколению,  учитывать его вкусы, предпочтения и образ жизни. С другой стороны, надо искать новые возможности на внешних рынках.

Сейчас натуральному молоку приходится конкурировать с разного рода популярными напитками. И в такой конкуренции позиции его не очень-то выигрышны. Последние дешевле, проще в производстве и, условно говоря, «вкуснее», то есть понятнее и привычнее для молодежи.

С учетом этого одна из самых интересных перспектив молочного рынка связана с возможностью «спрятать» молоко в других продуктах. Развивать производство современных функциональных напитков, например. Больше фокусироваться на новых форматах переработки: сыр использовать в производстве пиццы, масло и сливки  — для кондитерских изделий и так далее. Нужна более глубока интеграция предприятий пищевой отрасли. Сейчас она включает производство кормов, получение сырого молока и его переработку и на этом заканчивается. Молочникам нужно налаживать взаимодействие с производителями пиццы, кондитерскими предприятиями, заводами медпрепаратов — потребителями фармакопейной лактозы. Развивать экспорт мороженого, кондитерских изделий, шоколада, конфет и прочего.

Также следует искать возможности в очень узких продуктовых сегментах. Пример — продукт глубокой переработки — молоко для капучино на основе восстановленного молока, обогащенного концентратом сывороточного белка для устойчивости пенки. Интересно, что в Китае сейчас наряду с кофе-капучино приобретает популярность аналогичный напиток на основе чая, который тоже подают с молочной пенкой.

В мире очень быстро растет сегмент общепита. В Китае это особенно заметно. В связи с чем стоит более активно продвигать туда продукты для общепита и HoReCa.

Детские молочные продукты, по оценкам маркетологов, — достаточно перспективный сегмент. Но и нетрадиционные молочные продукты для детей тоже будут становиться более популярными.

Если говорить об экспорте в страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, важно понимать, что там вообще не пьют молока, не употребляют масла. Но любят круассаны, сдобную выпечку, перекусить на ходу.

Главное преимущество Беларуси сегодня в том, что у нее много молока. Но для того, чтобы в полной мере использовать этот козырь, потребуются серьезные вложения в пищевую отрасль для обеспечения более глубокой переработки, создания инновационных продуктов с высокой добавленной стоимостью. Нужно проводить перевооружение, привлекать инвестиции, налаживать партнерские отношения.

Источник: Produkt.by