О будущем молочной отрасли Республики Беларусь

Олег ДЫМАР, доктор технических наук, профессор:

Есть несколько сценариев развития молочной отрасли Республики Беларусь. Например чудесный, его озвучивают представители Минсельхозпрода Республики Беларусь. По нему в текущем году на переработку поступит около 8.750 000 тонн молока, а к 2030 году около 11 500 000. Возможен ли он? Да, возможен. Вероятен? Не уверен.

Фото: из интернета

В прогнозировании есть интересный финт — наиболее часто сбывающиеся прогнозы — это прогнозы типа «приблизительно останется все так, как есть сейчас». Понятно, что такие прогнозы скучны и банальны, но от этого они не становятся менее точными.

Вместе с тем, мировой экономический, социальный и культурологический кризис, достигнутые пределы роста молочной отрасли Республики Беларусь — это то, что есть в действительности.

В краткосрочном периоде (до полугода) можно прогнозировать отсутствие больших колебаний. Все-таки емкость рынка Российской Федерации достаточно велика и значительные резкие колебания на нем отсутствуют. Но есть тенденции.

Одна из тенденций это объективный рост собственного производства молока в России. При сохранении покупательской способности населения это значит сокращение импорта. Да, усилия по продвижению молока в массы — «три молочных продукта в день», — приносят и будут приносить свои плоды. Это потрясающая инициатива Союза. У меня она ассоциируется лично с Артемом Беловым. Но темпы роста потребления отстают от роста собственного молока.

Таким образом сокращение (замена) поставок из Беларуси в Россию это объективный тренд на ближайшие три-пять лет. Ближе к окончанию этого периода можно прогнозировать появление значимого количества молочных продуктов из России в белорусских магазинах (это не факт, но вполне возможно).

Плюсом, можно сказать, что легенда о белорусском качестве сейчас работает все слабее. Почему — это вопрос дискуссии. Но тенденция налицо и она отмечается уже несколько лет.

По рынку Украины — в стране перерабатывается приблизительно 3,6-3,8 млн. тонн молока. Это совсем не много. Кажется, что есть возможность зайти с белорусской молочной на этот рынок. Но вот между понятием «есть возможность» и фактом «зайти» есть небольшая разница. На рынке Украины очень агрессивно и четко действуют молочные предприятия Польши. У меня совсем нет уверенности, что удастся в значимых количествах продавать продукцию белорусской молочной отрасли на полки в Украину. По биржевым товарам ситуация несколько другая, но Украина не является крупным покупателем биржевых товаров. Скорее наоборот.

Исходя из этого можно делать вывод о том, что в Республике Беларусь объективно складывается ситуация давления сбыта в сторону сокращения переработки молока по полочным позициям. Будет рост производства биржевых товаров. От того, смогут ли заводы правильно выстроить политику технической и технологической модернизации в меняющихся условиях хозяйствования, будет зависеть направление тенденций по производству молока. Смогут — будет примерно производство и переработка на уровне ± 7 млн тонн год. Не смогут — будет падение. Не думаю, что снижение будет значимым, но заветная цифра производства и переработки ± 5 млн. тонн выглядит более правдоподобной чем 11,5 млн. тонн. Скорее всего, показатель будет в промежутке 6-7 млн. тонн. Пойдет переток молока в сухие продукты, сыры с более длительными сроками созревания, например, чеддер.

Все это бы случилось раньше, но было «чудо» — контрсанкции РФ в 2014 году. Если бы не они, то не было бы более 5 лет успешного сбыта в Россию белорусской продукции. И нужно признать, что белорусская молочная промышленность к этому «чуду» была готова.

Возможны ли «чудеса» в ближайшем будущем? Да, конечно, но не факт, что «чудеса» будут в плюсе. А вот готовы ли мы работать в зоне сценариев «-». Вот тут у меня нет уверенности.

Источник: The DairyNews