Вы здесь

Белорусское органическое земледелие в законе

9 ноября 2019 года в Беларуси вступит в действие принятый в конце прошлого года Закон «О производстве и обращении органической продукции».

Сейчас его положения детализируются — идет разработка необходимых подзаконных актов. Станет ли этот пакет документов драйвером развития нового направления сельскохозяйственного производства, — покажет время.

Но то, что сегмент органической продукции несет в себе огромный потенциал, — бесспорно.

Об этом, в частности, говорят фундаментальные исследования, проведенные Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO), Научно-исследовательским институтом органического земледелия (FiBL) и компанией Organic Monitor.    

Organic в мире

По определению, органическое сельское хозяйство — целостная система управления производством, которая способствует и улучшает здоровье агроэкосистемы, включая биологическое разнообразие, биологические циклы и биологическую активность почвы.

Последние глобальные данные FiBL по органическому земледелию, опубликованные в 2017 году, показывают, что наблюдавшаяся в последние годы положительная тенденция продолжается: потребительский спрос растет. Больше фермеров во всем мире стало заниматься выращиванием органических продуктов, больше земель сертифицировано как органические. В настоящее время 179 стран сообщают о своей деятельности по органическому сельскому хозяйству. В мире насчитывается более 2,4 млн органических производителей. К концу 2015-го общая площадь земель под органическими культурами была 50,9 млн га. Годовой рост, достигнутый между 2014 и 2015 годами, составил 6,5 млн га, что является самым высоким показателем до настоящего времени.

По данным компании Organic Monitor, мировой рынок органических продуктов питания в 2015 году достиг 81,6 млрд долларов. США — ведущие, с объемом 35,9 млрд евро. За ними следуют Германия (8,6 млрд евро), Франция (5,5 млрд евро) и Китай (4,7 млрд евро). В 2015-м на большинстве рынков наблюдался двузначный темп роста. Самую высокую долю органики на продовольственном рынке — 8,4 % — имеет Дания. Наибольшие расходы на органические продукты на душу населения были в Швейцарии (262 евро), Дании (212 евро) и Швеции (196 евро).

Постсоветские страны — в тренде

Тренд перехода к органическому сельскохозяйственному производству быстро распространяется на постсоветском пространстве, в том числе и при содействии FAO. Совсем недавно в эту ООНовскую структуру с просьбой о помощи в продвижении органического сельского хозяйства обратился Казахстан. Задача страны на первом этапе — улучшить показатели экологичности и обеспечить своим потребителям системы земледелия без пестицидов. FAO также оказывает содействие Азербайджану в совершенствовании национального законодательства и организационной структуры для органического производства, сертификации и маркетинга. Аналогичные мероприятия проводятся в Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане. Прирост производства органической продукции на Украине за последние пять лет составил 90 %.

На российском органик-рынке — дефицит

Несколько выбивается из общего движения российский рынок. На протяжении последнего десятилетия Россия претерпела ряд взлетов и падений внутреннего органического рынка. Из-за отсутствия внутреннего спроса на органические продукты, а также самого органик-рынка как отдельного сформировавшегося сегмента, закрылось несколько интересных успешных проектов.

Как отмечает российский эксперт по органическому сельскому хозяйству, кандидат биологических наук Давид Явруян, до 2014 года в России наблюдались рост органик-рынка и развитие тренда «БИО». Однако эта популярность в сочетании с абсолютным отсутствием информации и знаний об органик-продукции привели в России к появлению на рынке обилия местных игроков, зачастую не вполне чистоплотных. Возникли общественные движения и экспертные группы, клубы и даже местные сертификаторы, подчас не имеющие даже начальных знаний об органик-производстве. С 2010 года в стране действует ряд самопровозглашенных экспертно-сертификационных групп и организаций, которые выдают органик-сертификаты своего собственного образца. Общим для них является то, что они позиционируют себя как местные биосертификаторы, и при этом никто из них не имеет не только органик-аккредитации, но и не проходил соответствующего аудита.

Что за органик-продукция выращивается и производится в России?

Примерно 50 % операторов выращивают зерновые, бобовые и масличные (единицы из них также производят растительное масло), около 20 % занимаются дикоросами, преимущественно кедровыми орехами. Основная часть данной продукции продается за рубеж. Большой процент экспорта идет в Азию — в основном в Турцию и Китай. Об этом свидетельствует и выращивание российскими фермерами традиционных азиатских культур, таких как фасоль адзуки, соя, нут. Часть продукции экспортируется в Европу.

Какие органические продукты продаются в российских магазинах?

Биопродукты российского производства — это крупы, мука, мед, иван-чай, кедровые орехи. В интернет-магазинах можно также найти некоторые сезонные органические овощи и фрукты от российских фермеров. Молочные продукты представлены всего лишь одной фермой, и цены на них сильно завышены, поскольку сама ферма и объем производимой на ней продукции — маленькие, а инвестиции в строительство и оборудование фермы, а также в сертификацию — большие. Органический скот выращивают во всей России всего три хозяйства.

Ассортимент российских полок органической продукции дополняют импортные биопродукты. В основном это снеки, сладкие и соленые, например, фруктово-злаковые батончики, овощная консервация, соки, крупы, спагетти, чай, кофе, какао, шоколад, суперфуды.

Основной потребитель органических продуктов в России — жители крупных городов, прежде всего, Москвы и Санкт-Петербурга. Покупают россияне органические продукты по преимуществу в премиум-супермаркетах крупных городов и интернет-магазинах. В более доступном ценовом варианте биопродукты представлены в сети гипермаркетов «АШАН». В связи с тем, что из-за кризиса цена на импортную биопродукцию выросла почти в два раза, органическая продукция из Европы стала практически недоступной для потребителя со средним достатком даже в крупных городах. Поэтому сегодня средний класс предпочитает органической натуральную продукцию, то есть без синтетических добавок в составе, но и без органического сертификата. Выбор такой продукции намного шире, и она значительно доступнее по цене. Таким образом, в России мировая тенденция развития органического движения ушла в русло натуральной, а не биопродукции.

Беларусь, на старт!

В 2018 году Беларусь впервые вошла в группу стран, где есть законодательство, регламентирующее деятельность в области органического сельского хозяйства. По данным справочника World of Organic Agriculture-2018, к органическим относятся 2747 гектаров белорусских некультивируемых земель. Около 100 из них используются для выращивания ягод, остальные — грибов. Однако эти данные, по мнению отечественных специалистов, далеко не полные.

В списке сертифицированных производителей органической продукции два с половиной десятка агропредприятий и фермерских хозяйств. Но до настоящего времени все они проходили сертификацию в зарубежных организациях. С принятием нового закона в Беларуси должен будет появиться национальный орган по сертификации.

Таким образом, процедура выхода на этот рынок станет, как ожидают перспективные игроки, проще. Это, безусловно, позитивное движение. Как следует из вышесказанного, ниша сертифицированных органических продуктов практически свободна на самом близком и понятном отечественным производителям российском рынке, активно расширяется на привлекательных западноевропейских, а также в Китае и Ближневосточном регионе. Кроме того, по мнению экспертов, для белорусских экспортеров движение в данном направлении может стать весьма полезным в условиях нарастающей конкуренции на всех интересующих их направлениях.

Источник: Produkt.by

Читайте также
В Беларуси принят Закон «О производстве и обращении органической продукции», который будет введен в действие 9 ноября...
За первый месяц лета произошло много событий, к которым в большой степени имел отношение Минсельхозпрод. Мы напомним...
На круглом столе в Институте мясо-молочной промышленности состоялось обсуждение вопросов детского питания с участием...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
 

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.

*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.